Число зверя

Сергей Шестак
 
В этой статье я доказываю позднюю дату написания канонического «Апокалипсиса». Согласно моей версии, число зверя было 88. В этом случае николаиты, которых ненавидит Иисус Христос, – ученики Николая Мирликийского.
 
Император Феодосий, защитник афанаситов (николаитов), объявил ариан государственными преступниками: отобрал церкви, имущество. Оригенист и арианин Златоуст демонстративно отметил годовщину смерти своего учителя Мелетия Антиохийского. Афанаситы сразу доложили императору: проклятые еретики подняли голову – почтили память самого главного еретика. Раздражённый Феодосий обложил Антиохию налогом. Возмущённые антиохийцы восстали: разбили статуи императора, жены и сына. Феодосий сослал Златоуста, «не заступившегося за честь царя», на остров Патмос.
 
По моей версии, Бог решил наказать афанаситов: они – извратили учение, убивают своих оппонентов, фальсифицируют и уничтожают книги. Ангел Бога сказал Златоусту: «Не запечатывай слов пророчества книги сей; ибо время близко». Время (наказание) близко, – Феодосий и его лжепророк вдруг умерли. Гунны, готы и аланы уничтожили Западную Римскую империю; арабы и турки – Восточную. Афанаситам наступил конец в Малой Азии, Палестине, Египте, Месопотамии. Бог отдал эти территории пророку Мухаммеду, который утверждал, что Иисус – не Бог.
 
 
 
                НАКАЗАНИЕ БОГА
 
                1
Некий римский император сослал Ионна Богослова на остров Патмос за слово Божие и свидетельство Иисуса Христа.
 
Иоанн услышал позади себя громкий, трубный голос, как шум многих вод: «То, что увидишь, напиши в книгу и пошли церквам в Асии».
 
Иоанн никогда прежде не слышал такого необычного голоса, – властного, трубного, как шум многих вод! Он обернулся недоумённо к тому, кто говорил с ним. И увидел семь золотых светильников. А среди светильников стоял некто, похожий на Сына Человеческого, в длинной одежде иудейских первосвященников и царей, с золотым поясом у груди. Его волосы были белые, как снег; глаза, – как пламя огненное; ноги, – как медь, раскалённая в печи. В его правой руке были семь звёзд. Он выглядел, как Солнце, когда оно сияет в силе своей!
 
Могущество, власть, слава этого человека были настолько велики, что напуганный, ошеломлённый Иоанн упал к его ногам, как мёртвый.
 
«Не бойся,  – Иисус дотронулся до Иоанна. – Я первый и последний, и живой. И я был мёртв, и вот я жив во веки веков, и имею ключи смерти и ада. Итак напиши, что ты видел, и что будет».
 
Иисус продиктовал Иоанну послания к семи церквам. Первое – к епископу Ефеской церкви. И он сразу объявил, что ненавидит дела николаитов.  «Впрочем то в тебе хорошо, что ты ненавидишь дела николаитов, которые и я ненавижу».
 
Кто такой Иоанн Богослов? Когда он жил? Кто сослал его на остров Патмос?
 
По мнению афанаситов, автор «Апокалипсиса» – апостол Иоанн, – без всякого сомнения. А возможно, он – другой ученик Иисуса.
 
Зачем им понадобился другой ученик? «Евангелие» и «Апокалипсис» написаны на греческом языке. «Евангелие» – на безупречном греческом. «Апокалипсис» – с орфографическими ошибками, нарушениями согласований частей речи.
 
Евангелист ни разу не назвал себя по имени – ни в «Евангелии», ни в посланиях. Автор «Апокалипсиса» сразу назвал себя.
 
Иоанн Богослов знает цвета, оттенки, переливы драгоценных камней, как геолог или ювелир. Яспис кристалловидный, сапфир, халкидон, смарагд, сардоникс, сардолик, хризолиф, вирилл, топаз, хрисопрас, гиацинт, аметист (Апок. 21: 18-21). «И вот, престол стоял на небе, и на престоле был Сидящий; и Сей Сидящий видом был подобен камню яспису и сардису; и радуга вокруг престола, видом подобная смарагду» (Апок. 4: 3). Надо знать не только названия камней, но и цвет, оттенки для описания Бога, радуги. Значит, Иоанн Богослов получил хорошее образование – родился в богатой семье.
 
