Об именах Александр Колчак 2

Александр Ерошкин
Колчак Александр Васильевич. В Советском Союзе  его считали врагом, организатором Белого движения, «правителем Омским», вдохновителем кровавых расправ с революционерами и  красноармейцами, потому его расстрел  7 февраля 1920 года под  Иркутском воспринимался многие годы как  достойная кара. К концу ХХ века отношение к нему было изменено, общественное мнение стало воспринимать его уже как жертву, но не забыли при этом, что не без его участия российское золото оказалось за границей в руках у врагов России, с которыми пришлось и повоевать. И совсем мало говорится о том, как он стал  видным военачальником и государственным деятелем России до гражданской войны. А ведь он ещё и выдающийся  полярный исследователь.

Сегодня Россия энергично осваивает Арктику, очищает её от следов не всегда рачительной хозяйственной деятельности в прошлом, и надо сказать, что в общественном мнении слишком мало уделено внимания такому региону, как Арктика,  и тем, кто там работает в тяжелейших условиях. В первое десятилетие своей жизни по Всесоюзному радио я слышал регулярно передачи о полярниках, в них рассказывали о делах полярных исследователей, быте, были их радиобеседы с родными, концерты по заявкам полярников. А ещё много говорили о моряках, которые осваивали полярные моря. Видимо, вовсе не случайно в те годы я мечтал стать моряком и даже сделал попытку поступить в Нахимовское училище. А уважение к труду моряков и полярников осталось на всю жизнь.

Я уже работал в школе, когда на тетрадях своих учеников стал замечать рисунки якорей и надписи «Карпфлот». Это было многолетнее поветрие. От мальчишек я узнал, что выдающийся уральский инженер Пётр Михайлович Карпинский – его могила до сих пор на старом кладбище Кыштыма – предложил выкопать в городе несколько искусственных противопожарных водоёмов, и вот на нижнекыштымской Карпинке  окрестные мальчишки довоенных лет создали «свой флот» из плотов и лодок. Кого-то из тех мальчишек призвали в Военно-Морской флот, они стали героями. И их дети и внуки тоже захотели стать моряками. У меня было желание рассказать об этой истории, посетить Карпинку и своими глазами увидеть этот флот, но не сложилось.

Вернёмся к Александру Колчаку. Его фамилия вовсе не военная, она образована от слова колча – так называли тех, у кого одна нога короче другой, колченогий, хромой. Впрочем, история знает немало колченогих правителей, а тут человек стройный, красиво сложен, без явных физических дефектов, но его фамилия указывает на дефект. Это не могло помешать карьере умного человека.

Александр Колчак родился 16 ноября 1874 года в селе Александровское в пригороде Петербурга, в семье потомственных дворян, прославившихся на военном поприще,  на службе Отечеству.  Его отец был участником Крымской войны, когда коллективный Запад напал  на Россию. Коалиция в составе Британской, Французской, Османской империй и Сардинского королевства начали боевые действия на Кавказe, в Дунайских княжествах, на Балтийском, Чёрном, Азовском, Белом и Баренцевом морях, а также на Камчатке и Курилах. Наибольшего напряжения они достигли в Крыму. И Василий Колчак стал героем обороны Севастополя. 

До 11 лет Александр учился дома. В 1885 -  1888 года обучался в 6-й гимназии Петербурга, окончил три класса и поступил в Морской кадетский корпус, показав  отличные успехи по всем предметам. Как лучшего ученика его  зачислили в класс гардемаринов и назначили фельдфебелем. Из кадетского корпуса он вышел в 1894 году в звании мичмана.

С 1895 по 1899 годы Колчак служил в военном Балтийском, а потом в  Тихоокеанском флотах, трижды совершил кругосветное путешествие. Особенно его интересовала северная часть Тихого океана, где он провёл ряд исследований. Способного юного лейтенанта заметили, и в  1900 году его перевели в Академию Наук. В это время публикуются  его первые научные труды, в частности, статья о его наблюдениях за морскими течениями. Но мечта  молодого офицера – самому отправиться в полярную экспедицию.

