Достичь мудрости

Онучина Людмила
                (из встреч с Лампадовной)
            Глухая ночь, а не спится – и баста. Маета, да и только. Разбудить что ли Лампадовну… Она-то меня через ночь к бодрствованию принуждает – не обижаюсь: теперь вот и я к тому же полку прибиваюсь… Звоню: «Лонгина, что-то глядишь на сонном экране или ещё в ожидании Морфея?»               
            «Твой звонок лишил меня объятий Морфея… Ну да ладно. Считай до триллиарда, а там и – Морфей с объятиями…  Пока, до прогулки», – проговорила, как отрезала, Лампадовна.   
            На прогулку вышли утречком по лёгкому морозцу, каких-то 27 минусишек.

 – Сегодня к Сократу вновь заглянула. Знаешь, Лампадовна, будто и не минуло
   2500 лет – его философские размышления не потеряли «соли» и ныне. Понимаю его:
   человек должен достичь мудрости. Поздно ли, рано ли, но достигнуть. Иначе –
   зачем жил? Для чего пожаловал в этот мир, чему служил, того ли любил, что
   очень важно…
    «Женишься ты или нет – всё равно раскаешься», –  загадочно умозаключил мудрец
   Сократушка.               
 
 – Ну и занесло сегодня тебя … аж погостила в древних Афинах у Сократа Яновича.
   Не соглашаться с ним – ума не иметь. Только у каждого мудрого и не очень –
   своя судьба... Так было в его пору и после того. И он, великий мудрец, это
   «взвешивал», открывая истины и не забывая о грядущем.
        Давай-ка опустимся на нынешнюю грешную землю и проследим хотя бы одну
   судьбу… тут тебе будет время и древних не безгрешных афинян, и нынешних
   параллельных миров, где судьбы вершатся прежде, чем на земле…   

 – Уверена, что всё там, в параллельностях, вершится? – заостряю внимание на
   последней фразе Лонгины. – Никто туда пока не заглянул, кажется… 

 – Увидим, как обе вкатимся туда. Попомни меня, сомневающуюся  не меньше твоего в
   том, чего никто и никогда не видывал, … ЧТО-ТО же там есть, – мудрствует
   Лампадовна.            

 – Запомнила. Только и ты заруби себе на носу: не подталкивать  меня туда – не
   хочу пока. ТАМ не припасли ещё место для меня. А так – готова к свиданию с
   Сократом. Неплохо, должно быть, ТАМ, раз он доселе не пожаловал в мир живых.               
   
 – Ещё неведомо: мы ли живые здесь, или всё-таки ТАМ все по-настоящему живые, –
   замечает многозначительно Лонгина.
         
        И тут же возвращает мысль «опуститься на грешную землю», где у каждого своя судьба. Предлагает почитать дневниковые записи своей племянницы.
        Она – Оля, Ольга Ниловна, учительница, прибывшая по распределению из
Одессы на берег Тихого океана.               
        Есть над чем задуматься. Вот её записи:          

                ***               
        « Сегодня 1 апреля. Через три месяца отпуск, первый учительский, двухмесячный. От души накупаюсь дома, в тёплом Чёрном морюшке. Здешние воды океана холодные, волны какие-то неласковые, пугающие – качаться на них жутковато.
         Чудесно прошло школьное заседание литературного кружка «Юмор». Весельем искрились лица кружковцев, от души аплодировали коллеги.             
         Но что со мной? С самого утра сама себя чувствую необыкновенно легко. Вот взмахну руками раз-другой – и полечу далеко-далеко в небо. Кажется, моё сердце и вся Вселенная сегодня ликуют в унисон… Что-то же это значит, не пустое… Знать бы, что».   
       