Любимый ученик Иисуса был рыбаком: он умел обрабатывать рыбу, шить и чинить сети, ходить под парусом. Его ногти был поломанными, пальцы – разбухшими от постоянной воды, изрезанными нитками, верёвками, в рыбьих уколах[1].
 
У престола Бога сидели на престолах двадцать четыре старца.
 
Андрей Кесарийский (VI-VII вв.), автор первого полного толкования книги «Апокалипсис», отождествил этих старцев с двенадцатью ветхозаветными патриархами, родоначальниками колен евреев, и двенадцатью апостолами.
 
Если Андрей не ошибся, тогда Иоанн Богослов не был апостолом. Он увидел всех старцев сразу: «...а на престолах видел я сидевших двадцать четыре старца, которые облечены были в белые одежды и имели на головах своих золотые венцы» (Апок. 4: 4). Апостол Иоанн не мог увидеть себя со стороны. Он держался со старцами, как подчинённый. И не знал, с кем общался. «И один из старцев сказал мне: не плачь» (Апок. 5: 5). «Один из старцев спросил меня: сии облеченные в белые одежды кто, и откуда пришли? Я сказал ему: ты знаешь, господин» (Апок. 7: 13-14).
 
Иоанн Богослов увидел имена двенадцати апостолов (в том числе апостола Иоанна) на основании стены Нового Иерусалима (Апок. 21: 14).
 
«Наука так и не пришла к определенному выводу, поэтому вопрос об авторе Апокалипсиса остаётся открытым» (А. Мень[2]).
 
По мнению афанаситов, апостол Иоанн написал «Апокалипсис» в первом веке, – или в шестидесятых годах, или в девяностых.
 
Почему в девяностых?
 
На девяностые годы указал епископ Лиона Ириней (130-202): «Ибо откровение было не задолго до нашего времени, но почти в наш век, под конец царствования Домициана» («Против ересей», 5: 36).
 
Годы правления императора Домициана – 81-96. То есть апостол Иоанн написал Апокалипсис в девяностых годах.
 
Афанаситы серьёзно утверждают, что книга Иринея заверена нотариусом Царства Небесного. По моему мнению, они цитируют свои вставки. Афанаситы были единственными хранителями архива Иринея, – переписывали, как хотели. Книга Иринея – заведомо (по умолчанию) подложная, партийная, идеологическая.
 
Почему «Апокалипсис» написан в шестидесятых годах?
 
«После открытия сирского перевода Апокалипсиса VI века ("Пококе"), где в надписании вместо Домициана назван Нерон, многие стали относить написание Апокалипсиса ко времени Нерона» (Епископ Аверкий[3]).
 
Имена императоров не указаны в «Апокалипсисе». Переписчик сириец указал имя в заглавии книги. «Заголовок этот таков: "Откровение, данное евангелисту Иоанну Богом на острове Патмос, куда он был сослан при кесаре Нероне"» (И. Ньютон[4]).
 
Согласно версии Ньютона, епископ Смирны Поликарп (по мнению афанаситов, ученик апостола Иоанна) сказал своему ученику Иринею, что Иоанн написал «Апокалипсис» при Нероне, а опубликовал при Домициане. Ириней не понял своего учителя.
 
Если Ньютон прав, тогда Иоанн Богослов проигнорировал приказ ангела Бога: «И сказал мне: не запечатывай слов пророчества книги сей; ибо время близко» (Апок. 22: 10). Вопрос священнику. Ангел Бога прикажет вам рассказать о встрече как можно скорее: ибо конец мира близок. Вы расскажете о встрече через тридцать лет? (Нерон умер в 68 году, Домициан – в 96). По моему мнению, Иоанн Богослов опубликовал своё сочинение сразу после общения с ангелом.
 
Иисус объявил николаитов своими врагами. Согласно «Иринею», николаиты – это христиане-еретики, ученики Николая, которого апостолы назначили диаконом. Николай оказался вторым Иудой. Николаиты утверждали, что разврат – не грех, употребляли еду, которую язычники приносили в жертву идолам.
 
