Идеология с нами?

Сергей Чекалин
Мои размышления касаются параграфов 1 и 2 статьи 13 Конституции РФ про указанную в ней идеологию и отношению государственного устройства к такой системе взглядов и идей.

О п р е д е л е н и е    и д е о л о г и и
Существует довольно большое количество определений идеологии, которые отличаются, в частности, оценкой обозначаемого им феномена.

И д е о л о г и я, например, по К. Марксу — ложное сознание, выражающее специфические интересы определённого класса, выдающиеся за интересы всего общества.

И д е о л о г и я – система идей и взглядов: политических, правовых, философских, выражающих коренные интересы классов, социальных групп.
 
И д е о л о г и я — совокупность системных упорядоченных взглядов, выражающая интересы различных социальных классов и других социальных групп, на основе которой осознаются и оцениваются отношения людей и их общностей к социальной действительности в целом и друг к другу и либо признаются установленные формы господства и власти (консервативные идеологии), либо обосновывается необходимость их преобразования и преодоления (радикальные и революционные идеологии).

И д е о л о г и я  по К. Мангейму — предвзятое отражение социальной действительности, выражающее интересы определённых групп или классов, находящихся у власти и, тем самым, стремящихся сохранить существующий порядок вещей; противопоставляется утопии как потенциальной идеологии в этом смысле.

И д е о л о г и я  по Ролану Барту — современный метаязыковой миф, коннотативная система, приписывающая объектам непрямые значения, и социализирующая их.
(Метаязык – чаще скрытый смысл того, что произносится. Например, вместо произнесённого «Я вам не помешал?» человек не только думает, но и знает, что помешал, что его появление может быть, а то и является, нежелательным. Или, за столом: «Никто не возражает, что я доем этот салат?» В мыслях-то, понятно, что на это никто никогда не возразит, поэтому, несомненно салат будет доеден спросившим, а не тем, кому этого тоже хочется.
Коннотация – это дополнительное оценочное значение слова. Например, слово «вода» может подразумевать пустое – «лить воду», слово «заяц» - трусость, «рыба» - заготовку какого-либо текста и т.п.).

И д е о л о г и я  по Эриху Фромму — это готовый «мыслительный товар», распространяемый прессой, ораторами, идеологами для того, чтобы манипулировать массой людей с целью, ничего общего не имеющей с идеологией и очень часто совершенно ей противоположной.

И д е о л о г и я – система взглядов и идей, в которых осознаются и оцениваются отношения людей к действительности и друг к другу, социальные проблемы и конфликты, а также содержатся цели (программы) социальной деятельности, направленной на закрепление или изменение (развитие) данных общественных отношений.

И д е о л о г и я — это логическая и психологическая поведенческая основа системы политического управления.

И д е о л о г и я — это система взглядов и идей, политических программ и лозунгов, философских концепций, в которых осознаются и оцениваются отношения людей к действительности и друг к другу, которые выражают интересы различных социальных классов, групп, обществ.

И д е о л о г и я – это совокупность принципов, норм и правил определяющих, устанавливающих и регулирующих отношения внутри сферы общественного производства и потребления.

Обратимся к статье 13 Конституции РФ:
1. В Российской Федерации признается идеологическое многообразие.
2. Никакая идеология не может устанавливаться в качестве государственной или обязательной.

Следуя указанным выше определениям идеологии (можно добавить и много других, подобных) вполне можно посчитать, что п. 2 ст. 13 противоречит п. 1 той же статьи, поскольку признание формы правления государством, в котором только идеологическое многообразие как раз и говорит о такой идеологии государства, являющейся государственной и обязательной.

Вероятно, приемлемой была бы такая редакция этой статьи Конституции:
«Никакая идеология, одного человека, любой группы людей или их объединений, сообществ не может устанавливаться государственной или обязательной идеологией».