         Следующая запись:          
         « 2 апреля. Проснулась чуть свет. Перед глазами полотно сна. Не стёрлась картина, вплоть до деталей: я на самой высокой здешней сопке. Об её подножие бьются тяжёлые тёмные волны океана. Отломив несколько веток цветущего багульника, спускаюсь в низину. Заросли багульника вдруг раздвинулись, из них –  мОлодец
( какие только в сказках бывают, вот и во сне…) Высокий красавец, морской офицер, лейтенант. В его руках единственный пион. Мелькнула мысль: откуда пион, если им ещё рано цвесть? Цветок протянул мне. Спускались вместе… нет, не шагали, а летели рука об руку, как на парашюте… Боялась выпустить из рук пион, как что-то драгоценное, единственное. Не выпустила, сохранила. А мОлодец  исчез…      
         Никогда не запоминались сны. А тут – на удивление яркая картина. К чему бы это? Но самое странное – исчез красавец, а жёлто-синий  пион  уберегла, спасла.
          Мысль о красавце как о муже… Смешно, если учесть слова древнего мудреца Сократа: «Брак, если уж говорить правду, ЗЛО, но необходимое…»
          Поди-ка, разберись в его философии…»
      
        Далее:       
        « Летит май. На сопках зацвели пионы, огромные, самых тонких оттенков,
какие только встречаются в природе. Любоваться ими можно бесконечно. Сорвала несколько – спускаюсь вниз. И тут передо мной … тот самый, мОлодец из недавнего сна, наяву. В руках его три пиона. Молвит, улыбаясь: « Один пион мне, другой – тебе, а третий – нашему будущему сыну. Считай: цветы нас повенчали…  Сын будет – Павел Павлович, поскольку я – Паша»
       Если бы не его серьёзное лицо и какая-то необыкновенно добрая доверчивая улыбка, я приняла бы его за сумасшедшего…      
       Сон и явь … встретились. Что это – совпадение? Или так кому-то угодно? Кто ответит мне на эти пугающие вопросы…»               

        Читаю ещё:               
         «Никто и ничто лучше не отвечает на вопросы, чем сама жизнь. 
         История безмерной моей любви. Наши ежедневные встречи, дружеские, чистые, без каких-либо обетов. Но случилось мгновение, вряд ли кем объяснимое, когда гаснет разум и всё – трын-трава…  Первое июля. В тот день мой Паша уходил в море, надолго. А я обещала ждать.
        Про Одессу забыла, как только поняла, что во мне забилось маленькое сердечко новой жизни.   
        Плакать или радоваться? Первого – вволюшку, не измерить, будто  сердце чувствовало беду...   
        Через полгода корабль вернулся … без Павла: «он погиб при исполнении».
        У меня остался тот единственный сбережённый мною во сне «пион» – сын, родившийся здоровым, точная копия отца.
        Кто навеял тот красивый и вместе с тем суровый сон, сбывшийся вот так? 
        И откуда было знать Паше, что будет у нас не дочь, а сын, Павел Павлович?
        А если и правда, что сначала всё вершится в параллельных мирах, а потом –  с нами здесь? 
        Где они, эти миры, и по какому праву нами распоряжаются? Дадено ли людям это знать? Едва ли. И всё же каждый смиренно ссылается на СУДЬБУ, когда что-то у него не так…»   

 – А что дальше в СУДЬБЕ Ольги? – после длительной паузы обращаюсь к Лонгине.   

 – Её уже нет. Поставила Пашку на ноги и… Хороший парень получился, человечный,
   как и мать, посвятившая свою жизнь только сыну.   

 – Я опять, Лонгина, к «параллельным мирам». В первой записи, от 1 апреля, у неё:
   «…Вот взмахну руками раз-другой – и полечу далеко-далеко в небо. Кажется,
   моё сердце и вся Вселенная сегодня ликуют в унисон… Что-то же это значит?»            
    Когда-то, в моей давней молодости, одна добрая старушка поведала: «Вот как
   почувствуешь в руках силу крыльев для полёта да под песнь сердца своего –
   знай: над тобой уже вьётся душа твоего будущего дитя. Это бывает ровно за три
   месяца до НАЧАЛА»               
   Разве у Оли не так? 1 апреля и 1 июля… Так-то вот, Лампадовна. По себе помню…   

    Видно, так оно и есть – никто и ничто лучше не отвечает на вопросы, чем сама жизнь (права Ольга Ниловна), да и великому наблюдателю за жизнью Сократу следует воздать должное: учит род людской по сию пору…
               
                24.01.2019 г.