Сторонники датировки «Иринея» («Апокалипсис» написан в конце I века) указывают на то, что церкви, упомянутые в книге, имеют «длинную историю».
 
Христианство в этих церквях «уже не в первой стадии чистоты и истины – ложное христианство пытается занять в них место наряду с истинным. Всё это предполагает, что и деятельность святого апостола Павла, долго проповедовавшего в Ефесе, была делом уже давнего прошлого» (Епископ Аверкий).
 
В некоторых церквах, упомянутых в «Апокалипсисе», «отмечается сильный духовный упадок (например, в Ефеской, Сардиской, Лаодикийской). Знаменательно, что это произошло в двух церквах, которые опекал Павел, и потому считается, что это указывает на большой интервал после их основания. Все письма создают впечатление, что эти церкви имеют длинную историю» (Д. Гатри[5]).
 
По мнению Морозова, «Апокалипсис» написан в 395 году.
 
Характеристика церквей, данная Аверкием и Гатри, соответствует более IV веку, чем I. «Деятельность святого апостола Павла, долго проповедовавшего в Ефесе, была делом уже давнего прошлого». Некоторые церкви, упомянутые в «Апокалипсисе», имели уже трёхсотлетнюю историю. Иоанн Златоуст указал на их духовный упадок. «Христианство в них уже не в первой стадии чистоты и истины – ложное христианство пытается занять в них место наряду с истинным». Попытка ложного христианства выдать себя за истинное христианство увенчалась успехом: афанаситы навязали свою веру руками императоров, уничтожили своих оппонентов и сожгли все их книги.
 
Все идеологи христианских партий считали себя православными. А своих оппонентов считали еретиками и называли по именам их лидеров.
 
«Значит, в наших николаитских источниках средних веков мы можем найти только название  ариане, как имя противников, но не найдём николаитов, а в арианских источниках (к сожалению, почти совсем истреблённых в средние века) мы везде встретили бы николаитов или афанаситов, но нигде не встретили бы ариан» (Морозов).
 
Предположим, информация Иринея Лионского подлинная: император Домициан репрессировал апостола Иоанна.
 
Иисус продиктовал Иоанну Богослову письмо епископу Смирны. «И Ангелу Смирнской церкви напиши: так говорит Первый и Последний, который умер и снова живой» (Апок. 2: 8). К кому он обращался? Кто был в то время епископом Смирны?
 
Согласно Иринею, Евсевию и Иерониму – первым епископом Смирны был Поликарп (р. 83): они рассказали о Поликарпе так, что никогда не догадаешься о его предшественнике.
 
«Смирна – знаменитый Ионийский город... Первым епископом здесь был святой Поликарп, ученик Иоанна Богослова» (Архимандрит Никифор[6]).
 
Предположим, Иисус продиктовал Иоанну письмо епископу Смирны в 96 году (последний год правления Домициана). Поликарпу было в 96 году всего 13 лет.
 
Год рождения Поликарпа вычисляется по дате его смерти. Ему было 86 лет, когда язычники казнили его (Поликарп сам сообщил о своём возрасте). Евсевий Кесарийский указал в «Хронике», что язычники казнили Поликарпа в 169 году. 169 - 86 = 83.
 
Поликарп был ребёнком, когда Иисус написал ему письмо. Апостол Иоанн не мог назначить ребёнка епископом!
 
Афанаситы состарили Поликарпа на 13/14 лет, чтобы ему было в 96 году 26/27 лет. Согласно анонимному автору книги «Мученичество святого Поликарпа», язычники казнили Поликарпа в 155/156 гг. 155/156 - 86 = 69/70[7].
 
Если Нерон сослал Иоанна на остров Патмос в 64/67 гг., тогда Иисус написал письмо предшественнику Поликарпа. У епископа Смирны Поликарпа (р. 83) должен быть предшественник, о котором не рассказали Поликарп (преемник), епископ Антиохии Игнатий Богоносец (друг Поликарпа), Ириней (ученик Поликарпа), учёные – Евсевий и Иероним. Эти авторы обязательно сообщили бы о предшественнике Поликарпа, если бы Иисус Христос написал ему письмо! А они промолчали.
 
