Зеркало Розы. Сюрмурпур

Алеся Бажанова
     Однажды Роза, читая про Андре Бретона, основоположника сюрреализма, узнала, что существует такой приём, как автописьмо, когда человек пишет автоматически, не задумываясь, и сочинила не совсем обычную историю. Вот, послушайте…

     В одном большом доме жил кот. Он был уже немолод, как и его хозяин. Но преимущество кота состояло в том, что он не пил виски, не курил трубку, и у него оставалось ещё целых пять жизней! Четыре кот растерял по глупости, он и сам это знал. В глубине души. Но признаться самому себе, что он напрасно их лишился... Нет, ни за что! Даже за кусочек копчёной рыбки, от запаха которой он полностью терял самообладание.

     Кот не любил, чтобы его брали на руки. Он сам приходил и запрыгивал на колени или устраивался рядом на диване или кресле. Только одному человеку он позволял делать с собой почти всё – маленькой внучке хозяина, Женечке. Она могла гладить и тискать его сколько угодно, тянуть за уши. Кот был не против, чтобы та иногда держала в своих маленьких ручках все его четыре лапы. Он не выпускал когти и даже не делал попыток вырваться! Было лишь одно табу, которое умная Женечка неукоснительно соблюдала – нельзя было тянуть его за хвост, но на это не только он, но и любой другой представитель кошачьих не согласится.

     Кот уже несколько месяцев не видел Женечку и скучал. Краем своего пушистого уха он слышал, что внучку хозяина зачислили в какую-то начальную группу, где обучают буквам и цифрам.

     - Меня вот никто никуда не зачислял, а я очень даже грамотным котом вырос, и посчитать смогу, если когда-нибудь захочу, конечно, - иногда думал кот, вспоминая девочку.

     Хозяин кота недавно вышел на пенсию и стал почти целыми днями оставаться дома. Коту это нравилось, особенно когда тот ложился отдыхать: он запрыгивал к нему на большой диван, ложился у ног, прикрывал глаза и начинал негромко урчать.

     И в этот раз кот неслышно подошёл к дивану и примостился рядом с засыпающим хозяином.

     - Поурчи, поурчи, а я посплю, - пожилой человек погладил кота по пушистой спинке, подрагивающей в такт мерному урчанию, и положил на полочку старого торшера книгу и очки. - Что-то в сон клонит. От погоды, наверное.

     Кот повернул голову и посмотрел в окно: небо сплошь покрыто серой мглой, начинался снегопад. Хозяин зевнул и закрыл глаза…

     - Самое время дать волю автомыслям. В такой тёмный день сюрреализма больше,- чуть слышно проурчал кот.

     - Например? – прошелестела страничкой книга.

     - Например? Легко! Качели - маятником по воде. Или - вечность накручивает спирали в разные стороны.

     - Это как? – спросили очки, приподняв одну линзу.

     - Сами думайте, сами! Автомыслями. Окунитесь в нереальность! - посоветовал кот.

     - А я знаю, что такое сюрреализм, видела его, -  тихонько произнесла висевшая над диваном картина.

     - Расскажи! – одновременно попросили книга и очки.

     - И добавь свои автомысли… для атмосферы, – попросил кот.

     - Мой автор, художник, в основном зарабатывал тем, что делал копии известных картин, отражающих подсознание - необычное, нереальное, несочетаемое. Сплошной сюрреализм и неосюрреализм. Поработав над копиями, художник решил сам написать картину в том же стиле. Так появилась я. Полёт фантазии, конечно, слабоват, не Дали и даже не Джорж Грие, да и плагиатом попахивает, но, согласитесь, во мне есть немного своеобразного сюра. Так что зачем мне автомысли, когда я сама почти сплошное подсознание?

     Собеседники посмотрели на картину.

     - Ну да, - вздохнула книга. – Разбившиеся песочные часы, где среди осколков и песка лежит бедняга-Сфинкс и плачет пирамидами.

     - И всё это освещает головка сыра - Луна и звёзды - донышки консервных банок, - добавили очки.

     - Голодный видимо был, художник-то… - заметила книга.

     - А ведь вы правы, - ответила картина. - Мой создатель, когда работал, а работал он подолгу, почти ничего не ел. Отдыхать-то он отдыхал, на старом перекошенном тюфяке, но вот с едой всегда недобор был. Может это только в мастерской? Не знаю. Я же за её пределы с ним не выходила. А у моего автора на маленькой заляпанной красками табуретке стояли только кружка и небольшая жестяная коробка. Художник старался, чтобы она не пустовала, и в ней всегда лежала горка каких то сушек, пряников, карамелек. Но это разве еда?

     - А чайник? – полюбопытствовали очки.

     - Чайник тоже был, электрический. Но он не помещался на табуретке и стоял на ящике возле розетки вместе с чайными пакетиками и банкой растворимого кофе.

     - А на подоконник нельзя было поставить? На подоконнике много чего удобно разместить можно… - начал было размышлять кот.

