Владимир Богомолов. Иван

Антон Шишкодремов
Моя аудиобабушка, прочитавшая мне в детстве сотни книг, очень любила этот рассказ и, конечно же, прочитала его мне в детстве. Рассказ прошел у нее некоторую цензуру, а может и нет, но некая средняя часть текста была ею изъята. Может за ненадобностью, а может из-за того, что там упоминалась, хоть и больше всуе, девушка-военфельдшер, слишком уж как девушка. Явный мужской подход к ней вполне нормален для взрослого человека, но от него несет уже половой зрелостью.

Не только из-за того, но еще и много из-за чего, должен констатировать, что рассказ "Иван" совсем не детский. Может это маленькая повесть, у меня всегда были проблемы с определением признанности объема произведения. Парочку трудов Богомолова читал я и раньше, но рассказ "Иван" невероятно мощный и производит реальное живое впечатление. Что самое интересное, в аннотации моей книги я столкнулся с быстрым сравнением этого произведения с "Сыном полка" Катаева, явно не в пользу последнего. Катаева тоже читал еще в детстве, потому сравнивать не могу, но не присущие советской прозе нотки в "Иване" налицо.

История мальчика-разведчика не только запоминается навсегда (я вот запомнил), она невероятно реальна. Действительно, чтобы мы сами делали, если бы похоронили всю свою семью, что еще могло породить подобную дикую ненависть к врагу. В рассказе нет ни одного дурацкого лозунга, которые были обязательными в советские годы, никакой эпизод не кажется фальшивым. Даже о главном герое, молодом командире батальона, Богомолов позаботился и сразу же вручил ему немецкий язык, так как тот понадобился ему в дальнейшем. Вообще, любой автор, претендующий на место в истории, никогда не пишет о чем-то таком, что не может касаться каких-то вечных истин.

По большому же счету, как и другие произведения автора, богомоловский рассказ повествует о работе фронтовой разведки. Все, до мельчайших нюансов, диспозиция, взаимоотношения между дивизионными службами - все это списано писателем с реального (автор был и в военной разведке, и в смерше). Иван же, как особенный элемент этого действа, не только основной двигатель сюжета, но и куча иных вопросов. Например, уничтожая родителей, неужели кто-то надеется, что их дети когда-то забудут, что росли без них?

Насколько я помню, фильм был экранизирован молодым Тарковским. Назывался "Иваново детство".