Открытие

Ольга Клокова
     Я занималась обычными домашними делами,  когда в комнату вошел ошеломленный  притихший сын .
- Мама, там что-то странное  на улице. Пойдем , я тебе покажу.
    Я пошла вслед за ним , стараясь выяснить по дороге, что так поразило его.
-Я не знаю ,мама, я тебе сейчас покажу,- отвечал он.
Мы вышли на улицу. Солнце уже почти закатилось, и за домами, за ветвями разросшихся деревьев его совсем не было видно.
  Сын показал на небо, на облака:
- Смотри, они какие-то странные, так не было раньше. Они изменились.
Я обняла его.
-Нет, сынок. Это не они изменились. Это ты изменился. Ты взрослеешь. Облака розовые, потому что солнышко заходит. Это закат.
Он показал на лежащие у забора камни.
-А они? Они ведь тоже не были такими?
Камни тоже были розоватого цвета от невидимых лучей заходящего солнца.
-И это от солнца. Его не видно, но лучи проникают всюду и окрашивают все в розовый цвет. Посмотри, и листочки у берез тоже розовые, и облака, и крыши, и вода.
Сын зачарованно смотрел вокруг.
- Но ведь солнца не видно. Как же это происходит?- добивался он.
- Небо - это большое зеркало. Оно отражает то , что не видим мы, и оно сейчас еще видит кусочек солнца. Пройдет немного времени, и облака станут обычными.
Сын замолчал, всматриваясь в небо. Облака плыли низко и походили на двух великанов, сложенных из ваты. Куски ее были нагромождены беспорядочно, быстро меняли форму  и двигались стремительно. Они были розовыми. За ними начинался тонкий пласт белых, почти прозрачных облаков, сквозь которые высвечивало чистое голубое небо, а поверх двух великанов , пересекая розовое, мчались на север грязно- серые с фиолетовыми тенями облака. Ветра почти не было, только перешептывались листья на березах и тонко высвистывала какую-то мелодию невидимая птица.
- Посмотри, вон как будто шапка- ушанка и две ноги!-воскликнул он.
Ему сейчас казалось, что он сделал открытие. Он забыл, как несколько лет назад я показывала ему закат. Но чужое открытие не потрясает. Он смотрел вокруг как будто впервые . И я смотрела на мир его глазами.
-Давай посидим, мама, - предложил он.
Мы сели на колесо у забора. Малыш прислонился головой ко мне и молча сидел, слушая, как я рассказывала ему о небе, об облаках, о великом таинстве, которое зовется природой.
- А знаешь, как имя тому, что тебя поразило?
- У этого тоже есть имя?- удивился сын.
-Да, этому имя - красота. Но увидеть ее может только красивый человек.
Он  задумался.
- А я буду красивым?
-Конечно. Ведь ты ее уже заметил. Постарайся запомнить это.
Без памяти человек  не может существовать .
-Почему?
-Потому что каждый раз приходилось бы учиться всему заново, и он совсем не развивался бы.
-А человек тоже оставляет о себе память?
-Конечно. Только она бывает разной.
Бывает доброй, как от солнышка. Ее хочется хранить в сердце, собирать по крупинке.  Она будет греть тебя долгие годы. А бывает другая память. Жестокая. От такой памяти хочется поскорей избавиться, она заставляет страдать.
Он удивленно поднял брови.
- Как это?
- Помнишь, мы вышли в сад после урагана? Он оставил о себе память: разорванные деревья, из стволов которых тек сок, сломанные ветки, разоренные гнезда…  сок у тополя был красный, как кровь. И птенчики на дорожке…Помнишь? Ты плакал тогда. Тебе хотелось бы об этом вспоминать?
  Он молча покачал головой.
- Некоторые люди, желая стать известными, и такую память оставляют. Ты хотел бы, чтобы о тебе так вспоминали? Какую ты хочешь оставить память: как солнышко или как ураган ?
Он не ответил . Казалось, что малыш меня не слышит , но внутри него происходила работа мысли  уже независимо от меня.
-А мое имя?  Почему ты назвала меня Виктором? Это тоже чья-то память?
- В нашей семье так никого не звали. Но это очень красивое имя. Оно означает «победитель». Я хотела, чтобы ты всегда был победителем. А знаешь, какая победа самая сложная?
-Какая?
- Победа над самим собой.
Сын снова замолчал. Я обняла его, погладила по голове. И встала.
Солнце уже закатилось, и розовый свет не разливался в небе. Но сын не замечал этого. Он удивленно сидел на колесе, вглядываясь уже в самого себя. Я ушла в дом, оставив его наедине с мыслями.
Через несколько минут он вошел следом за мной. Счастливая улыбка сияла на его лице.
- Ты найдешь свободную вазу, мама? Я принес тебе цветы.
Он держал в руках букетик голубых полевых цветов.