430 Батюшка Океан Часть 2 Ветер 23 августа 1973

Александр Суворый
Александр Сергеевич Суворов

О службе на флоте. Легендарный БПК «Свирепый».

2-е опубликование, исправленное, отредактированное и дополненное автором.

430. Батюшка Океан. Часть 2. Ветер. 23 августа 1973 года.

Сводка погоды: Атлантический океан. Северо-Восточная Атлантика. Четверг 23 августа 1973 года. БПК "Свирепый" в открытом океане к югу от островов архипелага Вестманнаэйяр (Исландия). Дневная температура: мин.: 12.0°C тепла; средняя: плюс 13.6°C тепла; макс.: плюс 15.0°C тепла, без осадков, на ветру температура воздуха плюс 10.7°C. Восход солнца – 05:39, заход солнца – 21:06 (GMT+1), район наблюдений метеостанции Бенбесюла айленд остров Бенбекьюла (Великобритания). Скорость ветра была всего 5 м/с (17,99 км/ч), то есть ветер был слабый (3 балла) и волнение моря-океана было слабое (3 балла).

Кроме непосредственно морской воды, моря, океана, конечно, самым важным фактором океанской или морской погоды является ветер. Ветер - это движение воздуха в атмосфере в виде кратковременного перемещения, устойчивого во времени и пространстве потока, порывов или вихрей. Ветер, как правило, движется параллельно земной или водной поверхности, огибая все их неровности - холмы, горы, волны. С ветром и перемещением воздуха в атмосфере знакомы все люди с детства и никому не надо объяснять, что это за природное явление, но только в море-океане я действительно познал, что такое ветерок, ветра и ветрище...

Моряки не говорят "ветры", моряки говорят "ветра", потому что ветры - это ещё и естественный выпуск газов человеком, а морские и океанские ветра - это вам не пук бога или батюшки Океана, это его слуги из свиты, его воины, помощники, соратники, разбойники и каратели. Да, каратели, потому что морские и океанские ветра - они бывают очень жестокими, смертельно опасными, буйно-помешанными...

Ветра, как правило, классифицируют по скорости ветра, по их продолжительности, по направлениям их потоков по сторонам света, по масштабам действия и воздействия на окружающую среду, по видам природных сил и факторов, которые их вызывают и по местам их действия и распространения. особенно часто ветра классифицируют и описывают их по силе воздушного потока, по продолжительности, скорости и направлению. Например, если ветер дует всего несколько секунд, то это - порыв ветра; если в течение 1-2 минут, - то это - шквал, а более длительные по времени и силе ветра имеют свои специфические названия - бриз, пассат, муссон, буря, шторм, ураган, тайфун... Кстати, муссоны и пассаты дуют постоянно...

Ветер, как воздушный поток, возникает там, где есть разница в атмосферном давлении, то есть ветер всегда дует от зоны высокого давления к зоне низкого давления. Состав атмосферы Земли, как воздушного океана, всегда и постоянно меняется, волнуется, перемешивается, сгущается и разрежается, насыщается влагой облаков или наоборот освобождается от влаги. Поэтому в результате закономерных и хаотичных воздушных потоков, циклонов и антициклонов, в атмосфере непрерывно во времени и пространстве меняется атмосферное давление, а значит, дуют ветра. При этом сила, скорость и направление ветров также постоянно меняются.

Адмирал королевского флота Великобритании сэр Фрэнсис Бофорт (Francis Beaufort), который служил на флоте в период 1788-1846, командовал фрегатом "Вулвич", участник революционных войн и войны с Наполеоном, рыцарь-командор ордена Бани, военный гидрограф и картограф (1829-1855), в 1805 году разработал двенадцатибалльную шкалу оценки скорости ветра по его действию на наземные предметы и по волнению моря. В 1838 году "шкала Бофорта" была принята как эталон классификации ветров и волнения на море Всемирной метеорологической организации. Считается, что "средняя скорость ветра в "шкале Бофорта" указывается на стандартной высоте 10 м над открытой ровной поверхностью" (скорость ветра в м/с включили в "шкалу Бофорта" в 1926 году). С 1955 года Бюро погоды США расширило шкалу Бофорта до 17 баллов (из-за сокрушительных тропических ураганов и тайфунов).

