Швейцарские хроники. Часть 37

Шестакова Евгения
Мой четвертый Цюрих. Часть 1

Каждый раз, когда «наклевывается» возможность поехать в то место, где я уже была, и ни в какое другое, я мысленно вопрошаю Вселенную – «…В нашем мире столько еще всего мной  неизведанного?! Почему мне нужно ехать опять в эту страну?:)»

Но я так же знаю, что нельзя отказываться от таких подарков судьбы. Раз Вселенная за меня решила, куда мне ехать летом, то кто я такая, чтобы ей противиться?

Это была моя четвертая поездка в Цюрих, в один из самых дорогих городов мира. И моя девятая поездка в Швейцарию за всю мою историю путешествий.  Три раза в Цюрихе я была зимой, и вот я оказалась в этом замечательном городе летом!
Когда же лучше путешествовать по Швейцарии? Что я могу ответить на такой вопрос? Разве только то, что если вы не любитель горнолыжного спорта, то, как просто туристу, в Швейцарию нужно ездить летом.

Зимой красивые города этой страны серые и мокрые. Вы практически не увидите голубого неба и яркого солнца.

 «Серая, мокрая сказка» - именно так я и назвала Швейцарию в свою самую первую поездку в эту страну. Все остальные зимние путешествия по Швейцарии только подтвердили мою правоту. Солнце, синее небо и яркий снег – это все вас ждет в Альпах, на горнолыжных курортах.

Конечно, если выбирать между двумя состояниями «сидеть дома в серой Алма-Ате» и «поехать в тур в Швейцарию в январе», то, безусловно, я выберу Швейцарию. Но если  у вас есть возможность выбирать между зимой и летом, пожалуйста, дождитесь лета! Совет опытного швейцаровода, так сказать.  И вы об этом выборе не пожалеете!

Летом даже переезды по горным перевалам – это целое разноцветное приключение. Синее- синее небо, зеленые горы и белые-белые облака!

Про швейцарские горные дороги я вам расскажу позднее.

Пока начнем наш рассказ про летнюю Швейцарию не по порядку. Начнем с Цюриха. Как будто вот мы взяли,   и оказались в этом городе на берегу прекрасного Цюрихского озера.

А на въезде в город  нам встретилась  еврейская семья. Ортодоксальная. Еврейская мама в парике с кучей малолетних детей в черных пальтишках. Дети все были в ермолках и с пейсами. Самый маленький ребенок сидел в коляске. Кажется, только он был одет во что-то другое.

Пока мы рассматривали эту семью, мимо нас проехал на велосипеде дядечка – еврей - ортодокс с длинными пейсами.  Он тоже был одет в длинное черное пальто ( и это жарким июльским днем), на голове его была ермолка.
 
Мне в тот момент подумалось, а  не в  Хайфе ли  или в  Тель – Авиви мы случайно оказались. Но нет,  это славный город  Цюрих. Цюрих и его евреи.  *улыбка*. Я, наверное, еще долго буду помнить эту яркую картинку.

Как-то я уже  писала, что первый раз я посетила Цюрих  в рамках группового тура по Швейцарии. Два следующих раза  в Цюрих я ездила сама. И вот, снова меня ждал групповой тур.

Такие туры именно по Швейцарии себя оправдывают на все сто процентов. Потому что отели стоят... А сколько стоят билеты на поезда? Только что я у себя в бумажнике нашла билет на поезд стоимостью в 116 франков. И это я ездила куда-то не очень далеко. Кажется, это был билет на поезд Женева - Кран-Монтана.

Ну так вот, в одну из моих самостоятельных поездок  в Цюрих,  я жила в отеле Sorel hotel. Номер стоил 240 евро сутки. А тут весь недельный тур –мне обошелся в пятьсот евро с копейками. И это с перелетом из Казахстана!

В прошлый групповой тур  была вообще красота. В Монтре, в городе на берегу Женевского озера,  мы два дня жили в шикарном отеле 5 звезд, одна ночь в котором стоила 500 франков. Но зимой, когда отели стоят откровенно пустые, в них пускают группы туристов, чтобы хоть как-то заполнить номера. У меня был огромный номер, балкон которого выходил на Женевское озеро в самом центре Монтре.

