Бледный преступник

Елена Де-Бовэ
"Бледный преступник" - это образ, который Ницше  использовал в книге "Так говорил Заратустра". Именно таким образом он сказал о преступнике типа русского Раскольникова.

"Бледный преступник" для Ницше тот, кто, совершив преступление, впадает в глубокий, тяжелый ступор и испытывает нравственные муки.

"Но одно - мысль, - пишет Ницше, - другое - дело, третье - образ дела. Между ними не вращается колесо причинности. Образ сделал этого бледного человека бледным. На высоте своего дела был он, когда он свершил его. Но он не вынес его образа, когда оно свершилось".

Этот преступник - человек крайне нерешительный. Человек, для которого порыв, приведший к необходимости переступить границу и доказать, что он сильный, оборачивается душевной трагедией, растерянностью и покаянием.

По сути, - пишет Ницше, - это даже и не преступник, а просто заблудившийся человек. Его нельзя судить. Ницше твердит о том, что существуют люди- злые от природы. Те, что злыми рождаются. Те, что специально созданы для преступления. А есть "бледные" и утонченные преступники, вечно трясущиеся от нервного истощения и страха. Последние - те, которые только лишь в фантазии своей  вообразили, что они "злые" и "умеют хотеть".

Мне кажется, что именно таковы все нормальные русские люди. Они не созданы для преступления так, как для него созданы агрессивные западные конкистадоры и завоеватели, у которых экспансия является  определяющим смыслом их цивилизации. Поэтому русские преступники никогда не могут тягаться с западными львами, волками и акулами,  "умеющими хотеть".

Британский историк Кэролл Квигли дает такое определение западной цивилизации в работе "Трагедия и надежда":

"... Главное занятие [западной] цивилизации - экспансия. Только распространяя свое влияние (военное, экономическое, религиозное)  на окружающие пространства, общество может стать 'более протяженным объектом', просуществовать многие века и оставить значительный след в истории..."

Когда внешние цели экспансии для западных хищников утрачиваются, то общество заворачивается в себя и начинает грызться изнутри. Это  и приводит, в конце концов, цивилизацию к гибели. Так случилось с древним Римом. То же самое происходит с западной цивилизацией в наше время.

Утеряв внешние цели для экспансии, нынешние западные завоеватели решили закрыть старый, истощившийся для них, мир и основать новый, с перспективой для завоеваний.

Что такое против них "бледный" русский преступник, мучающийся совестью или страхом перед наказанием? Обычная жертва. Он, конечно, может в запале истерически поиграть мускулами и крикнуть "Я сломаю этот мир!", но это будут не его слова - чужие. И никогда не покинет его ощущение, что делает он не то, что следует и играет чужую роль.