У Поликарпа был, оказывается, предшественник – Вукол.
 
«Вукол (с греческого – пастух) был учеником апостола Иоанна Богослова и первым епископом Смирнской церкви»[8].
 
Доказательство автора этой информации – сочинение «Житие святого Поликарпа», которое написал пресвитер Пионий. Согласно этому Пионию, епископ Смирны Вукол и апостол Павел (ум. 64/67) «любили святого Поликарпа» (р. 69/70/83).
 
«Не только святой Вукол, но и святые апостолы, Павел и Иоанн Богослов с прочими учениками Христовыми любили святого Поликарпа» (Димитрий[9]).
 
Апостол Павел ценил и уважал святого Поликарпа. А тот ещё не родился: по одному преданию, он родился в 83 году, по другому – 69/70.
 
Первый епископ Смирны Вукол – небылица афанаситов. Зачем они сочинили эту небылицу? Они не знают, кто сослал Иоанна Богослова на остров Патмос. Если Нерон, тогда Вукол первый епископ Смирны, а если Домициан, тогда Поликарп.
 
Афанаситы утверждают, что они ссылаются на разные предания. Они выстраивают преемственность задним числом, гадают.
 
Иисус Христос продиктовал Иоанну Богослову письмо епископу города Фиатира. «И Ангелу Фиатирской церкви напиши: так говорит Сын Божий» (Апок. 2: 18). Кто был епископом этого города?
 
Церковь в Фиатире появилась в III веке. Епифаний Кипрский (ум. 403) обвинил сторонников этого мнения в незнании истории. Церковь в этом городе якобы была в I веке, но погибла, как пророчествовал апостол, и возродилась 112 лет назад.
 
«Потом некоторые из тех же еретиков нападают ещё на сие изречение... "в Апокалипсисе ещё сказано: напиши ангелу церкви, которая в Фиатире: а там в Фиатире нет церкви христианской; как же он писал к той церкви, которой нет?"» (Епифаний[10]).
 
По мнению нынешних афанаситов, Епифаний комментировал книгу еретиков, которые жили во II веке. Я считаю, что Епифаний спорил со своими современниками, которые утверждали, что апостол Иоанн не является автором «Апокалипсиса». Церковь в Фиатире не возродилась 112 лет назад. Она была создана впервые в середине III века.
 
                2
Иоанн Богослов зашифровал имя императора под числом 666.
 
«Были написаны еврейскими буквами "кесарь" и "Нерон", и сумма числовых значений каждой буквы составила шестьсот шестьдесят шесть... Более удачного толкования до сих пор не найдено» (А. Мень[11]).
 
«Апокалипсис» написан на греческом языке. А число 666 означает «кесарь Нерон», если эти два слова написаны на еврейском.
 
«Может показаться странным, что в греческом тексте используется еврейский алфавит. Но эта странность не столь уж велика, поскольку автор Откровения Иоанн был иудеохристианин... Кроме того, уже сам текст обращает внимание на то, что требуется особая "мудрость" для разгадки имени, скрывающегося за числом 666» (Архимандрит Ианнуарий[12]).
 
По мнению Ианнуария, автор «Апокалипсиса» был евреем. Никто не знает национальность Златоуста: древние биографы и церковные историки не сообщили. А кто хранил и переписывал их рукописи? Афанаситы. Златоуст мог быть евреем: Епифаний Кипрский, организатор травли Златоуста, был евреем.
 
Действительно, имя «кесарь Нерон» даёт число 666, «но натяжка в том, что это не простое имя, как требуется автором, а целых два слова: имя и титул... Вот почему толкование Ньютона мне кажется единственно допустимым» (Морозов).
 
Согласно версии Ньютона, имя зверя – это слово «латинский», написанное на греческом языке. Сумма букв этого имени даёт число 666.
 
Оригинальная рукопись «Апокалипсиса» истлела от времени. Существуют рукописи, в которых указаны цифры – 616, 646, 665.
 
«...есть рукописи, в которых указано 646 и 616»[13].
 
«В древних списках Апокалипсиса встречаются числа 665, и даже – 646» (Е. К. Дулуман[14]).
 
