Фантаст Беляев

Сергей Смицких
      После окончания третьего класса здание закрыли на капитальный ремонт, а Севу и его одноклассников перевели в школу за центром города. Ежедневная дорога четвероклассника пролегла мимо базара и книжного магазина. Сева приметил в большом окне магазина брошюрку с кратким описанием разных книг и купил её, благо стоила она как проезд трёх остановок на городском автобусе, как 11 перьев для тонкой ручки, как три четверти булочки-сайки.
      Последняя часть брошюры, наиболее привлёкшая внимание, оказалась путеводителем по миру фантастики. Описание каждой книги сопровождалось изображением обложки, аннотации следовали в алфавитном порядке фамилий авторов. В начале оказались описания трёх романов Григория Адамова: "Победители недр", "Тайна двух океанов" и "Изгнание владыки". Далее следовал Александр Беляев. Краткая аннотация к его произведению "Прыжок в ничто" сообщала, что это роман о полёте к поясу астероидов. Книгу не удалось найти ни в одной из трёх библиотек, в которые записался Сева: ни в школьной, ни в доме пионеров, ни в городском клубе. Поэтому мальчик не узнал, что на самом деле там повествуется о бегстве (в сопровождении слуг, инженеров и учёного) нескольких мультимиллионеров с Земли, охваченной революционными волнениями, о вынужденной посадке на Венеру, о неправдоподобных приключениях в космосе и на этой планете.
      Золотой ключик, открывший дверь в пространство фантастики, стал путеводной звездой. Сначала были "проглочены" три романа Адамова, потом школьная библиотекарша сообщила, что фантаст Беляев представлен четырёхтомником. Первое прочитанное произведение "Властелин мира" настолько поразило пылкое воображение мальчика, что он не оторвался от книги до часа ночи, хоть раньше всегда ложился спать на два часа раньше. Главный отрицательный герой Штирнер-Штерн вызвал у Севы острое сочувствие, что, видимо, не соответствовало намерениям автора.
      Примерив на себя роль "властелина", школьник сразу понял, что управление толпами людей - это не для него. Но одним человеком он бы взялся иногда управлять с помощью гипнотической машины - своим отчимом, пьяницей. Замечательно было бы во время приступов злобы насылать на него сонливость - пусть во сне зверь-мужик гоняется за партизанами, диверсантами, коммунистами и расстреливает своих внутренних врагов...
      С большим энтузиазмом были прочитаны все произведения четырёхтомника, заканчивая наиболее симпатичным полудетским романом "Ариэль". "Вечный хлеб" напомнил сказку о горшке, который из ничего варил всё новые порции каши; "Продавец воздуха" вызвал возмущение бессердечностью чудовищного дельца, уничтожающего атмосферу и всё живое; "Звезда КЭЦ" показалась наименее интересной на фоне остальных остросюжетных романов, но познавательной, и вызвала интерес к творчеству самого Циолковского, которому посвящена "Звезда...". Вскоре прочитав его книжку "На Луне", Сева почувствовал, что учёный умеет писать интересно и хорошо.
      В библиотеке дома пионеров мальчика научили пользоваться картотекой, и он сразу взялся за букву "Б". Под фамилией "Беляев" значились две новые книги: "Последний человек из Атлантиды" из восьмитомника и "Старая крепость". Сева прочитал оба романа. Второй, нефантастический, отмеченный сталинской премией, принадлежал перу Владимира Беляева. Он тоже показался интересным, но скоро забылся.
      Погоня за творчеством Александра Беляева закончилась спустя два года находкой толстой книги "Остров погибших кораблей", кроме этой повести содержавшей много рассказов. Одни рассказы ("Светопреставление", "Хойти-Тойти", "Над бездной") врезались в память, от рассказа "Амба" осталось только название, остальные быстро стёрлись из памяти.
      Трудно сказать, какую роль сыграла фантастика в жизни Севы, но захватывающее творчество А. Беляева хоть на время отвлекало его от неблагоприятной обстановки, почти всегда пьяного Тирмана и мешало дойти до полного отчаяния.