Научиться жить - сложно...

Лана Милус
Ох уж эти сложные (как их называют педагоги) дети. Сколько сил, сколько терпения, сколько нервов на них  уходит... Сколько слов надо подобрать, сколько мыслей передумать, сколько эмоций пережить…
У меня в работе появился такой …  «Сложный»… На самом деле открытый, доброжелательный, готовый помочь (по крайней мере, со мной и мне)… Но в школе не успевает, а поэтому вызов на педсовет по итогам четверти, маму изводит до приступов, до вызова «скорой»,  с мнением сестры и отца не считается.
Слава Богу, принимает какие-то мои реплики и соглашается на диагностику.  Я понимаю, что во время такого «обострения» работать могу ТОЛЬКО с мамой, как в режиме поддержки, так и в режиме рекомендаций. С ребенком, когда он эмоционирует, лучше просто поддерживать чисто человеческий контакт (пусть знает, что у него есть человек, с которым он может обсудить историчку, и этот человек не осудит его точку зрения и не будут читать морали и нотации), что я и делала, хотя понимала, что родители ждут от меня волшебной таблетки. Но я всегда честна в работе: чудес не бывает, запаса чудодейственных  пилюль тоже – придется работать (прежде всего, с собой и над собой), терпеть, переживать, соблюдать, мириться, учиться и еще много чего.
Очень хотелось ускорить как-то процесс, но нельзя, сегодня посадив семечко, завтра снять урожай.
Мне кажется, еще более доверительные отношения у нас с молодым человеком сложились после беседы по результатам диагностики, когда я ему рассказывала о том, как много в нем лидерства, как он умеет организовывать людей и, скорее всего, мероприятия; как он занижает свои таланты и как умеет манипулировать людьми; какие слабые стороны есть у лидеров, а следовательно, и у него и как это может отзываться на его отношениях с окружающими; почему у него могут не складываться личные и дружеские отношения с близкими; почему он прячет себя внутреннего – харизматичного и обаятельного – за внешним, грубым и агрессивным.
М. (так назовем подростка) в ходе разговора больше молчал, время от времени вскидывая на меня изучающие глаза и повторял: ну да, есть такое.
В конце встречи он проговорил:
- Меня мучает то, что, я думаю, несмотря на все эти мои качества, я ничего уже не смогу: слишком много потеряно…
Вот оно то, что не дает покоя подростку, что злит, возмущает, против чего протестует, и что с этим делать – не знает. Вот теперь можно работать: знаю тип, знаю слабые и сильные стороны, знаю, что волнует и чего бы хотел.
Сегодня начала. Под предлогом, что нам необходимо учиться писать сочинения (а это правда так – никакого лукавства), даю выдержки из письма Ф.С.Фицджеральда  своей дочери (привожу здесь полностью):

 
   « …Очень хорошо, что ты себя чувствуешь совсем счастливой, но ты знаешь, что я не особенно верю в счастье. И в несчастье тоже. И то и другое бывает только в спектаклях, в кино и в книжках, а в жизни ничего этого на самом деле нет.
    Верю я в то, что человек живет так, как сам того заслуживает (по своим талантам и качествам), а если не делать  того, что нужно, то приходится расплачиваться за это, и не просто, а вдвойне.
 
…Чего надо добиваться:

• Постарайся быть смелой
• Чистоплотной
• Умеющей хорошо работать…
 
Чего добиваться не надо:

o Не старайся, чтобы ты всем нравилась…
o И не раздумывай о прошлом
o А также о будущем
o И о том, что с тобой будет, когда вырастешь
o И о том, как бы тебя кто-нибудь не опередил
o И о своих успехах
o А также о неудачах, если они происходят не по твоей вине
o Не раздумывай… о своих разочарованиях
o Как и своих радостях…
 
О чем надо думать:

• К чему я в жизни стремлюсь
• Лучше я или хуже других:
а) в учебе;
б) в умении понимать людей и ладить с ними;
в) в способности владеть собственным телом.
 
…Множество людей полагают, что жить - значит все время радоваться, и только. Я так не думаю. Но, когда мне было двадцать и потом тридцать лет, я тоже умел радоваться,  и считаю, что ты должна переносить печаль, трагичность мира, в котором мы живем, с известной бодростью.»

