За всё своя плата. Гл. 9

Валерий Ростин
                Вепревы.
 
  Иван Борисович Вепрев, будущий отец Дмитрия, Александра, Олега и Людмилы, по-знакомился со своей  будущей женой Полиной, в 1948 году, когда шестнадцатилетним пареньком, после окончания ремесленного училища, пришёл работать на Волжский подшипниковый завод.
 После гибели родителей, живших перед войной в городе Брянске, Иван долго скитался по дорогам войны. Он тогда вдоволь хлебнул несчастья и  горя, пока не добрался до наших войск.  А потом был отправлен в тыл, и был определён в детский дом №6 города Волжска.
  Потом была учёба в школе, ремесленное училище от подшипникового завода и завод.
 Полина же, была уроженкой Волжска, но её воспитывала одна мать, работавшая медсестрой в городской больнице.
  Отец её, Тимофей Григорьевич Борисов, пропал без вести в начале 1942 года.
  Жить Полине с матерью после войны было очень трудно, и потому, окончив семь классов, она решила пойти работать, чтобы помогать матери, потерявшей здоровье за годы войны.
 Её приняли на завод в инструментальную кладовую, где она в первый раз и увидела Ивана Вепрева.
  Честно сказать, он ей вначале совсем не понравился. Наглый, самоуверенный парень, совсем не блистающий ни ростом, ни красотой. В то время как на Полину уже во всю, заглядывались сверстники и ребята постарше.
 Полина, была очень доброй, работящей, всё умеющей делать по дому девушкой.
  В то время, как Иван вырос в детском доме, потом в ремесленном училище на государственном обеспечении, не всегда, правда, обильном и сытном, и потому совсем не знал обычной жизни.
 Мать Полины, Евдокия Степановна, чтобы как-то выучить её, и содержать семью, брала дополнительные дежурства, потому дома бы-вала редко, в основном отсыпаясь после дежурства.
  Девочке, с самых малых лет, пришлось самой вести хозяйство, убирать в двух комнатах, стирать, готовить еду себе и матери. Пенсию за отца, офицера, пропавшего без вести, им тогда не платили.
  В общем, девочка ему сразу приглянулась, а вот он ей нет, и она так ему об этом прямо и сказала.
Но,Иван уже тогда, отличался очень твёрдым и упрямым характером, и решил доказать Полине, что он самый лучший из ребят работающих в их цехе.
  Через два года, он  уже был одним из лучших молодых фрезеровщиков завода, и его улыбающаяся фотография висела на заводской доске почёта.
 Он, стал хорошо зарабатывать. Приоделся, купил себе красивый, чёрный, в полоску, костюм, обувь, пальто, шляпу и поступил в вечерний техникум при заводе.
 С Полиной, он встречался только на работе, не особенно «мозоля» ей глаза, но потихоньку отшивая от неё своих конкурентов.
   Он, знал, что после работы, Полина всегда бежит домой, чтобы  приготовить еду и ухаживать за матерью, у которой в последнее время, очень болели ноги.
  Им удалось поговорить только на заводском вечере, устроенном руководством завода, в честь молодых рабочих призывающихся в ряды Советской Армии.
  Ивану исполнилось уже 19 лет, и пришла его пора послужить Родине.
 После торжественной части, где призывников напутствовал директор завода, потом военком и ветераны войны и завода, начались танцы под заводской оркестр. Тогда Иван, впервые решился, и пригласил Полину на танец.
 Танцевал он неплохо, научился этому, когда учился в училище, но сегодня, ведя в танце девушку, он, как будто забыл всю танцевальную науку, и потому постоянно наступал ей на ноги, очень переживая при этом.
 Но, Полина, как будто не замечала неуклюжести партнёра, и в ответ только улыбалась, видя его покрасневшее лицо, и не желая обижать будущего защитника Отечества.
    - Вань! Ну, что ты как слон топчешься? Это же танго! Давай положи мне руку на талию, вот сюда, - она взяла его правую руку и опустила с плеча, на талию.
 – Не бойся, я не укушу. Смотри: раз-два, раз-два-три. Давай, я буду тебя вести.
  Рука парня, лежащая на талии Полины, горела, как в огне, он чувствовал запах её волос и кожи, и был самым счастливым человеком на свете.
 - Нет!- буркнул в ответ, сильнее покраснев, Иван.
