Странная история в Питере - Продолжение

Кузьма Калабашкин
Начало здесь: http://www.proza.ru/2018/11/11/1255

В феврале 1928 года (через 12 лет после первого появления Крокодила в Питере) в газете «Правда» была опубликована статья Надежды Константиновны Крупской «О «Крокодиле» Чуковского».
На мой взгляд, статья крайне интересная, раскрывающая внутренний мир главного идеолога и организатора советского образования и коммунистического воспитания молодежи.

В начале статьи Н.К.Крупская отмечает, что «У нас так мало книг, описывающих жизнь животных. А между тем жизнь животных страшно интересует ребят… Это громадный пробел в нашей детской литературе…

Но из «Крокодила» ребята ничего не узнают о том, что им так хотелось бы узнать.
Вместо рассказа о жизни крокодила они услышат о нем невероятную галиматью…»

Кроме того, по мысли организатора советского образования, К.И.Чуковский, с своём «Крокодиле» изобразил народ трусливым («Все дрожат, все от страха визжат…»). Народ орёт и тащит Крокодила в полицию.

Напомним, что за пару месяцев до написания статьи Н.К.Крупской, - XV съезд ВКП(б) довершил разгром оппозиции. Из компартии исключены 75 деятелей «троцкистско-зиновьевского блока» (в т.ч. Каменев, Пятаков, Радек, Раковский), а также ряд сторонников группы «демократического централизма», а в январе 1929 г. Троцкий выслан за пределы СССР (постановлением Особого совещания коллегии ОГПУ).

«В своем «Крокодиле» Чуковский даёт «совсем не невинное, а КРАЙНЕ ЗЛОБНОЕ  изображение, которое, может, недостаточно осознается ребенком, но залегает в его сознании».
Заметим, что написано это не где-нибудь, а в главном официальном органе ЦК ВКП(б).
Крупская фактически на всю страну обвиняет К.И.Чуковского в «зомбировании» подрастающего поколения советских детей.
Т.е. пишет банальный политический донос.
Вдова В.И.Ленина решила присосаться к политическому мейнстриму (на своём уровне)?

«Вторая часть «Крокодила», - пишет далее Надежда Константиновна, -  изображает МЕЩАНСКУЮ домашнюю обстановку крокодильего семейства, причем смех по поводу того, что крокодил от страха проглотил салфетку и др., заслоняет собой изображаемую пошлость, приучает эту пошлость не замечать.
Народ за доблести награждает Ваню, крокодил одаривает своих ЗЕМЛЯЧКОВ, а те его за подарки обнимают и целуют. «За добродетель платят, симпатии покупают» - вкрадывается в мозг ребенка.
Крокодил целует ноги у царя-гиппопотама. Перед царем он открывает свою душу»

А далее в статье Крупской идет что-то уже совершенно несообразное.

Организатор советского образования, вроде бы даже закончившая в свое время гимназию, приводит явную реминисценцию - отсылку  Чуковского  к М.Ю.Лермонтову, называя эту отсылку  ПАРОДИЕЙ НА НЕКРАСОВА:

«Автор влагает в уста крокодила пафосную речь, пародию на Некрасова.

Узнайте, милые друзья,
Потрясена душа моя.
Я столько горя видел там,
Что даже ты, гиппопотам,
И то завыл бы, как щенок.
Когда б его увидеть мог…
Там наши братья, как в аду -
В Зоологическом саду.

О, этот сад, ужасный сад
Его забыть я был бы рад.
Там под бичами палачей
Немало мучится зверей:
Они стенают и зовут
И цепи тяжкие грызут,
Но им не вырваться сюда
Из темных клеток никогда.

…Мы каждый день и каждый час
Из наших тюрем звали вас
И ждали, верили, что вот
Освобождение придет,
Что вы нахлынете сюда,
Чтобы разрушить навсегда
Людские злые города,
Где ваши братья и сыны,
В неволе жить обречены!

Сказал и умер. Я стоял
И клятвы страшные давал
Злодеям людям отомстить
И всех зверей освободить…

Эта пародия на Некрасова не случайна»  – пишет далее бывшая гимназистка (!).

Далее, Н.К. Крупская описывает, как по ея большевистскому мнению, в статьях  Чуковского «прорывается ярко выраженная ненависть к Некрасову».
Читатель, при желании, сам легко отыщет статью с этим бредом (НИКАК НЕ СВЯЗАННЫМ С «КРОКОДИЛОМ»), - задав в любом поисковике пару ключевых слов.

«Чуковский так увлекся писанием пародии на Некрасова, что забыл, что он пишет для маленьких ребят…

Дальше фабула такая: - пишет Н.К.Крупская, - звери под влиянием пожирателя детей, МЕЩАНИНА-крокодила, курившего сигары и гулявшего по Невскому, идут освобождать своих томящихся в клетках братьев-зверей. Все перед ними разбегаются в страхе, но зверей побеждает герой Ваня Васильчиков. Однако звери взяли в заложницы Лялю, и, чтобы освободить ее, Ваня дает свободу зверям:

«Вашему народу
Я даю свободу,
Свободу я даю!

Что вся эта чепуха обозначает?
КАКОЙ ПОЛИТИЧЕСКОЙ СМЫСЛ ОНА ИМЕЕТ?
КАКОЙ-ТО ЯВНО ИМЕЕТ.
Но он так заботливо замаскирован, что угадать его довольно трудновато.
Или это простой набор слов? Однако набор слов не столь уже невинный.

Герой, дарующий свободу народу, чтобы выкупить Лялю, — это такой буржуазный мазок, который бесследно не пройдет для ребенка…

Я думаю, «Крокодил» ребятам нашим давать не надо, не потому, что это сказка, а потому, что это буржуазная муть».

*

Есть такая байка (а, может быть, и чистая правда, - я не знаю).
Тов. Сталин, якобы, как-то сказал Крупской, что если она и дальше будет вести себя как полный неадекват, - то он назначит вдовой В.И.Ленина знаменитую Розу Залкинд («Землячку»).
Однако, руки, видимо, не дошли у Вождя.

Окончание: http://www.proza.ru/2019/01/28/1324