Негенетическое наследование культуры

Виктор Ефременко
              «Культура не наследуется через гены, она приобретается через обучение от других людей … В некотором смысле, человеческие гены уступили первенство в человеческой эволюции абсолютно новому, небиологическому или надорганическому средству - культуре. Однако не должно забывать, что это средство полностью зависит от человеческого генотипа». Добржанский  1963.

                В  этом  высказывании  выдающегося  биолога  есть  одна  распространённая  подмена  понятий.  Гены  это  репликаторы  эволюции  и  уступить  первенство  они  могут  только  другим  репликаторам,  а  не  культуре,  которая  не  живая  и  не  может  эволюционировать,  является  фенотипическим  проявлением  культурных  адаптаций,  но  ни  как  не    заменой  генов.   
                Я  обратил  на  это  внимание,  поскольку  до  сих  пор  это    заблуждение очень  широко  распространено.  Наблюдая  следы  эволюции  человеческих  социумов  с  давних  времён,  люди  фиксируют  изменения  культуры  во  времени.   Но  изменения  чего-нибудь  во  времени  не  является  доказательством      существования  эволюции.     Эволюции  присущи   некоторые  движущие  силы,   и  отбор,  приводящий  к  изменениям.  Эти  силы  могут  быть  выявлены  объективным  исследованием. 
                Если  же  в  театре  меняются  декорации  от  акта  к  акту,  это  еще  не  свидетельствует  о  наличии  эволюции.    А   вот  если  спектакль  совершенствуется  от  раза  к  разу  можно  говорить  об  эволюции  спектакля.  Она  происходит  стараниями  режиссёра и  актёров.
                Поэтому  наличие  изменений   культурных  проявлений  человека  в  истории  надо  интерпретировать,  как произошедшие  в   результате изменения  самого  человека  в  плане  поведения и  мышления,  изменения  человека  в  культурном  плане.   Эволюция   человека  характеризующаяся   меняющимися  культурными  проявлениями,  должна  иметь  свои  репликаторы.    Приобретённые  знания,  умения, навыки  не  наследуются  через  гены.


                В  книге  «Социобиология: новый синтез»  Э.О. Уилсон,  который  считается  отцом  социобиологии, (Эдвард Осборн Уилсон родился 10 июня 1929 года в г. Бирмингем) задаётся    вопросом,   на  который  мы  попытаемся  здесь  ответить:
                «Какие особенности окружающей обстановки побудили гоминид адаптироваться иначе, чем других приматов, и начать их уникальный путь эволюции?»
                Приматы  жили  в  той  же  самой  обстановке,  что  и  другие  виды  и  поэтому  вряд  ли  внешняя  обстановка  могла  заставить  их  выбрать   другой  путь  эволюции.  Кроме  того,  выбор  иного  пути  относится  не  ко  всему  отряду  приматов,  а  только  к  одному  виду  Homo sapiens.  Другие  виды   отряда  на  этом  пути  эволюционирования  не  смогли  выйти  на  строительство  развитой  цивилизации.    
                Уникальность  этого  пути   состоит  в  том,   что    адаптации  к  окружающим  условиям  возникают  не  за  счёт  изменения    морфологии,  как  это  происходит  с  другими  видами  в  биологической  эволюции,  а  за  счет    изменения   поведения, которое   стало  возможным  к благодаря    функциональным  адаптациям  в  мозгу. Репликаторами  на  этом  пути  эволюции  являются  уже  не гены,  а  МЭМы (функциональные  изменения  нейронов).
Нейроны  это  те  же  самые  клетки   с  генами  в  ядре,  но  адаптивные  изменения  в  культуре  создаются  не  генами,  а  всей  клеткой  мозга,  точнее  сочетанием  состояний многих  клеток  мозга.
                Обратите  внимание,  что культурные  адаптации  происходят  не  на  уровне  генов,  а  на  более  высоком  уровне,  уровне  целой  клетки  и  изменения  эти  носят   функциональный  характер. 
                Клетки  мозга  могут  менять  своё  состояние,  передавать  информацию  об  этом  другим  клеткам,  связанным  с  ними  в  сложные  сети.   Поэтому  неудивительно,  что  в  многоклеточных  организмах  их  поведение  определяется  на  клеточном  уровне,  а  не  на  уровне  генов.  Те,  кто  утверждает,  что  поведение  определяется  генами   (генетические  детерминисты)  очевидно  не  правы,  так  как  в  противном  случае,  развивая  эту  логику,  можно  было  бы  утверждать,  что  поведение  определяется  законами  химии,  ведь  гены  и  ДНК  это  только  химические  молекулы.