 - Вести  женщину всегда должен мужчина. Он должен быть главным. Вот вернусь из армии, выйдешь за меня замуж, и я буду о тебе всегда заботиться, вести по жизни.
  - Какой ты Ваня самоуверенный, оказывается,- улыбнулась девушка.
 – С чего это ты взял, что я выйду за тебя замуж, а? Я, что, обещала тебе или слово дала?
  Иван смешался. Они остановились посередине зала среди танцующих пар, и он внимательно посмотрел на неё своими чёрными глазами.
  - Так дай!- и столько силы было в этом взгляде влюблённого в неё парня, что сердце Полины затрепетало. Она в один миг вдруг увидела, какой Иван красивый, и что она ему очень нравится.
  Она мило улыбнулась ему, взяла под руку, музыка как раз закончилась, и они подошли к окну зала.
 - Ваня, ты прости меня. Ты хороший парень, я знаю. Ты мне очень нравишься, но выходить замуж, я пока не собираюсь. Я решила поступать в медицинский институт, сейчас оканчиваю вечернюю школу, скоро получу аттестат зрелости.
  У меня очень болеет мама, папа погиб на войне, пропал без вести, так, что я одна опора в нашей семье. Поэтому, хочу быть честной с тобой. Я не с кем не встречаюсь, парня у меня нет. Если хочешь, я буду писать тебе в армию, А, через три года, всё может измениться, так ведь? Вернёшься, и мы тогда с тобой всё обсудим, хорошо?
 Ивану, ничего не оставалось делать, как только согласиться.
  Служить Иван, попал в авиационный полк на Камчатку в морскую авиацию, где за три года дослужился до старшего сержанта, и начальника приводной радиостанции ПАР-7. С отпуском на родину, как-то не получилось, и поэтому дома он эти годы не был. Но, зато, все три года переписывался с Полиной, отвечая на её длинные и очень интересные девичьи письма.
  Когда, после службы, он вернулся в Волжск, и пришёл на родной завод, Полина там уже не работала.
  Она училась на третьем курсе медицинского института, и жила одна в своей квартире. Её мать, умерла от закупорки вен на ногах год назад, но, Полина, чтобы не беспокоить его, даже не написала об этом. Из родных, у неё осталась только одинокая Тамара Викторовна, двоюродная сестра матери.
Ивана возмужал, раздался в плечах,ему, как и Полине,исполнилось уже по двадцать два года.
 На заводе ему очень обрадовались, и как бывшему солдату и передовику производ-ства, предоставили отдельную комнату в недавно построенном заводском общежитии.
  Когда Иван впервые увидел Полину, после долгой разлуки, он просто «обалдел».
  Красавица, стоящая перед ним, была совсем не похожа на те, фотографии, которые он получал от девушки в армии.
 Перед ним стояла стройная, сероглазая брюнетка, с красивой фигурой и вьющимися  волосами.
  - Полинка, неужели это ты?- изумлённо воскликнул Иван, не веря своим глазам.
- Я, я! Конечно, я, Ваня. Неужели, я так сильно изменилась?- Полина улыбнулась, глядя на изумлённого парня, кокетливо повела плечами, а сама, во все глаза вглядывалась в  его лицо, отмечая его достоинства: и мужественность и физическую силу.
 - Да, ты, вообще красавицей стала. Наверное, уже женихов вокруг полно бегает?
 - Ты, тоже здорово изменился, Ваня. А, женихи, пусть бегают. Только, знаешь, мне ни-кто не нужен, я тебя одного ждала. Ждала, и вот, наконец, дождалась.
  Тем, более что ты обещал, сразу, как вернёшься  со службы, жениться на мне. Помнишь?- она лукаво посмотрела в его глаза, всё больше и больше в них влюбляясь.
 - Родная, ты моя! – Иван обнял девушку, прижал к себе и крепко поцеловал в губы. – Конечно, я всё помню. Всё, до последнего слова. Вот устроюсь работать, накоплю денег, и устроим нашу свадьбу!
 Полина вся зарделась от такой вольности среди дня, в центре города.
 - Иван, ты что? Здесь же народу полно, а ты целоваться! Что, до вечера подождать не можешь? – её глаза сияли от счастья, и от их первого в жизни поцелуя.
