Одессит... Высоцкий

Владимир Конюков
Одессит… Высоцкий.


     Высоцкий и Одесса.
«Потом у меня был «Одесский цикл» в моей жизни…
Я жил почти четыре года в поездах и гостиницах Одессы…
И поэтому многие думают, что я одессит и много писал про Одессу. Нет, я про Одессу очень мало писал. Только в последней своей картине «Опасные гастроли»…
И одесситы, значит, принимают меня за своего? Ну, бог с ними, если им приятно. Я не возражаю…».
Обращаю внимание читателя на изящное слово сочетание, одесский говорок.
«… я про Одессу очень мало писал. Только в последней своей картине «Опасные гастроли».

     Фильм 1969 года, который вспоминает Владимир Семёнович, «Опасные гастроли». Роль Жоржа Бенгальского, он же, подпольщик Николай Коваленко.
Картина об Одессе на документальной основе 1910 года, когда подпольщики, с помощью артистов, переправляли из-за границы в Россию, нелегальную литературу и оружие.
Постановка, форма жанр канкана…, о подготовке к революции!
Много критики, но успех фильма был бесспорен. Песни, пляски, весёлые вставки игры артистов. Сюжеты грядущих революционных событий, трагикомедия…

     По действию картины, Высоцкий, пританцовывая, играя весело сюжет, исполняет авторский текст песни. В интернете есть, просьба читателю включится в образ действа… 
Фон, сценические картинки событий, балет, оркестр. Соло с гитарой.
«Куплеты Бенгальского» или «Дамы, господа!».

«Дамы, господа! Других не вижу здесь.
Блеск, изыск и общество — прелестны!
Сотвори Господь хоть пятьдесят Одесс —
Всё равно в Одессе будет тесно.

Говорят, что здесь бывала
Королева из Непала
И какой-то крупный лорд из Эдинбурга,
И отсюда много ближе
До Берлина и Парижа,
Чем из даже самого Санкт-Петербурга.

Вот приехал в город меценат и крез —
Весь в деньгах, с задатками повесы.
Если был он с гонором, так будет — без,
Шаг ступив по улицам Одессы.

Из подробностей пикантных
Две: мужчин столь элегантных
В целом свете вряд ли встретить бы смогли вы.
Ну а женщины Одессы
Все скромны, все — поэтессы,
Все умны, а в крайнем случае — красивы.

Грузчики в порту, которым равных нет,
Отдыхают с баснями Крылова. 
Если вы чуть-чуть художник и поэт —
Вас поймут в Одессе с полуслова.

Нет прохода здесь, клянусь вам,
От любителей искусства,
И об этом много раз писали в прессе.
Если в Англии и в Штатах
Недостаток в меценатах —
Пусть приедут, позаимствуют в Одессе.

Дамы, господа! Я восхищён и смят.
Мадам, месьё! Я счастлив, что таиться!
Леди, джентльмены! Я готов стократ
Умереть и снова здесь родиться.

Всё в Одессе: море, песни,
Порт, бульвар и много лестниц,
Крабы, устрицы, акации, мезон шанте. 
Да, наш город процветает,
Но в Одессе не хватает
Самой малости — театра варьете!»    1968

Текст песни об Одессе. Яркие обороты в строках, фразах, точные характеристики, история, политика, жизнь горожан, образы людей, поступки…
У настоящего поэта в одно слово весь смысл. Выделим и читаем отдельно от текста четыре строки,
«Леди, джентльмены! Я готов стократ
Умереть и снова здесь родиться.

Всё в Одессе: море, песни,
Порт, бульвар и много лестниц…»

Акцент на эмоции… Восхищение! Опять выделим и читаем, теперь уже две строки,
«Всё в Одессе: море, песни,
Порт, бульвар и много лестниц…»

     Исследуя тексты барда, получаешь рубрику – неизвестный Высоцкий.
Две строки таланта Высоцкого, его поэтическая сторона – сложение стихотворного текста, например, об эпохе или столетии. Промежуток по времени в несколько лет.
Эти две строки о прошлом в 100 с лишним лет! Старая Одесса…

Снова выделим и читаем уже одну строку текста песни,

«Порт, бульвар и много лестниц…»

Он о чём? Любой скажет, об Одессе, в которой есть и морской порт, бульвар и много лестниц.
Много лестниц, потому что город выше обрывов на возвышении, море внизу… Или лестницы в местах разбросанных по городу.
Пусть будет. Тогда почему бульвар в единственном числе, если их в городе много?
Да, и по тексту словосочетание, «Всё в Одессе…», всё, значит, во множественном числе.

     Разгадать Высоцкого! У него в одном слове, не одно значение. Кумиром был Пушкин, владел литературным подтекстом в совершенстве. Сокрытие значение смысла текста из-за цензуры, переросло в привычку. От этого со временем значения слов становятся труднопонимаемы.
С Пушкиным трудно, Высоцкий на столетие с лишним ближе.
Отгадка Высоцкого.
«Порт, бульвар и много лестниц…», он о старой Одессе, времени основания её.
«Куплеты Бенгальского», текст об истории города. В тексте присутствуют символы Одессы:
морской порт, бульвар один и звать его – Приморский, много лестниц…, знаменитая Потёмкинская лестница.
Она символ города, архитектурный комплекс!
Порт у подножия лестницы – сама лестница – Приморский бульвар наверху.

     Разгадка фразы, «много лестниц» из-за конструктивной особенности Потёмкинской лестницы, современное её название.
Архитекторы создавали ансамбль по примеру сочетания античных сооружений, с современными взглядами середины 19 века.