                Причины   выбора  новой  траектории  эволюции  надо  искать  в  особенностях  морфологии  вида,  заставившей   и  позволившей  представителям  вида  найти  другой  путь  развития.  Не  найти,  а  проложить  свой  путь  к  цивилизации.
Homo sapiens,    являясь  по  своей  морфологии  недоразвитой  обезьяной,  в  силу  этой  причины  вынужден  был  развиваться  за  счет   увеличения  разума,    создавая  предметы  для  охоты  и  выживания,  разрабатывая  тактику  охоты  и т.д.  так  как  это  обеспечивало его  успешное  существование.  Эта  недоразвитость  в  морфологическом  плане,  вероятно,  и  стала  побудительным  мотивом  для  развития  языков  общения,  использования  их  в  целях  накопления  опыта,     для   лучшей  самоорганизации  популяций.  Но  в  то  же  время,  видимо,  есть  небольшие  морфологические  отличия  самого  мозга   Homo sapiens,  вызывающие  большую  предрасположенность  мозга  к  развитию  в  нем  функциональных  изменений,  к  появлению  разума.
                Впрочем,  и  для  других       многоклеточных  организмов   подходящим  инструментом  запоминания  поведенческих  адаптаций     оказались структуры  мозга  МЭМы.    Запоминать,  не  перестраивая   структуру,  а  изменяя  функции соответствующих  программ  мозга,  т.е.  запоминать  путем  функциональных  изменений.
                Такое  адаптирование  имеет  2  особенности.  С  одной  стороны запоминается  свежая информация,  относящаяся  к  текущему  моменту.  Она  может  посредством  языка,  телодвижений  или  другим  подобным  путем  передаваться   окружающим.   Так  пчелы  танцами  передают  окружающим  информацию  о  том,  где  они  обнаружили  нектар.
                Но  с  другой  стороны,    при  функциональном  запоминании  оказывается  невозможным   транслировать  свой  полученный  в  жизни  опыт  следующему  поколению,  затруднена вертикальная  передача  информации,  вертикальная   репликация,  потому  что  со  смертью  особи  теряется  вся   накопленная      информация,  не  передавшись  в  следующее  поколение.  Репликация  усвоенного  реализуется  путем  обучения  собственных  детёнышей.  Этот  процесс  не  автоматический,  он  требует  усилий родителей  и  внимания  со  стороны  детей. 
                Гены  же будучи  репликаторами  бессмертны.  Умирают  организмы,  а  гены  переходят  существовать  в своих  копиях   в  следующее  поколение.  Естественный  отбор  выделяет  самые  приспособленные   организмы  и,  значит  гены  в  них,   которые  продолжают  жизнь  в  новых  поколениях.     Оплодотворенная  клетка (зигота)  содержит  в  своём  составе  набор  из  генов  родителей,  который  формируется  в  процессе  мейоза (процесс  образования  половых  клеток).   В  половом  процессе    гены    из  одного  поколения  переходят  в  другое.  Это  и  есть  автоматический  механизм передачи  наследственных  признаков.
                Гены  управляют  развитием  всех  клеток  в  процессе  онтогенеза,    участвуют  в     построении  организмов    новой  генерации,   одновременно   косвенно  участвуя  в  процессе  естественного  отбора.   Гены   можно  назвать  полноценными   репликаторами  вертикального  типа,  передающими  информацию  о   морфологических  адаптациях  в  последующее  поколение.
                МЭМы   подвержены социальному  отбору,  отбору  поведения,   но  вот  автоматического  механизма  передачи  информации  в  следующую  генерацию  для  них  не  существует.    