 Потом, встретившись вечером, и гуляя по набережной Волги, они решили пока не торопиться со свадьбой, а подождать пока Поля, окончит институт. Иван, за это время, должен продолжить учёбу в машиностроительном техникуме, и окончить его.
 Как Иван, не настаивал, Полина была неприступна в своём решении. Она, понимала, что если они поженятся, пойдут дети, семейные заботы, и об учёбе тогда придётся забыть. А, она перед смертью матери, дала ей слово, что обязательно окончит институт, и станет врачом-терапевтом.
  Все эти годы, всё своё свободное время, они проводили вместе. Гуляли, спорили, целовались до одури,  до распухших губ, даже иногда спали вместе, но интимных отношений дело не доходило.
  Иван заканчивал вечернее отделение техникума, отдавая много времени учёбе, и его уже назначили помощником мастера в  своём цехе, и очень ценили на работе. А, Полина, училась, и подрабатывала медсестрой в городской больнице, набираясь опыта.
 Они поженились только в 1958 году, когда обоим было уже по двадцать шесть лет.
 Иван уже был мастером цеха, а Полина работала  терапевтом в городской больнице, где, когда-то работала её мать.
 Через два года, Ивану выделили отдельную однокомнатную квартиру на улице Садовой в заводском доме старой постройки, и они решили завести ребёнка. А, в двух комнатах коммунальной квартиры Полины, стала жить с мужем и детьми, её двоюродная сестра Ирина, переехавшая в Волжск из Красноярска.
 В 1961 году, в семье Вепревых, родился первенец, Димка.
Как передовику производства,и кавалеру ордена Трудового Красного знамени, который Иван получил на майские праздники в Кремле, завком выделил ему, уже двухкомнатную квартиру в пятиэтажном доме на улице Стара Загора.
 Иван неплохо зарабатывал на заводе, они с Полиной и малышом, смогли даже по путёвке съездить на отдых в  профсоюзный санаторий в Гагру. Там, малыш и мама, первый раз искупались в Чёрном море.
  Вся обстановка отдыха на море, привела их всех в полный восторг, и видимо там же, на море и зародился их второй сын - Александр, Сашка.
  Сашка, с самого рождения был очень хилым и болезненным мальчишкой. За три года, при матери-враче, он переболел почти всеми детскими болезнями, включая корь и скарлатину.
  И, несмотря на то, что Полина, была уже достаточно опытным врачом, она ничего с этим не могла поделать. Болезни липли к нему, как репей.
 Она измучилась с младшеньким, пока он подрос, но, уступив пожеланию Ивана, хо-тевшего, чтобы у них было много детей, родила ему ещё и дочку, Людмилу, когда Саше было уже пять лет, а Андрею восемь. Потом уже, через три года, когда Полине исполнилось тридцать пять лет, на свет появился и самый младшенький сын - Олег.
 С самого детства дети росли очень дружными, и всегда стояли друг за друга. Выросшие с детства с заводскими ребятишками, они были такими же хулиганами и драчунами.
 Вместе росли, потом ходили в заводской детский сад, потом в школу, расположенную в их районе,где тоже учились в основном дети работников Волжского подшипникового завода.
  Уже в школе, Дмитрий Вепрев пользовался большим авторитетом среди подростков, он много читал, занимался спортом, умел сплотить вокруг себя ребят и повести их за собой. Он придумал тогда, играть в волейбол и в городки между районами, и даже смог собрать деньги на приз – кожаный мяч.
 С самого детства в их районе между мальчишками, и парнями постарше, всегда возникали драки из-за девочек, с ребятами, родители которых работали на заводе имени Масленникова.
  Причём, оба их сына – старший Дмитрий и младший Александр, всегда, во всех драках были впереди всех, частенько они приходили домой с синяками и разбитыми носами.
  Полина помогала им сводить синяки бодягой, ругала их, но спустя неделю или две, всё повторялось снова.
 Иван, только посмеивался. Сыновей  он ни-когда не ругал, но всегда был с ними сдержанным и суровым, он не любил женских сюсюканий и поцелуйчиков. Зато, с детства учил их, всегда давать сдачу и биться до последнего.
 - Это всё глупости, что лежачего не бьют,- учил он мальчишек.
- На войне, как на войне. Если не можешь стоять на ногах,  драпай, а коли стоишь, не падай. И, уж если  кто упал, бей так, чтобы он навсегда тебя запомнил и боялся!
