Ч. 20 С кем дружили до войны

Владимир Врубель
Предыдущая страница  http://www.proza.ru/2019/01/23/1616

Версальский договор запрещал Германии строительство подводных лодок и военной авиации. Это решили использовать руководители Советского государства, предложив немцам строить военную технику в Советском Союзе, рассчитывая таким образом получить доступ к новым технологиям.

Контакты между двумя государствами по военной линии и по линии министерств иностранных дел начались с 1921 года. В июле - августе 1925 года Германию впервые посетил начальник штаба РККА Михаил Николаевич Тухачевский.

В том же году была открыта тренировочная школа немецких лётчиков в Липецке. В 1928 году под Саратовом начала действовать немецкая школа ведения химической газовой войны. В 1929 году открылась немецкая танковая школа под Казанью.

Военно-морские контакты начались с 1922 года и стали интенсивными после посещения Москвы в феврале 1924 года немецким адмиралом Полом Бенке во время его поездки на Дальний Восток.

В 1926 году в Берлин была направлена делегация во главе с Иосифом Станиславовичем Уншлихтом, в которую входили специалисты военно-морского научно-технического комитета.
 
Перед ними поставили задачу изучить немецкий судостроительный опыт, особенно в области строительства подводных лодок. Для этого они должны были предложить немцам совместное строительство подводных лодок на советских судоверфях.

Однако немцы без энтузиазма встретили это предложение, большинство предложений они отвергли. Тем не менее, немецкое военно-морское командование согласилось, чтобы член советской делегации Пауль Юрьевич Орас посетил в Гааге секретное немецкое конструкторское бюро по проектированию подводных лодок.

Для ознакомления с состоянием советского флота в Советский Союз в 1926 году выехал представитель немецкого военно-морского флота Шпиндлер. Он побывал в Кронштадте на подводной лодке «Батрак», на эсминце «Энгельс» и на линкоре «Марат».

29 июля 1926 года немцы передали советской стороне чертежи подводных лодок конца Первой мировой войны. Но новый нарком Ромуальд Адамович Муклевич заявил, что нужны не устарелые чертежи военной поры, а новые разработки, и предложил немцам устроить свою школу подводников на Чёрном море.

Немецкое командование не согласилось, опасаясь проникновения большевистской агитации, видимо, в памяти адмиралов были матросские мятежи 1917 – 1918 годов. Тем не менее, контакты продолжались.

В 1929 году авиационный завод компании Эрнста Хейнкеля изготовил две катапульты для линкора «Октябрьская революция» и крейсера «Красный Кавказ».

В 1930 году Советский флот получил от немецких фирм навигационную систему «Атлас», дизельные двигатели, электродвигатели «Сименс-Шукерт», компасное оборудование и шведские турбины.

Попытки получить морские аккумуляторные батареи и радиопередающую аппаратуру  оказались безрезультатными.

Такую же активность проявило советское военно-морское командование по установлению связей с Италией. В 1925 году Кронштадт посетил будущий главнокомандующий военно-морским флотом Италии Кавагнари. Советские военные корабли посетили Италию в 1925 и 1929 годах.

16 мая 1930 года была достигнута договорённость с итальянской стороной о передаче Советскому Союзу технологии изготовления современной подводной лодки и артиллерии. В 1932 году Италию посетила делегация, которую возглавлял командующий Черноморским флотом Константин Иванович Душенов.

Делегация пыталась купить три подводные лодки, построенные итальянцами для Аргентины, а также чертежи подводных лодок и надводных судов. Но эти планы остались неосуществлёнными.

Зато состоялся обмен визитами военных кораблей, а побывавшие на многих кораблях Орас и будущий академик Аксель Иванович Берг, которые заметили на кораблях очень много полезных вещей, применённых впоследствии при строительстве советских кораблей.

Во время первой пятилетки подняли английскую подводную лодку L-55. После изучения её конструкции многие инженерные решения легли в основу последующих шести подводных лодок. Главным конструктором был Борис Михайлович Малинин.

Судьбы упомянутых в этом тексте людей:
 М.Н. Тухачевский расстрелян в 1937 году.
И.С. Уншлихт расстрелян в 1938 году.
П.Ю. Орас – умер в 1943 году в тюрьме специального назначения, где работал в «шарашке» конструктором. 
Р.А. Муклевич расстрелян в 1938 году.
К.И. Душенов расстрелян в 1940 году.
Б.М. Малинин в 1930 году арестован, приговорён к расстрелу, но смертную казнь заменили 10 годами работ в исправительно-трудовом лагере. Проектировал подводные лодки в «шарашке» при Балтийском заводе. В 1932 году освободили из-под стражи. Умер в 1949 году.
А.И. Берг в 1937 году арестован, в 1940 году освобождён. С сентября 1953 по ноябрь 1957 — заместитель министра обороны СССР. Выдающийся учёный, академик. Умер в 1979 году.

Продолжение следует