Описание ветров и ветрового волнения моря в "шкале Бофорта" позволяет визуально, то есть "на глаз", определить их характеристики и физические параметры - силу ветра, скорость потока, мощь ветрового волнения и т.д. Направление ветра на картах указывается азимутом точки, откуда дует ветер, но в аэронавигации - азимутом точки, куда ветер дует. На самых первых навигационных морских картах уже указывалась так называемая "роза ветров", то есть образное (часто художественное) изображение направления и силы постоянных или преобладающих ветров (режим ветров). При этом различают подветренную сторону, то есть местонахождение корабля (человека) против ветра и наветренную сторону - местонахождение корабля (человека) по ветру. Вертикальные ветра или воздушные потоки называют восходящими или нисходящими.

Строго говоря, при описании ветров нужно обязательно указывать закономерности течения воздушных потоков в атмосфере Земли, влияние климата экваториальных и полярных зон, силы Кориолиса, морских течений, космического и солнечного излучения (активности Солнца), изменений плотности, влажности и температуры атмосферы, степени её запылённости и т.д. Однако в данной книге о службе на флоте и о легендарном БПК "Свирепый" я ограничусь только теми научными и фактологическими данными о ветрах, которые дают точное и образное впечатление о этой, без сомнения, важнейшей стихии Мирового океана и нашей планеты Земля. Значение ветров в развитии современного человечества (человечеств) не только определяющее, но и судьбоносное, так как многие века люди могли совершать морские и океанские путешествия и походы только с помощью ветров...

Дело в том, что как всякая движущаяся в окружающей среде материя, воздушный поток, то есть ветер, оказывает механическое воздействие на препятствия, влечёт их за собой, оказывает давление, проявляет свою силу, выполняет работу. Действие ветра мы все ощущаем на своём лице и теле, когда порывы ветра вырывают из рук зонтики, срывают шляпы, толкают в спины прохожих, а то и сбивают с ног во время ураганов... Ветер - основная движущая сила парусных кораблей и судов. Вот почему ветер - это не просто феномен или явление природы, стихия, это ещё и мифологическое существо, образ культуры, феномен мировоззрения и средство развития человеческой цивилизации.

Нам, военным морякам БПК "Свирепый", "повезло" - на первой в истории нашего корабля БС (боевой службе) мы видели, ощущали и испытали все виды ветров, дующих на море от штилевого безветрия до штормового ветра (ураган Эллин). Например, 29 июля 1973 года в День ВМФ СССР, когда БПК "Свирепый" стоял на якорной стоянке у мыса Скаген (Дания), в полдень было полное безветрие, то есть скорость ветра была 0 - 0,2 м/с. Над зеркально гладкой поверхностью моря струилась только марево - дымка, тёплый, горячий воздух, поднимающийся вертикально вверх. При этом граница горизонта почти была не видна, так как в этом мареве край моря сливался с небом... Такое безветрие считается началом Шкалы Бофорта и имеет 0 баллов.

1 балл Шкалы ветров Бофорта - это "тихий ветер" (0,2 - 1,5 м/с), вернее не ветер, а дуновение ветра, еле-еле ощущаемое движение воздуха, которое относит в сторону дымную гарь от работающих корабельных машин и механизмов, но не колеблет флюгер и лопасти анемометра. На берегу такой ветерок даже листья деревьев не колышет и видится только по сносу дыма в сторону. Однако, если парусность бортов, корпуса, мачт и надстроек корабля большая, то этот тихий ветерок всё же приводит корабль (судно) в движение.