  Полина, слыша такие наставления мужа детям, всегда возмущалась:
- Отец, ну чему ты пацанов учишь? Они же ещё маленькие, какая война? Хватит нам и одной. Дима, Сашенька, не слушайте его, бить лежачего последнее дело.
  У нас, на Руси так не принято. Даже, «на кулачках», раньше дрались до первой крови, и лежачих, никогда не били. Надо быть благородными людьми в этой жизни.
  Бедная женщина. Через много лет, когда её дети вырастут, и она узнает, что вместо благородных мужчин, вырастила бандитов и убийц, её сердце не выдержит, и она умрёт на руках у отца.
  А, ещё через полгода, от рака желудка, умрёт и отец.
  Но это будет потом, а пока, Иван, перебивал жену, и снова учил детей как жить:
 - Ты, это брось Поля. Вот Людку, так воспитывай, а они мужики! Им всегда за себя, за девушку и своих друзей постоять нужно. И здесь не всегда получается драка один на один. Скорее, даже наоборот – один, против двух, трёх человек. И, что скажи тогда делать, если ты идёшь с девушкой, а на тебя налетают несколько человек? Убегать - стыдно, да и девушку бросить нельзя, не по-мужски, это. Значит, нужно бить первому, и потом рвать, кусаться, отбиваться. Побежишь, покажешь слабину,догонят, добьют из злости.Значит,стой до конца на месте и де-рись.
 Мы, так в армии против кавказцев стояли, спина к спине с моим другом Семёном Варкиным, вы его знаете, он живёт в Челябинске, и несколько раз приезжал к нам.
 Двое, против десятерых стояли. Они у нас в  авиационном полку среди солдат, «верх» держали. Всех в страхе держали, даже молодых офицеров.
  А, мы с Семёном их побили. Да, так, что они, подлюки, жаловаться побежали. А, это у них позор, они  же народ горячий и «гордый». Нам тогда, «батя», комполка полковник Арефьев по десять суток гауптвахты объявил за драку, а когда вышли, каждому руку пожал. Вот так.
 - А, кавказцы, как, пап, больше не лезли? – заинтересовался Дмитрий.
 - Нет, больше не лезли,- улыбнулся Иван. – До самого нашего дембеля ходили как шёлковые.
 К десяти годам Саша выровнялся, и уже во-всю тянулся за старшим братом, который довольно плохо учился в школе, но занимался лёгкой атлетикой, борьбой,  всегда был готов защищать честь школы на соревнованиях, и за это его там все уважали, и ученики и учителя.
 У Саши же, никакого особого желания заниматься спортом не было, он со своими одно-годками гонял на велосипедах, ловил рыбу на Волге и всюду следовал за братом.
  Оба брата с детства, твёрдо усвоили то, что говорил им отец, и всегда дрались со сверстниками, по поводу и без повода, стараясь одержать верх.
 К концу десятого класса, Дмитрий был уже признанным лидером, как в школе, так ив своём районе. Его боялась вся округа, и все хулиганистые мальчишки, просто не отходи-ли  от него ни на шаг, «заглядывая в рот».
  Завалив после школы  экзамены в институт, Дмитрий целый год работал грузчиком в речном порту, таская на себе огромные мешки с мукой, сахаром, цементом, которые тогда много возили по Волге, на грузовых теплоходах.
  В 1980 году, его призвали в армию, и по его просьбе направили в морскую пехоту в город Севастополь.
 Всю свою службу, он провёл на учениях в Севастополе и его окрестностях. Учитывая его отличную физическую подготовку и умение постоять за себя, даже «деды», старались с ним не связываться.
  На службе, Дмитрий познакомился и подружился со своим земляком, Виктором Зи-миным, тоже призванным из Волжска.
  Витька, в отличие от самого Дмитрия, особым физическим развитием не отличался, но был очень смелым и отчаянным парнем. Так, они вдвоём и держались до конца службы.
  Там же, в увольнении, он познакомился с «черноморочкой»,  ученицей восьмого класса, хохлушкой, Галочкой Прохоренко, дочкой мичмана  с эсминца «Счастливый», которая через семь лет, стала его женой.
  Отслужив два года, друзья вернулись домой, и неожиданно для всех, оба, как отслужившие армию, поступили в Волжский институт мукомольной промышленности, на специальность инженер-технолог.