Окраина. 2. Сечь-мать, луг-отец

Иван Варфоломеев
Попавшая под гнёт Речи Посполитой  Южно-Русская земля подвергалась к тому же разорительным набегам Крымских татар. Поэтому бегущим к границам Дикой Степи от притеснений  шляхтичей казачьим семьям,  с оружием в руках приходилось отражать татарские нападения. Более того, собираясь время от времени в ватаги, они выбирали атаманов и под их началом ходили в походы за добычей, не обходя, разумеется, татарских владений. Казаки поселяются купно  в Черкассах и Каневе, а  на Днепровском  острове Хортица создают своё укреплённое поселение - Запорожскую Сечь. Позже, по соседству образуются и другие её поселения-крепости.  О ней, Сечи, наверное, только совсем тёмный в своей безграмотности человек ничего не знает. А по сему буду краток: для казака того времени, на их же  языке «Сич – маты, а Вылыкый луг – батько. Там надо жить и умирать».  Хотя казаки жили и умирали  по разным местам. И в походы отправлялись не только на Крым, но, случалось,  и подальше. Гетман Иван Подкова, со своей казачей бесшабашной братией, для начала сильно побил крымских татар под Очаковым и Кафой. Затем морем повёл казаков  в саму «змеиную» Турцию. Погромил турок, освободил русских пленников и, вообще, погулял там со своей ватагой на славу.

Первым, кто в Варшаве серьёзно озаботился казацкой вольницей, так это, конечно же, -  король Стефан Баторий (1575-1586 годы). Посоветовавшись с сеймом, он  решил  сузить сам круг тех, кто мог называться казаком. Таких внесли в реестр (список), в который вошли только шесть тысяч человек. Остальных объявили холопами. А чтобы не вызвать недовольства тех и других, король выслал уже упомянутому мною гетману Ивану Подкове (тот называл себя Иваном Лютым, другие же ещё и - Фёдором Богданом)  бунчук, булаву, знамя и войсковую печать. Гетман Подкова и его старшина поблагодарили короля, но продолжали жить с казаками по своему. Упрямым был гетман. Крепок духом. А за силу, с которой он гнул подковы, по свидетельству некоторых историков, его и прозвали Иваном Подковой. Так или иначе, но  В Турции к тому времени гетман Подкова уже побывал. Поэтому для очередного похода выбрал вассальную турецкому султану Молдавию. Там сверг с престола Молдавского Господаря Петра Хромого, сам стал Господарём и правил Молдавией где-то два месяца. Причём, когда Пётр, собрав новое войско, попытался вернуть  господарский трон, Подкова разбил его вторично наголову. Однако, будучи человеком рассудительным, понял: трон один, а желающих занять его много. Поэтому  на этом месте долго сидеть ему не дадут. Словом, гетман Подкова решил тишком да бережком пробираться обратно в Сечь.

Между тем, взбешённый набегами казаков султан потребовал от короля Батория унять своих разбойников.  И тут, к собравшемуся было в родную Сечь Подкове, обратился из Варшавы сам польный коронный гетман.  Так, мол, и так, восхищён вашей смелостью, но король просит пана гетмана Ивана Подкову прибыть для изъяснения деталей похода. Полная безопасность гарантирована словом самого короля. Однако по приезде доверчивого Подковы в Варшаву, он был тут же схвачен стражей короля и брошен в темницу. А 15 июня 1578 года, во Львове, на площади Рынок гетману Ивану Подкове палач  снёс мечём его бритую, с казацким оселедцем голову. Снёс без модного тогда в Речи Посполитой  предварительного костоломства. Более того, приговорённому к смерти Подкове позволили даже произнести прощальные слова и помолиться, став коленями на постеленный перед ним коврик.  Палач, умертвив его, увековечил тем самым имя ещё одного героя казачества. Героя, павшего по вине бесчестного короля Батория. Пример авантюрной жизни и смерти Подковы оказались настолько заразительными, что даже армяне называют его своим, под именем Карапета Серпеги.

На смену Стефану Баторию в 1578 году пришёл Сигизмунд iii. Сразу стал показывать, что он куда круче своего предшественника. Он отменил  у русского окраинного казачества выборы гетмана.  Теперь гетмана назначал подчинённый королю  польный коронный  гетман. Усилилось экономическое, политическое и духовное закрепощение русских. Если сравнивать, то, к примеру, ПОЛЬСКОЕ ДУХОВЕНСТВО ТВОРИЛО В ТЕ ВРЕМЕНА ТО ЖЕ САМОЕ, ЧТО ТВОРЯТ СЕГОДНЯШНИЕ УКРАИНСКИЕ СВЯЩЕННОСЛУЖИТЕЛИ-РАСКОЛЬНИКИ на Украине: оно грубой силой захватывало православные храмы, монастыри, их имущество, земли. Дошло до того, что стали брать налоги даже за вход в православные храмы. Казачество, а следом и весь народ,  взбунтовались. Вспыхнуло восстание под началом атамана Северина Наливайко. А потом явился народу и сам Богдан Хмельницкий.

Цветная иллюстрация из Интернета: один из вождей освободительной войны в Малороссии бесстрашный атаман Богун.