 Пить на балконе номера прекрасное швейцарское розовое вино и радоваться жизни! *улыбка*.  Что еще нужно для тоскливого января? *большая улыбка*.

Кстати, тогда в Монтре утром шел дождь, было тоскливо и серо, но к обеду погода наладилась,  и стало даже жарко. Наверное, благодаря тучам и дождю, мне в ту поездку удалось снять очень красивые фотографии закатов и рассветов над Женевским озером.

А в Лозанне так вообще было + 20. В январе.

Так что если вам предложат такую групповую поездку - не отказывайтесь! Поверьте мне еще раз – оно  того стоит!  Пусть вы не можете выбирать отели (про это я напишу позже). Но лучше езжайте летом.

На дворе стоял жаркий июль, но, по прогнозу погоды в Цюрихе должен был идти дождь. Все швейцарские дни впереди нас ждал дождь без всякого  просвета. Я очень сильно расстроилась.  Думала, что виновата во всем моя карма. Видимо,  я и дождь в Цюрихе – близнецы - братья. *улыбка*.  Это навсегда, это нераздельно.

Но, дождь прошел утром, и затем нас ждало безумно красивое небо Цюриха.  Весь город дышал свежестью и красотой.

В Швейцарских городах, даже в тех, в которых я была всего один раз, во мне включается какая-то «генетическая память». Я в них ориентируюсь так, будто прожила всю жизнь. Я  не могу заблудиться, я просто знаю, куда идти, вспоминая, где мы ходили раньше, будто это было вчера.

И вот Цюрих! Я даже небольшие скульптуры вспоминала, и места, где раньше фотографировалась.

И вот, как оказалось, я весьма неплохо помнила маршрут, по которому мы ходили в прошлый раз. Но только сегодня наша экскурсионная программа была короче. Мы не зашли в пару- тройку церквей, пропустили несколько улиц… Но зато у нас было много свободного времени, и я просто пошла бродить знакомыми тропами по такому любимому и почти родному Цюриху.

Церковь Фраумюнстер.

Итак, наш путь начался от стоящей на набережной реки Лиммат  церкви Фраумюнстер. Мы шли по улице Штадтхаусквай. Вообще, с такими названиями улиц у меня  определенные проблемы. Я их запоминаю раза с пятого, а нормально прочитать могу со второго – третьего раза. Это потому что с немецким языком у меня беда. Как и с французским. Но это не помешало мне объездить почти всю Швейцарию.

Фраумюнстер  - это церковь с ярко-зеленым остроконечным шпилем и курантами.
Церковь, согласно официальной хронике,  была возведена еще в далеком 853 году легендарным королем Людовиком Вторым Немецким. Сделано это было для его дочери по имени Хильдельгарда.

Это любимый мной готический стиль и строгость, характерная для строений Швейцарии и немецких земель того времени. Сам Цюрих тогда носил немецкое название Ziurichi. И только в 10 веке начал носить название, которое мы знаем сегодня.

Интереснейшая история этого храма привлекает в него ежегодно  десятки тысяч туристов и просто гостей Швейцарии.

Дочь короля отличалась тем, что с малых лет была ярым католиком, она везде прославляла католическую веру. Однажды  Хильдельгарда решила отойти от мирских дел, и  посвятить себя служению Богу. Такая тяга к духовному и возвышенному,  не могла не вызвать восхищения царственного отца.  Ведь в те времена царские дети выбирали обычно развлечения, а не корпения над Библией в тесной келье.  И вот отец -  король Людвиг Второй Немецкий решает поддержать свою дочь и строит для нее церковь и монастырь.

Монастырь владел двумя городами, и всеми прилегающим к ним окрестностями. Отец не поскупился. Монастырь не бедствовал.

Иногда, читая такие истории, мне кажется, что девушки выбирали монастырскую жизнь и из других побуждений. Сколько в те времена умирало женщин в родах?
Монастырь быстро наполнился монахинями из богатых и знатных семей. Подавляющая часть монахинь из церкви Фраумюнстер были дочерьми или вдовами самых влиятельных особ страны. Здесь почти не было места случайным женщинам.   Влияние монастыря  росло год от года.

