Хмурый оружейный характер

Виктор Комосов
                (Рецензия по мотивам рассказа «Карабин», автор Лена Широкова)

    По своей природе, оружие чаще всего злым бывает. Казалось бы, бездушное металлическое изделие, а оно в любой момент норовит свою злую суть проявить. То стрельнёт «неожиданно» куда попало, то резанёт «нечаянно» своего неосторожного хозяина. Оно не может без ратного «дела» долго лежать - такова природа личного характера этого предмета. С таким посылом его создавали мастера-оружейники. Очень многие люди, к своему немалому удивлению, вынуждены отметить, что взяв в руки оружие, они невольно начинают ощущать желание немедленно применить этот предмет, как говорится: «Дать ему ход или пустить в дело».

   Тут проще всего списать всё на козни мистики. Хотя, вернее допустить, что это явление пока лежит за пределами изученного людьми. Ведь никого сегодня не удивляет запись звука, зафиксированного на магнитной ленте, посредством электромагнитных преобразователей. Возможно и кузнецы-оружейники, подспудно этим таинством владеют – энергию мысли передавать в электронные глубины кристаллической решётки металлов. Может, не зря, в стародавние времена, кузнецов, уважительно и с некой опаской, приравнивали к мифологическому персонажу, наделённому непонятной сверхъестественной, но созидательной силой, породнённой с огнём. Считалось, что человек этой загадочной профессии должен знать магические заговоры, чтобы заставить из рудного «камня» потечь огненную реку, готовую остановить свой бег в форме застывшего металлического изделия.

    Для большей эффективности своего ремесла, оружейникам мало того, что они контролируют силу огня на начальной стадии изготовления, им ещё и на холодной нужно успеть своё влияние закрепить, наложив на остывшую поверхность изделия клеймо, серийный номер, имя оружия, а иногда и целый девиз. Есть такое известное стойкое суеверие: «Как корабль (или изделие, прим. авт.) назовешь – так он и поплывет».

   Тут для яркого примера, будет уместна история одного кинжала, выполненного в форме стилета (итал. stiletto от лат. Stilus). Оружейный мастер выгравировал на этом клинке напутствующий девиз: «Стоек к превратностям судьбы». Дальше непроглядная пелена истории скрывает от нас страницы жизни этого вёрткого и пронырливого оружия. Можно только предполагать, в сочленения скольких доспехов этот узкий клинок протиснулся, скольких задиристых дуэлянтов «утихомирил» или был просто активным участником подлых заговоров и предательских ударов исподтишка. Мы сегодня уже не можем узнать достоверно, как служил этот стилет своему хозяину или хозяевам, но благодаря гравюре в книге, мы видим, что, несмотря на сложные перипетии своих будней, клинок дожил до наших дней. Хотя, текущие события прошлого, готовили ему безвестную судьбу гниения на дне парижской Сены, но волей случая он всё преодолел и был найден, и поднят из небытия. Сейчас он по-стариковски нежится на уютной музейной витрине, красуясь перед посетителями. Мало того, он даже в книгу попал, и на страницы этого рассказа. Чем не яркое подтверждение верности суждения о том, что «Как корабль назовешь – так он и поплывет.». Этот клинок, закодированный энергетикой надписи, полностью подтвердил её посыл и действительно оказался стоек к превратностям своей судьбы.
 
    В рассказе «Карабин»  мы, что-то подобное наблюдаем. Злой металл тела этого оружия, был обнаружен ребёнком в окопе – типичная страница жизни целого поколения мальчишек и девчонок (так называемые «дети войны»), которым судьбой было уготовано играть недобрыми игрушками, подброшенными им лихой военной годиной. Сколько этих малолетних душ тогда было покалечено и убито железными или тротиловыми призраками милитаризма?!