2 балла - это "легкий ветер" и его скорость 1,6 - 3,3 м/с, то есть этот ветерок уже чувствуется кожей лица, он освежает и овевает. На берегу от такого лёгкого ветра начинают колебаться и шуршат листья, лёгкий ветер уже вращает лопасти анемометра и самодельные игрушечные пропеллеры-вертушки на оси-гвоздике. При лёгком ветре начинает двигаться флюгер и показывать направление воздушного потока. Лёгкий ветер уже движет судно или корабль со скоростью 1,2 узла (1,85 - 3,7 км/ч).

3 балла - это "слабый ветер", его скорость 3,4 - 5,4 м/с (12,24 - 19,44 км/ч). При слабом ветре на пляже моря появляется слабый ласковый прибой и на горячие тела отдыхающих приятно набегает лёгкая волна. Пропеллер анемометра при слабом ветре уже крутится постоянно, без остановок, и флюгер не застывает, а точно следует направлению воздушного потока. На берегу колышется листва деревьев и качаются ветки, лес уже начинает характерно шуметь. Слабый ветер на море, хотя и называется слабым, но уже заметно кренит корабль и сопротивляется движению корабля. Сигнальщики-наблюдатели БЧ-4 на движущемся против ветра корабле уже ощущают значительное давление воздуха, которое мешает смотреть, выдувает слезу на глазах. "Слабый ветер" движет парусный корабль по ветру со скоростью 3-4 узла (5,56-7,41 км/ч), то есть со скоростью идущего "скорым шагом" или бегущего "прогулочным шагом" человека.

4 балла - это "умеренный ветер" и его скорость 5,5 - 7,9 м/с (19,8 - 28,44 км/ч). Умеренный ветре на берегу подымает в воздух пыль, сухие листья, бумажки и мелкий мусор. Флюгер начинает подрагивать на ветру, а пропеллер анемометра крутится активно и беспрерывно. На деревьях гнутся тонкие ветви, а на корабле колышутся и вибрируют тонкие "усы" радиоантенн.  Умеренный ветре - это рабочий ветер для парусных судов, которые ходко идут по ветру по неспокойному морю-океану. Идти кораблю полным ходом против умеренного ветра - это значит, снижать эффективность хода до среднего... Умеренный ветер в борт - это хороший уверенный ветровой крен корабля. Кстати, 20 км/ч - это средняя скорость движения автомобиля в городе с интенсивным автомобильным движением, а 16 км/ч это средняя скорость бега тренированного человека на длинной дистанции (10-42 км).

5 баллов - это "свежий ветер", дующий со скоростью 8 - 10,7 м/с (28,8 - 38,52 км/ч). Свежий ветер качает все ветки и тонкие стволы деревьев. Свежий ветер образует ветровые волны с белыми барашками и на парусных кораблях подбирают паруса (ставят рифы), то есть уменьшают площадь парусов, так как скорость хода парусника на волне и его креп при боковом ветра становятся опасными. На море-океане уже сплошное волнение, а на озёрах, реках и заливах образуются небольшие волны с гребнями. Для сравнения, 30 км/ч - это средняя скорость бега тренированного человека на короткой дистанции (100-400 м), то есть это бег типа "что есть духу"... Свежий ветер гнёт стержневые антенны на корабле, гудит в фалах и реях, завывает в трубах и колокольчатых конструкциях, брызгается солёными каплями и морской пеной с гребней волн, продувает насквозь матросские робы и даже бушлаты. Свежий ветер уже властно раскачивает и кренит корабль, сопротивляется его ходу, насылает на корабль стада и ряды волн, проявляет "офицерский характер" в свите окружения Морского бога - батюшки Океана. Свежий ветер и морские волны "правят бал" на просторе океана...

