Печаль и уныние

Вячеслав Александров 2
Александров В. Г., академик Петровской академии наук и искусств.

ВВЕДЕНИЕ В ФИЛОСОФИЮ ПРАВОСЛАВИЯ. (Очерки о Любви, любви к Истине и Свободе)

Грехи и страсти. Очерк.Часть 5, 6.
ПЕЧАЛЬ и УНЫНИЕ
 
ПЕЧАЛЬ. “Огорчение, тоска, отсечение надежды на Бога, сомнение в обетованиях Божиих, не благодарение Богу за всё случающееся, малодушие, нетерпеливость, несамоукорение, скорбь на ближнего, ропот, отречение от креста, покушение сойти с него.” (И. Брянчанинов).
Печаль преподобный Нил Синайский называет “червем в сердце”. Эта страсть поражает всякого, кто  стремится к достижению сугубо земных благ. Внешние ситуации начинают управлять нами, когда   не обращаем особого внимания на  происходящее в собственном сердце, душе и рассудке. Как известно дух формирует обстоятельства жизни.  Если он  болен, т.е. поражен, например, страстью гнева, то  не будет в состоянии решать должным образом возникающие задачи. Именно наша духовная слабость, является причиной того, что  задуманное не осуществляется, а созданное  рушится.   
Обыденная жизнь всегда наполнена различного рода потерями, утратами, ибо всё в ней находится во власти времени. И если происходящие изменения не воспринимать должным образом, то у нас всегда будут возникать поводы для печали. Но главной причиной её является ощущение своего бессилия. Напомню, что перед страстью печали  рассматривали “гнев”. А теперь вспомним, в каком состоянии пребываем после утоления желания поссориться. Конечно же,  начинаем ощущать опустошение, часто вину и стыд. Да и любое утоление страсти, приводит к утрате энергии. Если это происходит постоянно, то неизбежно возникнет печальное ощущение того, что от нас ничего не зависит в этой жизни. От нас ничего не зависит, пока мы поступаем произвольно, т.е. нарушая заповеди Божьи, технику безопасности жизни. Но стоит только  принудить себя, например, к молитве, к уничтожению “своих” злых чувств и помыслов, так мы достаточно скоро почувствуем, что силы  прибывают; что душа наполняется светом Божьей благодати,  уничтожающей окружающую  тьму.
Надо понимать,  сама по себе неблагоприятная обстановка быта не может ввергнуть нас в трясину печали. Всё дело в нашем отношении к жизни. Когда себе говорим, что слишком слабы, “один в поле не  воин”, то именно тогда внешнее давление на нас будет укрепляться. Но как только найдём в себе силы обратиться к Богу за помощью,   молитвами и добрыми делами окажем такое воздействие на печаль, что она покинет нашу душу.  Стоит же “опустить руки”, и у нас будет готово объяснение своей слабости. Любые оправдания тому, что продолжаем оставаться в недолжном состоянии, лживы и смертельно опасны.  Главной причиной недоверия к себе являются даже не тяжёлые обстоятельства жизни, а нерадивость.
Священник Павел Гумеров справедливо говорит: “Около праздного, ленивого всё время вьются бесы печали, он лёгкая добыча для них. Человек целеустремлённый, любящий труд очень редко тоскует. Когда борет тоска, первый симптом – ничего не хочется делать, полное расслабление. Здесь нужно шаг за шагом понуждать себя хоть к какому-нибудь делу. Тоскующий просто обязан подвигать себя на труд, хотя любое занятие в состоянии депрессии уже маленький подвиг – от слова “подвигаться, двигаться”.
Но деятельность, даже творчество, без молитвы и покаяния-исповедования своих грехов не позволяет долго сопротивляться воздействиям, посредством которых враг старается ввергнуть нас в состояние печали. Пока не обретём навыка  исследования  сердца;  поиска настоящих причин  проблем, неудач, болезней, недобрых отношений с близкими,  не обретём и сил, для уничтожения того, что делает  жизнь несчастной.  Представьте себе, что вы  в своей квартире долгое время не производили уборку и не выносили мусор, какая атмосфера в ней будет? Точно так же  и в жизни души, если не стремимся своевременно выявить в ней грязь и очиститься от неё, то  она быстро придёт в запустение. Исповедание грехов, труд души предшествующий этому таинству, – не просто уборка грязи, но то, что выжигает наши недостатки очищающим огнём благодати, и они превращаются в достоинства. В результате наша природа наполняется силой, позволяющей не только противостоять внешнему злу, но и управлять обстоятельствами жизни. Это ли не причина рождения в душе не только чувства облегчения, но и радости.
Отец Павел (Гумеров) приводит  такую притчу. Дом одного  человека залило водой во время наводнения. И вода  прибывает всё выше и выше. Он уже перебрался на чердак,  веря, что Бог его не оставит. Мимо плывут на лодке и кричат ему: “Прыгай к нам, мы тебя спасём!”. Он же отвечает: “Нет, Бог меня спасёт!”. А вода всё выше, человек уже перелез крышу. Мимо плывёт какой-то плот, но и тут человек не воспользовался случаем, думая, что Господь спасёт его. Несчастный уже стоит по грудь в воде и видит большую доску, проплывающую мимо, но и сейчас не хочет воспользоваться ею, думая, что Бог, поможет ему чудесным образом. И вот человек погибает, душа его приходит к Богу  и спрашивает: “Господи, что же Ты не выручил меня, ведь я так верил, так молился Тебе!” И Бог ответил ему: “Я три раза посылал тебе средства спасения, и ты ни разу не воспользовался ими”.
Когда мы начинаем давать пищу своему религиозному чувству, укреплять веру, у нас откроется и способность видеть в обычных жизненных ситуациях бесчисленные  подсказки по поводу и  грозящих опасностей, и по поводу того, что может послужить надёжным средством достижения поставленных  целей.  Посылаемая нам Божья помощь должна быть ещё узнана. Он даёт нам только подсказки-наказы, нам на них требуется ответить. В этом смысл понятия “ответственность”. Когда и слышим, и слушаем, и отвечаем, тогда нас и ведёт по жизни Само Провидение. “Бог не спасает без нас”.
      