               СОЗДАНИЕ  ИНСТРУМЕНТОВ  КУЛЬТУРНОГО  НАСЛЕДОВАНИЯ.

                Человек   единственный  вид,  создавший   продвинутые  инструменты наследования    культуры:  опыта,  полученных  знаний,  усвоенных  норм  поведения  в  социальном  обществе.    Человек  благодаря  своим  генетическим  особенностям  создал  развитый  язык  общения,   который  позволяет  изустно  передавать разнообразную информацию,  правда   только  между  одновременно  живущими,  осуществлять  только  горизонтальную  репликацию   информации. 
                Языком  общения  в  виде  жестов,  принятием  разных  поз,  определённых  звуков  обладают    многие  животные.  Они  передают  свой  опыт  (информацию)  путем  обучения  своих  детей.  Так  как  язык  их  беден,  то  и  количество  переданной  информации  ограничено.  Тем  не  менее,  процесс  обучения  для  них  очень  важен.
                Богатство  человеческого языка,  даже  самого  примитивного,  позволяет  создавать  некоторые  легенды,   содержащие  представления  о  Мире,  которые   таким  образом  транслируются  в  последующие  поколения,  способствуя  накоплению  информации  о  Мире  и  адекватном  поведении  в  нём.
Причем  здесь  передаются  не  опыт  родителей,  а  отобранный  опыт  целой  популяции.  Наскальные  рисунки  относятся  к  этому  же  уровню  наследования, но используется  в  нем   графический  способ  передачи.  Способ  более  информативный  и  в  то  же  время  ограниченный     в  применении,   определёнными  аспектами  познания.   Пользуясь  современным  языком  это  первая  графическая  оболочка  для  представления  информации.  Так   что 
Б.Гейтс,  создавая  Виндовс  был  не первым,  кто    придумал  графическую  оболочку  для  передачи  информации.
                Важнейшим  этапом  развития  человеческих  популяций  было     создание  некоторых  традиций.   Традиции  постепенно  охватывают  многие  стороны  жизни  древних  людей.  Они  регламентируют  поведение,  так  что человеку  не  надо  было   раздумывать    как  поступить   в  некоторых  ситуациях.  Он  поступал  традиционным  образом,  и  это  упрощало  жизнь,  делало её  предсказуемой  и понятной  для  окружающих.   Традиции  касаются  и  торговли  и  войн  с  соседями  за  ресурсы,  и  способов  построения  жилищ,   изготовления  орудий  труда  и  прочее,  чего  не  перечислить.  Этот  способ  передачи  информации  важен  и  сегодня.  В  своих  поступках  на  90%  или  больше  человек  пользуется  чужим  усвоенным  опытом. Разуму  остается  только  кое  что  поправлять  в  поведении.
                Религии  представляли  собой  отобранную  часть  традиций  и  моральных  принципов,    оформленных  соответствующим  образом   с  богом  или  богами,  святыми  и  представлениями  о  вечной  жизни,  рае  и  аде.   Религия  это  уже  институт,  так  как  появляются  люди,  служители  культа,   способствующие  репликации  религиозных  взглядов    вокруг  которых  формируются  крупные  этносы  определённой  веры.   Как  институт  религии  много  способствовали  сплочению  отдельных  племен  в  большие  поселения,  что,  в  конечном  счете,  вызвало  развитие  цивилизации,  о  чем  ранее  говорилось.
                Традиции  и  религии  это    искусственные  механизмы,  созданные  человеком,  позволяющие  осуществлять  вертикальную  репликацию  МЭМов, не  личных,  а  отобранных всей  популяцией.   Они до  сих   пор     играют  важную  роль  в  современном  социальном  обществе. Система  воспитания  и  обучения  создавалась  для  поддержания  традиций    древних  обществ. Усваивая  опыт  других,   не  нужно   постоянно  напрягать   сознание   для  выбора  ситуативного  поведения,  проводить  многочисленные  опасные  эксперименты  для  решения  жизненных  проблем.   Процесс  воспитания  и  образования  у  человека  занимает  более  длительный  период,  чем  у  животных,  что  позволяет  больше  информации  передавать  этим  путем.
 