М. читает. Я наблюдаю: читает с интересом, торопится высказаться о том, с чем не согласен и согласен. Я внимательно слушаю, но по окончании его монолога, который касается второй части текста (очень уж пришлось по вкусу: «не старайся, чтобы ты всем нравилась»), мягко и настойчиво («Супер! У тебя очень интересная точка зрения! Но давай сначала, а то как-то рвано получится.») возвращаю его к первым двум абзацам.
Рассуждения о счастье…
Точка зрения ребенка:
- Счастье есть! И вот когда я, например, счастлив - у меня хорошее настроение. Я могу не заметить, что кто-то мне наступил на ногу в транспорте. Но я несчастлив! В этом-то все дело.
- А в чем твое несчастье?
- Я вынужден рано вставать, идти в школу. Только это одно портит все. Я до 12 дня хожу хмурый. Мне все не нравится.
- А когда ты чувствовал бы себя счастливым?
- Когда высыпался. Когда у меня было бы больше свободного времени.
- ОК… представь, пожалуйста, что ты инопланетное существо. Прилетел на Землю в поисках полезного ископаемого под названием «счастье». На Земле никого, пустая планета. Как думаешь, найдешь?
М. смотрит на меня недоуменно:
- Ну нет, конечно…
- Перечитай, пожалуйста, еще раз первые два абзаца – нам нужны аргументы…
Читает и высказывается:
- Ну да, наверное, счастье в нас самих.  В том, как мы относимся к чему-то. Мы же можем быть радостными, а можем горевать.
- Конечно, - подхватываю я. – Все зависит от того, как мы воспринимаем жизненную ситуацию. Маресьев без обеих ног добился того, чтобы продолжать летать – заниматься своим любимым делом, и  быть счастливым! А люди из его же палаты, потеряв в бою руку, желали одного – умереть! Скажи, пожалуйста, как ты понимаешь высказывание: «А люди, они просто бывают разного роста: от кочки и до Казбека в зависимости от человека»? Можем ли мы это высказывание взять в качестве аргумента в сочинении.
М. молчит. Понимаю: затрудняется. (Нечитающие дети очень часто не могут понять сути написанного.) У меня есть правило: я никогда этого не осуждаю. Я никогда не скажу: это же так просто… Как можно не понимать очевидных вещей?  Я начинаю рассуждать сама… Я говорю:
- Ну вот смотри: для меня это про то, что у каждого человека свои потребности, свои цели, свои удовольствия… Что есть люди-кочки, которым достаточно «тройки» или баночки пива и телевизора, а есть люди – Казбеки, Эльбрусы, Эвересты, которые счастливы от того, что достигли того, что считалось или что они сами считали, невозможным. Их счастье другое. Им мало и совсем не хочется быть посредственностями. Им хочется большего…  Как думаешь, кто делает их счастье?
М. уже рвется говорить: лидерская кровь бушует. Слушаю, поддерживаю, корректирую. Очень спокойно и очень уважительно (научилась за годы – со своими, к сожалению, так не умела.)
- А вот скажи еще, пожалуйста, как ты понимаешь строки: «Есть люди-рассветы и люди-закаты»?
У М., конечно, ярко выраженное косноязычие, речь не развита, лексический запас скуден. Но для меня сейчас важно другое… Он говорит, он рассуждает, он меняет свои негативные установки, он принимает, соглашается, он не настаивает на своем, как тогда, в период «обострения» (чувствую, что родители немало вложились…)
Идем дальше… Разберемся с тем, что Фицджеральд советовал своей дочери  добиваться и почему?
Перечитываем…

«Чего надо добиваться:
• Постарайся быть смелой
• Чистоплотной
• Умеющей хорошо работать…»
М. не понимает слово «чистоплотной» и задает вопрос. Я с облегчением выдыхаю: «Молодец! Научила-таки задавать вопрос про все непонятные слова и не стыдиться этого.» Нельзя говорить с собеседником не на одном языке, всегда необходимо убедиться, что ребенку понятны лексические значения всех слов и только тогда продолжать беседу.
Смелость М. преподнес, как отсутствие боязни что-либо делать. Молодец! Для него актуально! Боится, боится… Боится многого: что глупый, что не наверстает того, что упущено, что ничего не получится в будущем, что уже не будет «золотой медали», что не хватит времени на подготовку к ВПР…
А надо быть смелым! Это значит, просто делать, ничего не опасаясь. Жизнь, она ведь такая, она обязательно даст обратную связь: делаешь правильно – почувствуешь по радующим тебя результатам… Делаешь неверно – ударит, пнёт обидами, разочарованием, болью, потерями (а это тоже обратная связь: чего, дескать, так неразумно поступаешь?)
Про чистоплотность было много – чувствуются мамины требования и понимание, почему это важно. М. привел даже процентное соотношение,  в соответствии с которым, по его мнению, может упасть доверие к человеку, не приученному к чистоте.
Я ограничилась только мыслями о том, что первое впечатление нельзя произвести дважды, а именно оно, это первое впечатление,  бывает довольно часто решающим в ответе на вопрос: стоит ли иметь дело с этим человеком. И еще: очень важно, чтобы  человек был  чистоплотен как в жизни и в одежде, так и мыслях, и в отношениях с людьми, и в отношениях с честностью и порядочностью и много еще в чем… Потому что это тоже важно, потому что «встречают по одежке… Да! А вот провожают все-таки по несколько  другим характеристикам, куда входит ум, достоинство, совесть, умение быть ЧЕЛОВЕКОМ!»
Вот как-то так!!! Полтора часа… Но на работоспособности и воодушевлении М. это не сказалось… А еще вторая часть рекомендаций - что он скажет? А сочинение... Что будет в сухом остатке? Понимание чего? Готовность к чему?