История одного назначения

Галина Коревых
«История одного назначения»
Режиссер Авдотья Смирнова


     Ну вот занималась бы женщина честно и уперто аутистами, а не ради моды и хэппенинга. На одно  это времени человеческого и всей жизни не хватит.   А если только поиграться, - тогда конечно. Тут и скучно скоро станет, а потом и фильмы иного плана полезут.

      Смотреть  пост-советское российское кино - пытка.  Редко - редко брезжит что-то человеческое. Утверждают, что сейчас оно - российское кино - на взлёте.  От всей души ему этого желаю.  Действительно, несколько коммерческих премьер подряд собрали в праздники неплохую кассу.  Боюсь, что вскоре о них и забыли благополучно: все же не шедевры, хотя и развлекли народ.  Патриотичны - и слава Богу: чтобы народ не мучился комплексами и не сомневался в своей полноценности.   Ну отвернулась от него, от народа,  снова  всегда  жирующая и предающая интеллигенция, -  а жить-то надо.  Хоть и без неё.

     У нас о кино всяк судит в меру своей испорченности: как о медицине или политике. Знаний ни черта, - потому предъявляют свои потребительские права.  Мол, лечи меня,  защищай и развлекай.

    В принципе - имеют право.  Я полностью за эти человеческие права каждого, родившегося на планете.   Ещё я за все-таки хоть приблизительное равенство - как в какой-нибудь Швеции, где отбирают чуть не все доходы под гребёнку у богатых и распределяют их среди бедных.  У них, правда,  тоже хватает идиотизма: казалось, я написала впечатления от безумно остроумного фильма «Квадрат» - ан, смотрю - нет их.  Ищите и смотрите. В основном, не поймёте - это их реалии, но поверьте: это в каждую секунду - жесткая сатира на тамошний идиотизм.

    У фестивалей тем временем своя жизнь, а по задворкам идут, почти неуловимые, фильмы непонятных жанров.  И не на кассу нацеленные, и на фестивали стыдливо не тянущие и понимающие свою несостоятельность, и мейнстримом не являющиеся, а про артхаус и говорить нечего. 

    Вот ещё один такой фильм Авдотьи Смирновой - семейный фильм, задействовавший весь смирновский клан тотальным подрядом и финансированием.  Хорошо, когда в семье найдётся в нужную минуту эдак Чубайс или фактуристый  классик «Белорусского вокзала» и «Осени».  Так любого вырасти в достатке да денег дай - он, глядишь, и фильм снимет.  Вот и Авдотья Смирнова, оправдав происхождение и семейные инвестиции, создала художественное произведение. 

   Смотрится ее фильм технически, то есть глаза скользят, а  нос остаётся холодным, и  мысль лишь скачет за  ее аллюзиями да фигами.  Автор же личность политически вовсе не пассивная.   Тем временем сюжет - о лишении человека жизни через казнь.  И параллель через цитаты из нынешнего пропагандистского контекста  пытается ткнуть носом в преступления «кровавого режима».  Словно вокруг слепые.

       Грубовато сработано  с профессиональной точки зрения - живем мы в потоке дешевых сериалов, привычна приблизительность, наигрыш и постановочная грязь.  Не дали бы под это денег ни в Европе, ни Голливуде.

    Ну ладно... Может гуманизм вывезет? 
Казалось бы - да,  ценность человеческой жизни навязчиво суют в нос.  Кто бы спорил: ценна жизнь отдельного, уникального человека.  Только это не может сочетаться с презрением к забитому народу, от которого никак не уйти в этом сюжете: и учиться он не хочет, барских свиней морит и тараканов в чернильницу суёт.   Там между  делом вам и скажут, что этим недочеловекам и права размножаться не дано.  Куча  аргументов, доказывающих, что гнобить народ надо ещё больше: в той исторической перспективе - ваучерной революцией, а теперь - пенсионной реформой, повышением НДС и цен на бензин.  Молодцы.

    Увы, старая, как мир история: они - голубая кровь и имеют право размножаться, а плебеи даже этого не заслужили.   Во Франции плебеи, между прочим,  сейчас повышения цен на бензин и налогов не потерпели и надели жёлтые жилеты.  Уже два месяца по всей стране жгут костры, машины и бьют витрины.

     Позиция Авдотьи Смирновой, вроде, мутна:  она  ни за плебеев,  ни за дворян-государственников, ни за дворян-гуманистов, разбросав реплики по персонажам.  Все у неё  туповатые, ущербные, развратные, изменщики, хозяйства вести не умеют - всё у них дохнет и сохнет,  университеты им почем зря: юристы они никакие и все дела лишь проигрывают и даже связи у них в верхах лишь фикция.

     Разночинец-алкоголик ей тоже только как жертва нужен, а так - тоже отброс,  ублюдок, ни на что не годный.  Ну и понятно - не было до девяностых годов двадцатого века деловых людей в России.   Высших, имеющих право размножаться - по логике фильма.  Поэтому всех предыдущих им не жалко и не интересны они: только как материал для фиги. 

Говорят «ни уму, ни сердцу», а в этом случае мне так «минус уму и минус сердцу» получился.   Кино эпохи возни больших денег и мажоров,  доживших до ветхости.