Число 616 – соответствует латинскому написанию «кесарь Нерон».
 
«Ириней» объявил число 616 ошибкой переписчика. Бог накажет переписчиков, которые исказили среднее число имени. В «древних» списках «Апокалипсиса» написано число 666. Им надо «возвратиться к истинному числу имени, чтобы не быть причисленными к лжепророкам» («Против ересей», 5: 30).
 
Самая древняя рукопись «Апокалипсиса», согласно анонимному автору «Жития апостола Иоанна», написана в 96 году. Ириней родился в 130 году. У него были рукописи, написанные в начале или середине II века. Он не мог назвать их «древними». Рукопись II века древняя для редактора книги Иринея, жителя, например, XV века.
 
В кодексе Ефрема (V в.) указана цифра 616.
 
Известный католический богослов Цезарий из Арла, который жил в VI веке, процитировал «Апокалипсис» с числом 616.
 
Ириней умер в 202 году. Почему богословы следующих поколений продолжали упорно считать подлинным число 616? Как я считаю, мнение Иринея о числе 666 – вставка. Этой вставки не было в их времена.
 
По мнению афанаситов, числа 616, 665 и 646 – ошибка переписчиков.
 
Переписчик не мог ошибиться. Он переписывал известную книгу. Он знал о числе заранее! Он мог написать с ошибкой любое другое слово. А число перепроверил бы: сравнил бы с другими рукописями, обратился бы за разъяснением к епископу.
 
По моей версии, Иоанн Златоуст зашифровал имя императора Феодосия. Афанаситы решили заменить его другим императором. Цифры – 616, 646, 665 – не ошибки переписчиков. Это поиск кандидата на роль «зверя». Их окончательный вариант – кесарь Нерон.
 
Возможно, Златоуст зашифровал первые четыре буквы имени – ФЕОД (;EO;). Тогда число зверя было 88. ; (9) + E (5) + O (70) + ; (4) = 88.
 
Почему первые четыре буквы? Их знали все жители Римской империи задолго до прихода Феодосия к власти. Они стали смертным приговором для некоторых высокопоставленных чиновников, имена которых были – Феодор, Феодот, Феодосий, Феодул. Перепуганные чиновники поменяли свои имена.
 
Некие «затейливые люди», решив узнать имя следующего императора, который будет править после Валента (364-378), совершили обряд волхования. И «злой демон» показал им первые четыре буквы – ФЕОД (Сократ, 4: 19).
 
Император Валент собирался править долго и счастливо. А его преемником будет сын Галат. Валент казнил «затейливых людей», узнавших, по его мнению, имя узурпатора, а также казнил всех высокопоставленных чиновников, имена которых начинались на эти буквы, в том числе и полководца Феодосия старшего – отца будущего императора Феодосия младшего (379-395), «который будет править после Валента». Валент не смог обезопасить свой трон. Сын Галат – умер. Валент погиб в сражении с готами. Предсказание «злого демона» исполнилось.
 
Златоуст зашифровал не всё имя, возможно, намеренно. Он напомнил, что о воцарении Феодосия сообщил «злой демон» – через своих слуг прорицателей. (По мнению церковного историка Сократа, «злой демон» показал «затейливым людям» четыре буквы имени будущего императора). Феодосий был для оригениста и арианина Златоуста «зверем»: он репрессировал оппонентов афанаситов, подавил религиозное восстание в Антиохии, казнил семь тысяч жителей города Фессалоники.
 
                3
Ангел, решив показать Иоанну Богослову суд над великой блудницей, привёл его в пустыню (Апок.17: 1-12).
 
Иоанн увидел женщину в порфире, сидящую на багряном звере, у которого было семь голов и десять рогов. Одежда женщины была украшена золотом, драгоценными камнями и жемчугом. Она держала золотую чашу, наполненную мерзостями блудодейства её, и была пьяная от крови свидетелей Иисуса. А на её лбу было написано: «Великий Вавилон – мать блудницам и всем мерзостям земным».
 
Иоанн удивился: красивая развратная женщина в царском пурпурном облачении, пьяная от крови святых и держащая золотую чашу с нечистотами разврата её, сидела на невиданном чудовище – багряном звере, переполненном именами богохульными, с семью головами и десятью рогами!
 