                Поворотной  точкой    создания  инструментов   культурного  наследования   явилось  изобретение  письменности.        Попутно  возникают  и  материальные  носители  письма.  Дошедшие  до  нас  глиняные  пластины  и  берестяные  грамоты  стали  первыми  подходящими     носителями  информации.  Изобретение  бумаги  значительно  упростило  процесс,  сделало  его  более  удобным. 
                Письменность  можно  рассматривать  как  инструмент   для  организации  распространения    культурных  МЭМов.   Кроме  письменности  для  трансляции  информации  в  последующие  поколения  требуется  широкое  распространение  грамотности.    Подобные  процессы  создания  письменности  и  распространения  грамотности  происходили  в  разных  изолированных  человеческих  популяциях,  что  доказывает  их  эволюционную  востребованность.  Далее  процесс  культурной  эволюции  принял   автокаталитический  характер.

                Письменность  как  возможность  записывать  информацию  на  внешних  носителях   в  чем-то  похожа  на  генетический  код,  записанный  последовательностью  нуклеотидов  на  ДНК.  ДНК  в  этой  аналогии  является  подобием  бумаги.

                Бумага  и  книгопечатание   поставили  процесс   культурного наследования  на  индустриальную  основу.   Появилась  возможность  управлять  городами  и  государствами  на  основе  издаваемых  указов  и  законов.  Происходит  эволюционирование  самих  правил  управления  большими  массами  людей,  появляется  возможность  создания  иерархически   организованных  больших  социумов.       
                Появление  телеграфа,  телефона,  почтовой  связи,  железных  дорог,   морского  транспорта, и,   наконец,  радио   позволили  охватить  средствами  коммуникации  весь  Земной  шар,  что  колоссально  расширило  возможности   культурного  наследования,   значительно  сблизило  удаленные  друг  от  друга  социумы,  показав  одновременно,  что  несмотря  на  генетическую  их  идентичность,  они  оказались  по  причине  многовековой  разобщенности  несовместимыми  в  культурном  плане  из  за  разного  культурного  кода.  Культурная  эволюция  за  время  разобщенности  разных  социумов  развела  их  в  культурном  плане,  так  же  как  разобщение  популяций  в  биологической  эволюции  надолго  приводит  к  дивергенции  одного  вида  на  два.  Два  вида,  которые  уже  не  скрещиваются,  не  дают  жизнеспособного  потомства.  Вот  еще  одна  аналогия  социобиологии  с  биологией.
                В  течение  последнего  века  появились  дополнительные  механизмы  (СМИ,   кино,  телевидение, Интернет,  социальные  сети)   связывающие  всё человечество  в  некую  суперпопуляцию.  МЭМы  стали  вертикальными  репликаторами  и  обеспечили  гораздо  более  быструю  и  ускоряющуюся  эволюцию    человека.  В  этих  условиях  процесс  глобализации  не  может  не  начаться.  Но  завершение  этого  процесса,  создание  единой  суперпопуляции  на  планете  с  определёнными  органами  в  разных  местах  требует  эволюционного  времени.  Вспомните  сколько  времени  длился  процесс  разобщения  с  момента  выхода  человека  из  Африки.  А  для  верующих  стоит  задуматься  сколько  времени  прошло  от  Адама.
                Культурная  эволюция  человека  стала  возможной,  привела  к  развитию  цивилизации  потому,  что  человек  сам  создал недостававшие  Homo sapiens инструменты вертикального  наследования  культурных  репликаторов МЭМов. 
                Таким  образом,  для  осуществления  культурной  эволюции у  человека оказались   полностью  все  три  составляющие  любой  эволюции  живого -  изменчивость (изменчивость  ментальности  в популяции),   социальный  отбор  и  МЭМы,    как  инструменты  наследования.