Влюблённая Елизавета. ч. 15

Ирина Склярова
         Елизавета Михайловна Хитрово, дочь Михаила Илларионовича Кутузова, дважды овдовев, в 44года влюбилась без памяти в 28- летнего Пушкина. Эта любовь имела роковые последствия для поэта.

       Елизавета была третьей из пятерых дочерей полководца. В 19 лет её выдали замуж за графа Тизенгаузена, от которого она родила двоих дочерей – Екатерину и Дарью.

Через три года Тизенгаузен погиб в Аустерлицкой битве.

       Выйдя замуж повторно за русского генерала Хитрово, она овдовела через восемь лет.
 
Несколько лет с дочерьми она прожила за границей, а потом вернулись в Петербург.

      Современники о ней писали, что Елизавета не отличалась большим умом, но обладала в высшей степени светскостью и приветливостью.

Светские шутники над ней подшучивали, что она носила слишком открытые платья.
Елизавета, влюбившись в Пушкина, со всей страстью бросилась ему помогать во всех его делах: в служебных вопросах, в литературных и в бытовых.
Она смирилась с его женитьбой и всячески помогала Натали Гончаровой, для того, чтобы она заняла в свете достойное место.
       Поэт писал в своих письмах к жене: «Да, кланяйся и всем моим прелестям: Хитровой первой. Как она перенесла моё отсутствие? Надеюсь, с твердостью, достойной дочери князя Кутузова?»
       Молодой поэт не сразу отверг ухаживания стареющей дамы. Он считал её верным и надёжным другом до самой смерти. Елизавета Михайловна настойчиво добивалась от него взаимности.

       Спокойные и дружеские отношения установились между ними после женитьбы поэта.

4 ноября 1836года Пушкин и несколько его знакомых получили по городской почте анонимный пасквиль:

     «Кавалеры Большого, командоры и рыцари светлейшего ордена рогоносцев, собравшись в Великом Капитуле под председательством достопочтенного великого магистра ордена, его превосходительства Д.Л. Нарышкина, единогласно избрали г-на Александра Пушкина коадъютором(заместителем) великого магистра ордена рогоносцев и историографом ордена.

                Непременный секретарь граф И.Борх»

      Авторы пасквиля (их было не менее двух) намекали на связь жены Пушкина не с Дантесом, а с царём. В письме намёк на Нарышкина, мужа многолетней любовницы царя Александра первого.

Многие знакомые и друзья поэта, получив письмо разорвали его, но не Хитрово.
 
     Она отправляет эту анонимку поэту со своими комментариями: «Нет, дорогой друг мой, для меня это настоящий позор-уверяю вас, что я вся в слезах,-мне казалось, что я достаточно сделала добра в жизни, чтобы не быть впутанной в столь ужасную клевету!...»

      На Наталью Николаевну «напали лишь для того, чтобы заставить меня сыграть роль посредника и этим ранить в самое сердце».
Перед умирающим Пушкиным она опустилась на колени, признавая свою вину.


               http://www.proza.ru/2019/01/25/1028