  Отгремели бои, но, заряженный на убийство, металл «Карабина» продолжал, даже в земле, поджидать свою очередную цель. Неопытные детские руки мальчишки, извлекли его из земли и почистили. Воинственный металл был заботливо смазан ружейным маслом, надёжно упакован и спрятан в потайном сухом месте, но магия оружия подзывала к себе нового хозяина. Когда уходили старшие из дому, ребёнку не терпелось достать своё «сокровище», чтобы ощутить его запах и прохладу корпуса. Эта новая «игрушка» давала мальчишке ощущение прилива взросления. Ему казалось, что целясь из ружья, он выглядит старше и мужественнее. Такой эффект дарят ребёнку первые выкуренные сигареты, которые воспринимаются мальчишкой, как обязательные атрибуты взрослой жизни. Плюс ко всему, любому человеку оружейный дурман добавляет уверенности в себе, обеспечивая иллюзорный прилив силы. Только особенно впечатлительные и эмоциональные люди испытывают при этом дискомфорт, панически боятся  любого оружия, и спешат бросить его, если оно попадается им в руки.

   Этот «Карабин» так спешил «отблагодарить» за заботу о себе, что допустил скоропалительную промашку, пальнув мимо желанной человеческой цели, прямо в шкаф. Злой рок попытался исправить эту ошибку, направив «случайную» пулю рикошетом в тело ребёнка, но сюда вмешалась баллистика – упрямая «дочка» точности и математики. Так, что не прицельно выпущенный «свинец», был вынужден уткнуться куда смог. Поэтому в этот день военное зло не смогло собрать свою очередную кровавую жатву, удовлетворившись капельками крови из повреждённой руки детского стрелка.

    Это лишний раз подтверждает, что нужно никогда не забывать о хмурой сути оружейного характера. Поэтому любое оружие требует к себе педантично-бережного и осторожного обращения.  Нужно постоянно помнить, что в любой, даже самый неожиданный, момент оно готово проявить свою злую суть, для этого оно и «заточено». А влиятельным взрослым дядям, можно пожелать, чтобы они не затевали больше никаких полей сражений, чтобы детям впредь никогда не попадались недобрые игрушки.

P.S. Досадная человеческая глупость гулять по миру с оружием стоит большого осмысления, но пока без этого не будет мира – таков парадокс нынешней реальности, к сожалению.

P.S. "2"  Прочёл армейский рассказ «Весенний призыв», автор Ильхам Ягудин. О таком литературном произведении можно сказать, что в целом у Ильхама получился отличный откровенный рассказ-беседа о прошлом, отражающемся в настоящем. Его искренний текстовый «коктейль» полезен для здоровья человеческой памяти.

P.S. "3" Читатель Чечель написал на этот рассказ своеобразную рецензию, в которой он поведал, как будучи школьником, полгода носил в портфеле немецкий штык-нож, и ещё о том, как он забыл возле стоянки на Сахалине воткнутую в землю финку.
 
     В.К.: "Васильевич, насмешили. Очень живо представляю озорного школьника с огромным немецким тесаком в портфеле:))) смеюсь Ну, Вы блин даёте! Но пример того, как влияет оружие на человека, получился отличным и забавным. У меня есть похожий рассказ, по моему он называется "Колька и пластинки". Там тоже ножики в портфелях водились.:))) Как опубликую, дам знать.

А по поводу вашей финки, воткнутой лезвием в далёкую землю Сахалина, могу высказать неожиданное предположение.

В стародавние времена, рыцари, укладываясь спать на лесной поляне или в чистом поле, вынимали свой меч из ножен и втыкали его в землю, возле своего изголовья, в качестве ночного оберега. Правда, меч имел форму креста, но это дополнительная "функция":))) Главное здесь то, что по этой методике оружию вменяется самостоятельно своего хозяина беречь. Надеюсь, что Ваш сахалинский оберег и сейчас верно охранную службу несёт. И будет вместе с Чечелем стоек к превратностям судьбы."


P.S. "4" Читатель пишет: "В моем детстве было модно носить перочинные ножички в кармане и чем больше там было лезвий и разных других приспособлений, тем более ценным считался "складешек" (Владимир Лыгин)

В.К.: "модно носить" - это Вы с оттенком юмора сказали потому, что у мальчишек нашего поколения ножик (даже за 22 копейки) был: личным сокровищем, символом силы, важным инструментом, предметом зависти (неимущих оный предмет), предметом залога (тут нужно пояснить, что я свой первый чёрный ножик за 22 копейки отдал подержать в руках в обмен на круг катания на велосипеде "Школьник") ....