Скорбь-это...

Людмила Куликова 3
 Я "созрела" ,чтобы понять и попытаться объяснить,что такое "скорбь."Тем более, что пришлось чуточку,может ,на мизинчик прикоснуться  ней,увидеть своими глазами. Не путать со словом "горе",оно просто "примечание" к великой боли под названием "скорбь". В Магадане стоит памятник "Маска Скорби",стоит при въезде,потому что отсюда и сюда шла дорога на каторгу,по которой прошли,провезли миллионы невинных людей. Когда поставили этот памятник, посыпались нелепые осуждения к  автору Эрнсту Неизвестному,потому что и памятник несуразен,бесформен,практически непонятен для человека постороннего,но едут сюда люди и едут,возлагают цветы,льют слёзы,стоя на коленях,ставят свечи.
       Я уезжала из Магадана,когда памятника ещё не было,а маску и скорбь успела увидеть незримо. Со мной работали люди,которые были невыездными,их репрессировали ,но они уже не уезжали "на материк"-там их нито  не ждал.Выросли их дети,а скорбь осталась на лицах. Моей близкой подругой по работе была Оленька,еврейка (это важно),умная, ласковая ,любящая работу и детей. Семью выслали за то,что отца Ольги,будучи бухгалтером на предприятии,посчитали врагом и отправили на Колыму. Потом быстренько разобрались и отпустили,но они остались ..и сколько их таких. Узнавала их истории не сразу,потом кто-то обязательно рассказывал тихонько.
   В школе работал сторожем Дядя Вася,пел замечательно,классический тенор. Оказывается  он пел в Большом театре,беззаботно перепел частушку немыслимую-и выслали за такую "провинность"Обожал Собинова (тенор). Когда я оказалась без жилья,предложил 2000 рублей,чтобы я купила балок. Отдала,когда смогу.У него была вторая семья уже тут,на Колыме,а к первой так и не съездил.  А мой любимый школьный завхоз,интеллигент до мозга костей,я уже   тогда назвала бы  его бизнесменом,потому что он умел менять шило на мыло и доставать недоставаемое-и всё для детей интерната. Мрачное впечатление оставил слесарь школы дядя Паша,маленький,мрачный.Мы знали,что он в подвале "обдирал" собак и шил  из шуры шапки. Новый директор уволил его,а когда открыли  "царство" дяди Паши,ужаснулись обилию обглоданных крысами костей. Понятно,почему дети невзлюбили слесаря,а позже узнали,что он был в войну в числе бендеровцев,осуждён и находился в тюрьме много лет.   Больше,конечно ,осталось порядочных,но обиженных людей.
     Живя на "материке",я и многие думали,что на Колыму люди едут зарабатывать,Это тоже было правдой...Тогда запрещали литературу ,рассказывающую  правду о колымских лагерях. Был даже приказ об изъятии из библиотек подобной литературы,например, "Колымские рассказы" Шаламова.
       Мне  как-то по работе пришлось проехать  по  Колымской трассе. Тяжёлое зрелище от множества пустующих бараков,заброшенных карьеров. Угнетающее зрелище и тяжёлое  душевное состояние давило именно скорбью на меня.
       Но жизнь продолжалась. Душевную скорбь я почувствовала,когда в школе проводила Праздник Октября. Как красиво было придумано: мы с ребятами- активистами   решили инсценировать революционный "Смольный". Директор нас поддержала. Школа тогда была лучшая в городе,это нас окрыляло. Напечатали "мандаты", в театре я взяла кожанки и бутафорные ружья. Замысел был таков: ученики входят в школу по паролю и мандату ...вот так было задумано, и я откровенно радовалась и потирала руки от предчувствия хорошей игры,настоящего праздника.Всё было подготовлено, и все дети знали о происходящем. А потом сами старшие ученики  проведут классные часы.
    Утром все стояли на своих местах,малыши звонко говорили пароль ,протягивали мандаты,шумно входили. Но ,когда пришла очередь старшеклассников,многие брезгливо отталкивали руки "революционеров". Один старшеклассник,глядя мне печально в глаза,сказал:"Зачем вы цирк устроили?"..И я опять почувствовала эту самую скорбь безысходности в глазах  некоторых старшеклассников. А позже я поняла,какую несуразицу организовала здесь,на Колыме. Ещё жива боль и скорбь от происходившего в душах колымчан. А позже многих ребят арестовали за распространение листовок. И это происходило в то время,когда по всем республикам шагали праздничные демонстрации,и народ отмечал революционный Октябрь. И я приехала оттуда,вся окрылённая идеями. Не вписалась. Да и не поняла происходящего,осудила."Есть у революции начало,нет у революции конца"-железный лозунг.
     Вспомнились мне и немцы,живущие по всей Средней Азии и Казахстану, не по своей воле привезённые в вагонах для скота на ПМЖ ,я отработала  в немецком посёлке более семи лет в школе,не почувствовав скорби старшего поколения,люди её не показывали ни  своим видом,ни словами,но держали в сердце-такое не забывается,не покидает.  А соседи-ингуши в Алма-Ате,тоже жившие  скорбно на чужбине?Но и те, и другие сберегли традиции и обычаи своих народов. Не знаю,правда это или нет. Рассказывали,когда разрешили выезд ингушей на родину,на Кавказ,домой,они выкапывали останки предков и вывозили с собой в вагонах. Такие скорбные поезда отъезжали от перронов. Жуткая, трагическая история у нашего народа. Только на Родине люди могли "снять" с лица маску скорби. А ребят-старшеклассников запомнила на всю жизнь.Как с этим им и их родителям пришлось прожить всю жизнь на Колыме? У многих и сейчас там живут внуки и правнуки, а следующие за ними поколения теперь могут и по книгам прочитать,и по телевизору посмотреть про скорбные страницы нашего народа, к которым я явно прикоснулась чуть-чуть,и этого хватило,чтобы понять,почему люди едут за тридевять земель к памятнику "Маска Скорби" :в нём,как в Храме на крови, собрана боль всех душ человеческих ,загубленных на Колыме, в ГУЛАГЕ....