«Идея устройства парадной лестницы принадлежала выдающемуся архитектору А. И. Мельникову и входила в планировку бульвара. 15 июня 1826 года проект бульвара одобрил царь Николай I. Грандиозная лестница была построена в 1841 г.
… Лестница насчитывала 200 ступеней; 10 маршей по 20 ступеней каждый и 10 площадок. Длина её 142 метра, высота — 24. Спускалась она к самому морю.
Потемкинская лестница создавалась на месте другой, вырубленной в ракушечнике. Она вела к турецкой крепости Ени-Дунья. Затем была деревянная лестница — 220 ступеней: она спускалась к морю к купальному берегу».
Из энциклопедической справки выделим фразу,
«Лестница насчитывала 200 ступеней; 10 маршей по 20 ступеней каждый и 10 площадок».

     В прошлом веке одесситы старожилы называли лестницу по – старому, лестницы, то есть, во множественном числе. Рассказывали, почему:
«До каменной (бетонной), этой, Потёмкинской, в старину были ракушняковые уступом вправо – влево, переходы с деревянными перилами. Всё было в оврагах, в ливень часто сносило, заново восстанавливали. Лестниц было несколько…»
10 маршей – это 10 лестниц в одесском народе прошлого. Грамотный народ был, старые люди, всё подмечали, лестница прерывается площадкой, следующая начинается с площадки.
Так и говорили «много лестниц» по – Высоцкому. Внизу порт, вверху бульвар.
Читатель может убедиться сам, если посмотрит картинку одесского чуда – Потёмкинскую лестницу по инету.

     Высоцкий – историк, литературовед - исследователь. Всё успевал, знал тонкости истории города. Его слова, «Я жил… в Одессе».
Творил историю стихотворной формой, жанром – авторская песня.

2.
     2019 год, 25 января, закончится год юбилейной даты, 80-летие Высоцкого Владимира Семёновича. Поэта, барда, артиста.
25 января 2018 года его чествовали на государственном уровне. Речей не счесть…
Схлынуло торжество, осталось недоумение и вопросы.
ТВ – передачи, «эксперты», друзья и не друзья объявили вердикт: всё – таки больше был артистом.
Что поэт и не вспоминали, те, кто стенал больше всех, в Союзе не признавали, всё ему запрещали.
Догмат писателя Василия Аксёнова, «Мы были литераторами, он артистом…», посмертно  навязывался народу и использовался вовсю с того дня, когда распалась страна.
Высоцкого пользовали масштабно, в своих корыстных целях,
«… Владимиру Высоцкому поставили памятник.
  ВРЕМЯ  ПРОШЛО…
  Всё смыто… поползли слухи…»



     Аксёновское, «всё забыто и его надо забыть» отразилось на юбилейных мероприятиях, особенно ТВ – выступлениях. Забыть тексты, оставить его артистическое. Тексты – это поэзия, необычная, неформатная, трудно исследуемая.
Выступающие быстренько декоммунизировали формулировку Государственной премии СССР 1987 года, «за создание образа Жеглова в телевизионном художественном фильме „Место встречи изменить нельзя“ и авторское исполнение песен», посмертно).
Оставили кино, артиста кино, второй части «авторское исполнение песен», как не бывало.
Авторское – это поэзия, своя, уникальная, до тысячи стихов, выступающие забывали сказать.
За это не чествовали, всё поэтическое выкинули из речей…

Не раз вспоминали, опять же элементы артистизма, его похожесть на западных рокеров, фильм «Высоцкий. Спасибо, что живой». Образ жизни, «рокенрольные» нравы.
Место его поэзии в таком кино, ему никак не отводилось.

     Создавал поэтические шедевры, поэтом не был. Обидно было, в сердцах и написал в 1968 году,
«Я… не поэт,… Что Я?  Зачем Я?
 Жизнь, какая же ты всё-таки сволочь!»

В 2018 году, при таком чествовании, был больше артистом, рокером, кем угодно, но не поэтом… http://www.proza.ru/2018/02/24/1037
Его поклонники авторской песни, его поэтических текстов, чувствовали себя неуютно.

3.
     «… многие думают, что я одессит и много писал про Одессу. Нет, я про Одессу очень мало писал. Только в последней своей картине «Опасные гастроли»…
Сказал в фильме, о Пушкине и Одессе, « в этом доме», в Одессе, гений написал нетленные строки стихотворения «Я помню чудное мгновенье…», а не в Михайловском.
Моё исследование «Код шифра Высоцкого», часть 2. http://www.proza.ru/2017/01/25/35.
Написал куплеты об истории Одессы, где «много лестниц», символ города.

     2018 год, 25 января. Одесса отмечала 80-ю юбилейную дату рождения Владимира Семёновича Высоцкого.
Одесская киностудия открыла «скамейку Высоцкого», на которой он отдыхал. Памятные встречи, выступления горожан. Самодеятельные барды исполняли его песни, кто не владел гитарой, читали стихом песни.
В выступлениях на первом месте – поэзия песен, артистизм исполнения и уже после сценическое артистическое.
Весь день по ТВ крутили фильмы с его участием.
Опять вспоминали до ночи…, поэзию и тексты разные об Одессе,

 «… опять задержка рейса,
 И нас обратно к прошлому ведет,
 
 Вся стройная, как "Ту",
 Та стюардесса мисс Одесса,
 Похожая на весь гражданский флот.
 
Опять дают задержку до восьми,
 И граждане покорно засыпают...»


В сокращении.