УНЫНИЕ
 
Человек, поражённый страстями чревоугодия, блуда, сребролюбия и гнева неизбежно приходит в состояние истощения и телесных и душевных сил. Когда мы преследуем сугубо земные цели, успех не оказывается условием достижения  состояния удовлетворения, а, напротив, служит причиной усиления жажды.  Эмоциональная и физическая усталость – составляют естественную основу печали и уныния.  Они –  есть “канва, на которой демон вышивает свои проклятые узоры”. Бес уныния – самый сильный. Его псалмопевец называет: “зараза, опустошающая в полдень” (Пс.90:6). По-русски “бес полуденный”. В чём проявляется уныние – в нежелании делать именно самое необходимое. Раскрыть свои способности  можно  посредством усилий, не связанных только с обыденными занятиями. До тех пор, пока дух наш  закрыт от небесных сфер,  его энергия будет  иссякать.  Пока  себя не принудим к молитве, к деятельности, связанной с получением живых впечатлений,  не сможем избежать погружения в трясину уныния. Несмотря на то, что в состоянии будем продолжать вполне успешно выполнять свои внешние задачи. Но смысла особого в этом не находя.               
Каждому из нас необходим отдых, т.е. возможность отдышаться от привычной суеты, от обыденных дел. Многие люди чувствуют, что время от времени просто необходимо находиться на природе. “Спасаются” на своих дачах, садах-огородах. Находят различного рода занятия, не связанные с основной работой: кто-то начинает рисовать-мастерить, кто-то коллекционировать, кто-то…  Все эти виды творчества, активного отдыха конечно же, приносят какоё-то облегчение, но не решают главную задачу: – не дают ответа на вопрос: “В чем смысл жизни?”  Когда душа не получает естественную для неё  духовную пищу,   религиозное чувство не будет находить естественного выхода. Потому, нас не будет  покидать ощущение того, что не хватает самого важного. Так оно и есть. Каждый человек соединяет в себе земную природу с небесной. Как бы глубоко мы не погрузились в житейское “море забот”, потребность в духовном “хлебе” невозможно угасить. Например, многие из людей  не в состоянии отказаться от мясной пищи. Насколько бы разнообразным не было  другое меню, сколько бы человек не ел, чувство удовлетворения не достигнет.  Ещё более тонко организм  чувствует не достаток каких-либо микроэлементов, витаминов. На это он реагирует болезнью, как способом обращения  к нам, чтобы мы хоть таким образом обратили внимание на возникшие проблемы. Когда  забываем о том, что помимо сугубо земных забот и радостей,  у нас есть ещё и жизнь души-духа, то очень быстро у нас в земной жизни ни чего не остаётся от радости, а одни только бесконечные заботы. Это они повергают нас своим разнообразием в состояние тоски, печали и уныния. Используемые же многими из нас способы  избавления от них приводят к ещё большим проблемам, например, со здоровьем.
Когда возникают у нас вопросы, конечно же, пытаемся найти на них ответы. Если вся наша жизнь связана с внешней деятельностью, с преследованием земных ценностей, то и причины душевной не удовлетворённости начинаем искать там, где их нет. Но найти их, во что бы то ни стало, нужно, ибо как иначе обрести хоть какое-то успокоение. Вот  и начинаем роптать на ближних, на начальство и даже на погоду. Поводов, оправдать своё недовольство мы, конечно, можем найти множество, только от этого легче не станет, потому что настоящий корень недуга скрыт от наших взоров. Это очень похоже на то, когда долго в доме не наводится порядок, и он приходит в запустение. Потому в нём не очень то хочется и жить. Так и в свою внутреннюю жизнь, пространство которой наполнено различного рода нечистотами,  стараемся не входить. А оттого, что так поступаем, сам по себе порядок там не установится. Но всю эту грязь  носим с собой, от неё никуда не деться. Если совесть и дух наш не чисты, то от ощущения, что всё вокруг нас нечисто  не избавимся, а потому будем находиться в постоянной опасности попасть в тиски печали. А какое ещё иное чувство может возникнуть в душе того, кто вокруг себя видит беспросветную, серую грязь будней? 
Мрак  и тьма не могут устоять против света.  Тьму же, которая нас окружает, можно рассеять только светом собственной души-сердца. Но пока мы не начнём  наводить во внутренней сфере своей жизни порядок, до тех пор и внешняя жизнь будет хаотичной. Печаль рождается от ощущения бессилия, а бессилие поражает душу любого, кто не укрепляет своё религиозное чувство.
Уныние: “Леность ко всякому доброму делу, в особенности молитвенному. Оставление церковного и келейного правила. Оставление непрестанной молитвы и душеполезного чтения. Невнимание и поспешность в молитве. Небрежение. Неблагоговение. Праздность. Излишнее упокоение сном, лежанием и всякого рода негою. Перехождение с места на место…. Празднословие. Шутки. Кощуны. Оставление поклонов и прочих подвигов телесных. Забвение грехов своих. Забвение заповедей Христовых. Нерадение. Пленение. Лишение страха Божия. Ожесточение. Нечувствие. Отчаяние”.