Цапля

Майя Антонова
Была середина апреля. Наступило долгожданное тепло, стало много солнечных дней. И пусть природа  еще только начала просыпаться, и  деревья еще стояли голые, все равно весна уже вступила в свои права. Кое-где появились желтые пятнышки мать-и-мачехи, иногда вдруг пролетала бабочка, а то и не одна, яркий солнечный свет заставлял щуриться и одновременно наслаждаться им.

В один из таких чудесных дней мы с собакой прогуливались по берегу небольшой речушки, которая течет недалеко от нашего дома. Вдоль речки тянется дубрава – неширокая полоса дубового леса, посаженного еще в 50-х годах прошлого столетия. Даже весной здесь особенный чуть терпкий аромат опавших дубовых листьев и желудей. Для собаки здесь настоящее раздолье, и мой подросток-сенбернар радостно носился между деревьями, громко шурша опавшими прошлогодними листьями.
 
Я скользила взглядом по речке, могучим деревьям, небу, облакам… Ого! Что это? На ветке дуба в большом гнезде стояла крупная птица: серая, на высоких ногах, с вытянутым клювом. Стояла как памятник, как изваяние, не шевелясь и глядя куда-то  в сторону реки. Я невольно остановилась, замерла. Мне очень хотелось повнимательнее рассмотреть птицу, но я боялась ее спугнуть.  Пес продолжал бегать и шуметь, поэтому приближаться к дереву с гнездом я не стала. На этом расстоянии мы, видимо, ее не пугали, и она продолжала стоять.

Трудно передать те чувства, которые меня охватили. Это и какой-то детский восторг, и  тихая радость, и удивление, и  даже гордость от того, что удалось увидеть птицу в ее естественной жизни, наблюдать за ней так долго, как мне этого хотелось. Не знаю сколько прошло времени, я смотрела и  смотрела на нее. Пес не понимал что происходит, почему мы не идем дальше. Он стал крутиться возле меня и уже собирался залаять.  Надо было уходить и уводить собаку – так не хотелось испугать птицу. Постоянно оглядываясь, я повернула к дому. Мне действительно она не привиделась, она продолжала стоять в гнезде.

Дома мне скорее захотелось узнать что же это за птица. Компьютер был под рукой, я стала читать. Выяснилось, что это серая цапля. Прилетает в наши широты весной, и первым прилетает самец, который стоит в гнезде и ждет самку. Значит сегодня я видела самца! Еще я прочитала, что цапля откладывает от 2 до 5 яиц и потом выращивает птенцов. Они вылупляются не одновременно, поэтому бывает, что младшие погибают, им не достается еды, которую приносят родители, а бороться с более старшими братьями и сестрами за пропитание им сложно, они младше и слабее.
Мой интерес к птице вспыхнул с невероятной силой! В дубраве для меня появился невероятно мощный магнит, который тянул меня туда постоянно. Появится ли самка? Дождется ли наш кавалер свою подругу? Если да, то мы сможем увидеть развитие этой истории, может даже будут птенцы! Все, покой был потерян. Каждая прогулка с собакой превращалась в таинство наблюдения за птицей.

К сожалению, у меня не было возможности приходить в дубраву каждый день. Но всегда, когда удавалось там побывать, я получала подтверждение, что жизнь цапли идет своим чередом. А точнее, их стало двое. Правда,  в гнезде обычно был кто-то один,  а вторая птица прилетала и улетала, может они менялись. При этом они стали более осторожными и пугливыми, шум, производимый собакой, им не нравился. Птица из гнезда взлетала, но улетала недалеко, на соседние деревья. Когда мы отходили подальше, она возвращалась.

Наступило лето. Дубы покрылись густой листвой. Гнездо стало менее заметным, скрылось в зелени. Во время наших посещений часто бывало так, что большой птицы в гнезде не было, а об остальном оставалось только догадываться. И вот однажды, когда мы уже повернули к дому,  никого не увидев, за спиной раздался странный шум. То ли писк, то ли свист, скрежет, шорох, треск – все одновременно. Я обернулась и увидела взрослую птицу, которая подлетела к гнезду и опустилась на крупную ветку невдалеке. Шум, доносящийся из гнезда, стал еще громче,  когда взрослая цапля приблизилась. Значит там были птенцы! Мать прилетела их кормить! Мы с собакой поспешили удалиться, но теперь я знала, что чудо свершилось – вылупились птенцы! Как было радостно это узнать! Хотелось оставаться в дубраве круглосуточно, чтобы видеть все подробности жизни этого птичьего семейства. Но жизнь шла своим чередом, повседневные дела требовали моего внимания, поэтому наблюдения за птицей приходилось совмещать с собачьими прогулками.

Снова и снова приходя в дубраву, мне хотелось застать момент кормления. Такое случалось пару раз, но быть близко к дереву с гнездом не удавалось. Птицы пугались и появления человека, и собаки, не подлетали близко к гнезду, прятались на соседних деревьях. Но вскоре меня ждал новый сюрприз – из гнезда стали появляться серые головы птенцов. То один, то два птенца виднелись в гнезде. Они были смешные:  серые с редким пухом на  голове, клювы крупные, чуть желтоватые. В отсутствии родителей птенцы копошились в гнезде, не ведая об опасности. В такие моменты можно было подходить близко к дереву с гнездом и рассматривать гнездо с разных сторон. Сначала я была уверена, что птенцов не меньше двух, потом удалось насчитать троих, в другой раз разглядела, кажется, четвертого. Тем временем птенцы взрослели и стали выбираться из гнезда на ближайшую ветку. Двое, трое, четверо…  И однажды в ряд сидели пятеро! Этот момент надо было запечатлеть. В следующий раз я захватила с собой фотоаппарат. Снимки, которые я сделала, нельзя назвать удачными. Все-таки гнездо было высоко, его покачивало ветром, мешала густая листва.  Но кадры, которые мне удалось сделать, мне очень дороги. Где-то отчетливо виден желтоватый клюв, где-то голова и большие круглые глаза, где-то изогнутая шея и крыло.

Вскоре мне нужно было уехать в город на две недели. Все это время я думала о цаплях, мне очень хотелось их увидеть. Вернувшись в деревню, я сразу же отправилась в дубраву. Гнездо было пустым. Вероятно, птенцы выросли, встали на крыло и больше уже не нуждались в гнезде. Улетели вместе с родителями  к воде, туда, где будут учиться добывать пищу самостоятельно и совсем повзрослеют.
Вот таким выдалось то лето, все оно было озарено присутствием цапель в нашей жизни. С апреля по август они позволили любоваться и восхищаться ими. Осенью они улетят в теплые края, а мы будем надеяться, что увидим кого-то из них следующей весной, стоящим в гнезде.



На фото один из подросших птенцов.