К тому времени уже почти сто лет многих исследователей и авантюристов привлекала Земля Санникова, остров-призрак в Северном Ледовитом океане севернее Новосибирских островов.

Яков Санников (1780— 1825), русский купец из Якутска, добытчик песца, бивней мамонта и исследователь Новосибирских островов, открывший острова Столбовой (1800) и Фаддеевский (1805), предположил о существовании «обширной земли» к северу от острова Котельного, уверяя, что видел «высокие каменные горы». В пользу этого мнения были якобы перелёты полярных птиц далеко на север весной и возвращение их с потомством осенью. Самым привлекательным было то, что Земля Санникова более теплая и плодородная,  чем все другие в округе, и птицы летят именно туда.
 
Легенда привлекала, сомнения отметались, хотя в тех широтах около четырёх месяцев продолжалась полярная ночь, а острова освобождались ото льда на два-три месяца, но не каждый год.

Идя на поводу у слухов, император Александр III, выступая перед  выпускниками Морского корпуса,  сказал: «Кто откроет эту землю-невидимку, тому и принадлежать будет. Дерзайте, мичмана!»

Попытки добраться до Земли Санникова на собачьих упряжках в 1810—1811 годах и до Анжу в 1824 году были прерваны полыньями и торосами.

Барон Эдуа;рд Васи;льевич Толль (1858 -1902),  русский геолог, арктический исследователь, поверил в легенды о  Земле Санникова и о  существовании Арктиды, северного полярного континента с вполне тёплым климатом, на их поиски были нацелены его арктические экспедиции. Он увидел публикации Александра Колчака  и предложил молодому автору вместе с ним отправиться на поиск Земли Санникова.

Экспедиция на шхуне «Заря» началась в Санкт-Петербурге 21 июня 1900 года, летом 1901 года она обследовала Таймыр, а с  мая 1902 года началась подготовка санно-шлюпочного перехода на остров Беннетта (один из островов Де-Лонга), и 5 июля 1902 года Эдуард Толль покинул «Зарю» в сопровождении астронома Фридриха Зееберга и зверопромышленников Василия Горохова и Николая Дьяконова. Намечалось, что «Заря» подойдет к острову Беннетта два месяца спустя. 13 июля партия  Толля на собачьих упряжках достигла мыса Высокого на острове Новая Сибирь. 3 августа на байдарах они достигли острова Беннетта.

В назначенный срок шхуна «Заря» не смогла подойти к острову Беннетта из-за тяжелой ледовой обстановки, получила серьёзные повреждения, дальнейшее плавание стало невозможным. В сентябре 1902 года капитан шхуны лейтенант Матисен был вынужден увести судно в бухту Тикси. Ясно стало, что Толль и его спутники  погибли.

В 1903 году поисковая экспедиция под руководством лейтенанта  Александра Колчака на вельботе (от англ. whaleboat, буквально «китовая лодка»),  быстроходной, вёсельной шлюпке,  обнаружила место стоянки Толля на острове Беннетта, его дневники и другие материалы. Группа Толля не дождалась «Зари», решила сама двигаться на юг в сторону континента, но следы их, всех четырёх человек, поныне не обнаружены.

Во время столь опасного похода Колчак сильно простудился и чудом выжил после тяжелого воспаления легких.

В прошлые годы мне не приходилось читать об этих  полярных экспедициях, потому иногда возникали ассоциации с эпизодами романа Вениамина Каверина «Два капитана», где  есть рассказ о подобной экспедиции.

27 января (9 февраля) 1904 началась Русско-японская война. Ещё не поправившись окончательно от болезни, Колчак добился направления в осажденный Порт-Артур. Миноносец "Сердитый" под его командованием принимал участие в установке заградительных мин в опасной близости от японского рейда. А в последние месяцы осады он командовал береговой артиллерией, которая нанесла ощутимый урон противнику. В ходе боев был ранен, после взятия крепости попал в японский плен. Командование японской армии высоко оценило его храбрость и боевой дух, ему было оставлено личное оружие, его  освободили из плена.