     - Дело в том, что подоконник в мастерской отсутствовал, - принялась объяснять картина, – потому что она находилась не на крыше или мансарде, не в светлой комнате или отдельном загородном доме, как наш, а в тёмном подвале. Этакий небольшой бетонный куб с дверью. Он, кстати, и его изобразил на мне. Приглядитесь, позади разбитых песочных часов на железном дереве висит его мастерская. Художники обязательно что-нибудь про себя в картину добавят. Пусть даже иносказательно, как мой автор, в виде детского кубика.

     - Так, мы разобрались с твоим сюрреализмом, - проурчал кот. – Давайте играть с разумом дальше, ваш выход, очки.

     - Мой… мой… - нервно заморгали очки. – Хорошо, вот вам поток моего сознания. Лютик на трубе. Солёный сахар стекает в небо. Исчезли семь нот.

     - Извиняюсь, а труба это инструмент, или, как у Блока, водосточная? – поинтересовалась книга.

     - Конечно инструмент! Если дальше идёт речь об исчезновении нот. И, смею заметить, не Блок  обыграл тему водосточных труб, а Маяковский! – уверенно промурлыкал кот.

     Очки блеснули в ответ.

     - Продолжайте, - прошелестела книга.

     - Мы, в отличие от вас, с хозяином во многих местах побывали, много чего видели и слышали. И к музыке у нас, очков, действительно особое отношение. Если честно, мы музыку очень любим. Вместе с хозяином закрываем глаза от удовольствия и слушаем, слушаем…

     - Какую предпочитаете? Наверное, лирическую, классику? – предположил кот.

     - А вот и не угадали! Всё от настроения зависит. Иногда и тяжёлый рок подходит! Так взбудоражит! – сверкнули в ответ очки. – Хозяину он не очень нравится, а у меня аж линзы светлеют…

     - А вы не так просты, как кажетесь, - заметил кот.

     - Давайте лучше книгу послушаем, - засмущались очки.

     - Ну что ж, - подняла странички книга, - видимо пришло время рассказать и о моих автомыслях.

     Слушатели одновременно посмотрели в её сторону. Книга была большая и старая, и все считали, что она очень-очень умная, и ждали услышать что-то весьма необычное.

     - Больше – не меньше. Меньше – не всегда. По ниточке из хвоста, – начала она.

     - К чему бы эти метафоры? – насторожился кот. При этом он внимательно следил за своей лапой, поигрывая ею в выпускание когтей.

     - Что, правда витиевато? – обрадовалась книга и продолжила: - Да у меня их вообще целый чемодан скопился! Хотела было с ним на вокзал пойти, но, говорят, камера хранения закрыта, а поезд отменили…

     - А зачем на вокзал? Уехать хотите? Далеко? – затуманились очки.

     - Нет, только чемодан отправить, – ответила книга. – Пусть бы попутешествовал, поделился моими автомыслями.

     - А автостопом отправить его не пробовали? – поинтересовались очки.

     - И по галактике? – усмехнулась книга. – Нет, мой чемодан космос не любит, внутри него самого галактика, и не одна, а если уж там автостопом ехать, можно и не вернуться…

     - Что, всё так закручено? – удивились очки.

     - И закручено, и перевёрнуто, и через изнанку!

     - А я бы залез в этот чемоданчик, порылся бы там и непременно вынырнул где-нибудь - у меня же ещё целых пять жизней, - начал было фантазировать кот, но тут хозяин стал просыпаться.

     - Посмотри-ка, пурга не на шутку разыгралась. Видимо от такой погоды мне сон странный приснился, - сказал он, обращаясь к урчащему коту. – Маятник, разрезающий воду, игрушечный кубик на дереве, какой-то жёлтый цветочек на Незнайкиной трубе, бред какой-то…

     Кот вдруг спрыгнул с дивана и быстро направился в прихожую.

     - Ты куда? Я тебе ещё про космос, заплетённый в косичку, не рассказал! – удивился хозяин.

     Не обращая никакого внимания на его продолжающееся ворчание, кот сел напротив входной двери и, навострив уши, стал внимательно смотреть на дверную ручку. Через несколько секунд раздались звуки из домофона.

     - Кого же это в такое ненастье-то принесло? – недовольно кряхтел хозяин, которому пришлось встать с тёплого дивана, чтобы ответить.

     - Деда! Открывай! Мы на папиной машине приехали! У меня первые каникулы! Большущие!

     - Вот так дела… Давайте в дом скорее!– старик поспешно нажал на кнопку открывания ворот. - Женечка! Как же вы через пургу-то… Ой-ой…- И, повернувшись к коту, шутливо погрозил ему пальцем. - Вот, проказник, откуда знал-то? Ну и чудеса! Через две комнаты и двор услышал, что внучка на пороге!

     - Сюрмурпур, сюрмурпур, - лукаво сощурив глаза и склонив мордочку набок, еле слышно ответил кот.