Ангел объяснил недоумённому Иоанну, что семь голов зверя – это семь гор (город Рим основан на семи холмах) и семь царей, «из которых пять пали, один есть, а другой ещё не пришёл, и когда придёт, не долго ему быть» (Апок. 17: 9-10).
 
Имена семи царей: «пять пали» – Константин (306-337), Констанций (337-361), Юлиан (361-363), Иовиан (363-364), Валент (364-378); «один есть» – царствующий Феодосий (379-395); «а другой ещё не пришёл, и когда придёт, не долго ему быть» – сын Феодосия – Аркадий (395-408)[15].
 
Багряный зверь, на котором сидела женщина, – восьмой царь. Этот зверь – «есть восьмой, и из числа семи, и пойдёт в погибель». То есть восьмой царь состоит из семи царей и называется Римской империей.
 
Десять рогов – «десять царей», которые растерзают империю и женщину. Женщина – «великий город» (Рим).
 
Одна из голов зверя была смертельно ранена, но рана вдруг исцелилась.
«По широко распространенному толкованию, рана, которую получила одна из голов, это рана, нанесенная одному из императоров. В те времена по всему Востоку ходило поверье, что Нерон не убит, а только ранен» (Мень).
 
Если бы Иоанн Богослов подразумевал Нерона, тогда он не был бы пророком. Советник по прошениям Эпафродит убил Нерона. Пророк не мог ссылаться на слухи.
 
По моей версии, автор «Апокалипсиса» Иоанн Златоуст подразумевал Феодосия. Тот вдруг заболел и, решив, что умирает, попросил епископа Асхолия крестить его. Епископ исполнил его просьбу. И Феодосий вдруг выздоровел (Сократ, 5: 6).
 
Ранение головы зверя можно также отождествить с гибелью римской армии и императора Валента в сражение с готами в 378 году. Следующий император Феодосий привлёк готов к управлению государством и восстановил империю.
 
«И видел я, что одна из голов его как бы смертельно была ранена, но эта смертельная рана исцелена. И дивилась вся земля, следя за зверем... и поклонились зверю, говоря: кто подобен зверю сему? и кто может сразиться с ним?» (Апок. 13: 3-4).
 
Готы-ариане нанесли «зверю» смертельную рану: разгромили римскую армию и убили императора. А многоголовый «зверь» вдруг исцелился: империя возродилась.
 
А потом Иоанн Богослов увидел второго зверя, вышедшего из земли. У него было два рога, как у Агнца, но говорил он, как дракон.
 
Согласно Меню, этим вторым зверем был лжепророк: «Это как бы карикатура, гротеск на Агнца, закланного в начале мира, это тень Христа, пародия на Него».
 
По моей версии, этим лжепророком был фиваидский «пророк» монах Иоанн, «славившийся знанием будущего», с которым Феодосий постоянно советовался (Созомен, 7: 22).
 
Лжепророк (монах Иоанн), совершая великие чудеса, заставил людей поклониться первому зверю (Феодосию), смертельная рана которого уже зажила. И требовал также, чтобы все люди получили на правую руку или лоб некое начертание. У кого не будет этого начертания, тому будет запрещено покупать и продавать (Апок. 13: 11-17).
 
Император Феодосий запретил арианам, отвергавшим начертание зверя, «покупать и продавать»: лишил «права завещаний и получений наследств»; конфисковывал «дома, если в них происходили еретические собрания» (Карташев[16]).
 
Согласно Ньютону и Морозову, начертание зверя – это латино-византийский крест.
 
«Знак зверя, крест, показывает, что Латинско-Византийская империя была уже христианской, и что на язычников и всех, не принадлежавших к господствовавшей тогда церкви, совершались в то время сильные гонения, как и видно из эдикта императора Феодосия, относящегося к началу 395 года, объявившего еретиков (к которым, очевидно, причислялся и Иоанн) лишенными гражданских прав, и даже отнявшего у них право передавать свои имения другим лицам по завещанию» (Морозов).
 
По моему мнению, начертание зверя крест – это символ Римской церкви, навязанный Востоку.
 