Пользуясь случаем, отмечу, что среди защитников Порт-Артура был и мой дальний родственник Иван Ерошкин. В сентябре 2018 года я впервые увидел фотографию отца первого мужа моей матери – Григория Петровича Ерошкина. А в детстве я слышал от матери, что его дядей был Ваня, который рано уехал из города, был матросом и не пришёл домой с японской войны. Я выяснил, призван он был из города Троицка, похоронен в братской могиле Порт-Артура.

Что же касается Колчака, то после лечения в госпитале он получил шестимесячный отпуск. Искренне переживал он  фактически полную потерю родного флота в войне с Японией, а потом  активно включился в работу по возрождению Тихоокеанского флота.

В июне 1906 года Колчак возглавил комиссию при морском генштабе по выяснению причин поражения под Цусимой. В качестве военного эксперта не раз выступал на слушаниях Государственной думы с обоснованием выделить необходимое финансирование.

Его проект по сути стал теоретической базой возрождения всего русского флота,  русского военного судостроения в предвоенный период. Сам Александр Колчак в 1906-1908 годах лично руководит строительством четырёх броненосцев и двух ледоколов.

За неоценимый вклад в исследования русского Севера лейтенант Колчак был избран членом Русского географического общества. За ним закрепилось прозвище "Колчак-полярный". В то же время он продолжил
систематизацию материалов прошлых экспедиций, в 1909 году издал работу о ледяном покрове Карского и Сибирского морей, она сыграла важную роль  в становлении полярной океанографии.

 А потом была новая большая война, каких мир ещё не знал. Разведка донесла, что кайзеровское командование готовится к блицкригу, быстро захватить  Санкт-Петербург. Генрих Прусский, сын императора Германии Фридриха III и Виктории Великобританской,  командующий немецким флотом, рассчитывал уже в первые дни войны пройти по Финскому заливу к столице и обстрелять её из корабельных мощных орудий, потом высадить десант, захватить Петербург и покончить с военными притязаниями России.

Русские морские офицеры предупредили этот удар.  У Германии кораблей было на порядок больше. Что противопоставить? Колчак возглавил дивизион защиты столицы с моря, и уже в течение первых военных дней в акватории Финского залива было поставлено 6 тысяч мин. Щит оказался надёжным и сорвал планы германского флота захватить Россию.

В дальнейшем Колчак предлагал перейти к более агрессивным действиям. Но только в конце 1914 года была предпринята серьёзная операция по минированию Данцигской бухты непосредственно у берегов неприятеля. Результат этой операции был оглушителен: были подорваны 35 военных кораблей противника.   Колчак получил право на продвижение по службе.

В сентябре 1915 года он назначен командующим Минной дивизией.
В начале октября им был предпринят смелый маневр по высадке десанта на берег Рижского залива для помощи армиям Северного фронта. Операция проведена настолько успешно, что неприятель даже не догадался о присутствии русских.
В июне 1916 года А. В. Колчак произведен императором в чин главнокомандующего Черноморским флотом.

После Февральской революции Колчак до конца был верен императору. В Википедии отмечается, что, услышав предложение революционных матросов сдать оружие, он выбросил наградную саблю за борт, аргументируя свой поступок словами: «Даже японцы не отняли у меня оружия, не отдам я его и вам!»

Колчак болезненно переживал развал российской армии и страны.
Приехав в Петроград, он возложил вину на министров Временного правительства. Они посчитали Колчака  опасным адмиралом и  фактически удалили его в политическую ссылку, поручив ему  возглавить союзническую военную миссию в Америку.

В декабре 1917 года Колчак просит правительство Великобритании о зачислении на военную службу. Но в нём уже увидели авторитетного лидера, способного сплотить освободительную борьбу в России против большевизма.

На Юге России действовала Добровольческая армия, и не только. Роман Михаила Булгакова «Белая Армия»  доносит тревоги и противоречия того времени. В  Сибири и на Востоке действовало множество разрозненных правительств. В сентябре 1918 года в Уфе предприняты попытки объединить всех, кто против большевистской власти. Ставка сделана на «сильную руку» Александра Колчака, ему предложили принять титул Верховного правителя России. Об этом мы рассказали в другой растолковке. http://www.proza.ru/2019/01/19/2154