Многие  монархи оказывали финансовую поддержку этому женскому монастырю.
В  1045 году король Генрих Третий  официально позволил в Фраумюнстере заниматься чеканкой монет (!!!). Стоит отметить, что в то время такой чести удостаивались лишь самые влиятельные храмы.

Аббатиса монастыря устраивала в городах торговые рынки. Плюс чеканка монет и таким образом, монастырь приобрел власть над Цюрихом и Туром.

А в 1218-м году Фраумюнстер и монастырские земли отделяются от государства и получают почти полную независимость. Даже мэр Цюриха избирался не на народном собрании, а по указу аббатисы монастыря Фраумюнстер. Аббатисе мог приказывать только король, но, судя по историческим документам, ни разу этого не делал.
Но,  такое положение вещей продлилось только до четырнадцатого века.

Монастырь стал постепенно утрачивать власть. Горожанам надоело,   что ими управлял мэр, выдвинутый на свой пост аббатисой. Согласно документам, найденным в древних архивах города,  первый мэр, избранный народом,  начал управлять  Цюрихом  уже в 1336-м году. В 1524-м году монастырь распустили согласно приказу известного политика и реформатора Ульриха Цвингли.

Из Интернета – «После того, как монастырь был распущен,  величественное здание, построенное в строгом готическом стиле, начало постепенно приходить в упадок. Власти города не пытались сохранить одну из главных достопримечательностей города.  Зачем им было это делать? Никто  не видел смысла возвращаться к прошлому, в котором неоспоримую и неограниченную власть имела женщина».

Церковь Фраумюнстер в Цюрихе разрушалась ровно до середины 20-го века. А потом власти города спохватились и поняли, что городу катастрофически  не хватает исторических памятников.

Сейчас мы находимся во дворе монастыря. В крытой галерее. Тут можно увидеть цикл фресок на темы создания монастыря и истории Цюриха. Фрески выполнил швейцарский художник Поль Бодмер. Если верить написанному в Интернете, то он прожил почти 100 лет, с 1886  года по 1983. А в центре галереи установлен памятник последней аббатисе. Ею оказалась Катарина фон Циммер.

Kirche Fraumunster  до сих пор является  католической. И в ней  категорически нельзя фотографировать. Мало того, вход в эту церковь стал платный. Билет стоит 5 франков. Наверное, кто-то посчитал, какой доход теряет  Kirche Fraumunster   от огромного количества туристов, которые спешат по набережной именно в эту церковь.

Когда-то давно пару раз мы заходили в Kirche Fraumunster  бесплатно. И один раз гид нам даже разрешила пофотографировать. Но только не витражи работы Марка Шагала. А ведь именно они привлекают туристов.

Да, витражи очень красивые, но  в них нет ничего такого супер необычного или супер красивого, из-за чего нельзя бы их было сфотографировать. На моей памяти это первый подобный запрет не только в Швейцарии, но и в Европе.

В момент начала работ над витражами Церкви  Фраумюнстер Марк  Шагал был уже в довольно преклонном возрасте. Ему было 83 года. Несмотря на болезнь, величайший художник лично работал над каждым витражом и даже самостоятельно готовил для них стекло.

Спустя два года  кропотливой работы в церкви  появились 5 роскошных окон, которые Марк Шагал передал  в дар городу Цюрих. Он не взял ни копейки за свою работу.

Из путеводителя – «Когда живописцу исполнилось 90 лет, он украсил церковь Фраунмюстер новым окном «розой».

А вот роза мне очень понравилась. Этот витраж имеет семь лепестков.  Каждый из лепестков «розы» символизирует собой день, в который бог сотворил наш Мир. Тут все просто и понятно.

Перед витражами в церкви стоят стулья для туристов. Гид очень тихо, почти не слышно,  рассказывала нам про каждый витраж. Но это было в первый раз. В этом году мы даже не зашли в церковь. Гид прокомментировала церковь так – потом сами зайдете, заплатите деньги и все посмотрите. Какая замечательная экскурсия! Это вот одна из «прелестей» группового туризма.