Протестантские учёные утверждают, что находка креста Еленой (матерью императора Константина) – вымысел афанаситов. Евсевий Кесарийский, первый по времени автор, рассказавший о поездке Елены в Иерусалим, не сообщил, что она нашла крест (Ж. К. 3: 42). Крест не указан в «Бордосском Путнике», путеводителе по Святой земле, который составил паломник из города Бордо, посетивший Иерусалим в 333 году.
 

[1] Я заимствовал это образ апостола Иоанна из книги В. А. Николаева «Горячий апостол или Святой апостол Пётр» (НООФ «Родное пепелище», с. Николо-Погост, 2007).

«В зимнее время они вязали и шили невода, сети, с приходом весны закидывали их в море, выбирали, расстилали по берегу, ушивали; обрабатывали и продавали рыбу... Обветренные морем, загорелые, с сильными руками, они чинили свои лодки и паруса. Пальцы у них были разбухшими от постоянной воды, в вечных порезах от ниток, верёвок, от рыбных уколов».

Николаев Валентин Арсеньевич (1937-2008) – член Союза писателей СССР, прозаик, родился в деревне Вторушкино (Юрьевский район Ивановской области), жил в Нижнем Новгороде с 1979 года.

[2] «Читая Апокалипсис». Беседы об Откровении святого Иоанна Богослова. Издательский дом «Жизнь с Богом». Москва, 2007. С.14.

[3] «Апокалипсис или откровения святого Иоанна Богослова».

[4] «Замечания на книгу пророка Даниила и Апокалипсиса святого Иоанна». Петроград. Издание Т-ва А. С. Суворина – «Новое Время», 1915. С. 183.

Исаак Ньютон (1643-1727) – физик, математик и астроном.

[5] «Введение в Новый Завет». М.: Библия для всех, 2005.

Дональд Гатри (Donald Guthrie) (1915-1992) – окончил Лондонский университет, преподавал «Новый Завет» в Лондонском библейском колледже.

[6] Библейская энциклопедия. Труд и издание архимандрита Никифора. Типография А. И. Снегиревой. Москва, 1891 г. С. 661. Репринтное издание. Свято-Троицкая Сергиева Лавра, 1990 г.

[7]  Подробно о Поликарпе – глава «Совет редакторов».

[8] Полный Православный богословский энциклопедический словарь. Издательство П. П. Сойкина, Санкт-Петербург. Т. 1. С. 579. Репринтное издание. Концерн «Возрождение», Москва, 1992.

[9]  «Житие и страдание святого священномученика Поликарпа, епископа Смирнского», память 23 февраля.

[10] «Панарион», 51: 33. «О ереси, которая не принимает Евангелие от Иоанна и его Апокалипсиса; тридцать первой, а по общему порядку пятьдесят первой ереси». Т. 2. С. 413.

[11] «Читая Апокалипсис». С. 138.

[12] «Число 666 и его истолкование».

Ианнуарий (Ивлиев) – профессор Санкт-Петербургской Духовной Академии.

[13] Примечание к стиху 13:18 «Апокалипсиса». С. 1388. «Библия, книги священного писания Ветхого и Нового завета, канонические». Современный русский перевод. Москва. Российское библейское общество. 2011.

[14]  «666 – как число апокалипсического зверя».

Дулуман Евграф Каленьевич (р. 1928) – атеист, профессор, доктор философских наук, кандидат богословия, заслуженный деятель культуры Украинской ССР, окончил Одесскую Духовную семинарию (1945-1947) и Московскую Духовную Академию (1947-1951).

Е. К. Дулуман сослался на книгу The Greek New Testament. Fourht Revised Edition. Introduction. Stuttgard, 1993. С. 862, научные примечания к тексту 13: 8 «Апокалипсиса».

[15] У четырёх императоров, указанных в этом перечне, были соправители. У Констанция – Константин II, Констант, Магненций; у Валента – Валентиниан; у Феодосия – Грациан, Магн Максим, Евгений; у Аркадия – Гонорий. Соправители руководили Западом. А эти четверо, указанных в этом перечне, – руководили Востоком. Златоуст был подданным восточного императора.

[16] «Вселенские соборы». С. 143.