6 баллов - это "сильный ветер" и его скорость 10,8 - 13,8 м/с (38,88 - 49,68 км/ч), это уже средняя скорость движения автомобиля на шоссе. Сильный ветер гнёт тонкие стволы и колеблет толстые сучья деревьев, "гудит" в проводах на столбах. Сильный ветер вырывает зонтик из рук или выворачивает его "наизнанку". Сильный ветер - это уже ветер "с характером", своенравный, почти самостоятельный, властный. Сильный ветер уже как воевода, как полководец, строит ряды мощных волн, заставляет их наступать, воевать, биться. Парусные суда берут двойной риф, то есть наполовину сокращают парусность своих парусов и начинают двигаться за счёт своего стоячего такелажа, впрочем, так же, как военные корабли с высокими надстройками и ажурными конструкциями РЛС (радиолокационных станций). 6 баллов сильного ветра - это ещё не шторм, но предвестник шторма и этот ветер опасен. На сильном ветру трудно говорить и слышать собеседника, так как сильный ветер "уносит" слова, но при этом сам сильный ветер сильно шумит в ушах...

7 баллов - это "крепкий ветер", это уже шторм и поверхность моря-океана становится бугристой с острыми пенными вершинами рядов ветровых волн. Крепкий ветер уже необузданный, своевольный, своенравный, свободный и вольный. Он уже бушует, уже не играет, не работает, а ярится, носится с порывами, крепчает, легко срывает с гребней волн шапки пены и швыряет вам в лицо. Скорость крепкого ветра 13,9 - 17,1 м/с (50,04 - 61,56 км/ч), с такой скоростью, как правило, едет легковой или грузовой автомобиль по хорошему шоссе за городом. Крепкий ветер уже не просто дует, а давит, качает средние стволы деревьев, гнёт крепкие ветки, сгибает "в дугу" стержневые антенны на корабле, вздувает плохо закреплённые тенты, чехлы и покрытия корабельных РЛС и внешних конструкций. Парусные суда при крепком ветре спешат по ветру в ближайшие гавани и бухты, в укрытия, а судам и кораблям в открытом море-океане приходится "не сладко"... Для сравнения: в 2009 году Усэйн Болт пробежал дистанцию 100 м за 9,58 секунд (средняя скорость его бега - 37км/ч, к 60-70 метру дистанции он развил скорость бега - 43,9 км/ч и это считается пределом для человека.  Волк в погоне за добычей развивает скорость 50-60 км/ч, домашняя лошадь может бежать некоторое время со скоростью 40-48 км/ч, а лев или львица в погоне развивает скорость до 80 км/ч.

8 баллов - это "очень крепкий ветер", его скорость - 17,2 - 20 м/с (61,92 - 72 км/ч). Против очень крепкого ветра идти очень трудно, так как он сбивает человека с ног. При очень крепком ветре говорить практически невозможно, смотреть против ветра без защиты глаз невозможно, стоять "в упор" всей грудью невозможно, даже дышать нормально практически невозможно, потому что очень крепкий ветер не просто перехватывает дыхание, а с силой давит, как будто ты стоишь близко перед промышленным вентилятором или сразу же за пропеллером самолёта. Очень крепкий ветер - это уже ветер-разрушитель, он яростный, злой, могучий, как богатырь. Очень крепкий ветер опасен не только для парусников, но для всех судов и кораблей без исключения. Корабль против очень крепкого ветра и соответствующего ветрового волнения моря не идёт, а тащится... На берегу очень крепкий ветер ломает сучья и ветки деревьев, валит шаткие сооружения и рекламные щиты. При очень крепком ветре находиться на верхней палубе категорически запрещено, потому что он не просто может сдуть незакреплённого человека, а нанести ему травму, если повалит его и ударит о конструкции корабля. Очень крепкий ветер - это сильный шторм и прямая дорога в укрытие, Бежать от очень крепкого ветра - это не позор, а разумное решение...

9 баллов - это "штормовой ветер", это шторм, классический шторм. Море-океан уже выглядит как сплошные волны, ряды волн, образующие валы. Визуально штормовой ветер в море-океане предстаёт в виде высоких и мощных волн с бурунными гребнями, эти ветровые волны-валы достигают высоты 10 метров (средняя высота волн штормового ветра - 7 метров). Скорость штормового ветра 20,8 - 24,4 м/с (74,88 - 87,84 км/ч). Штормовой ветер - это гнев Морского бога - батюшки Океана. Штормовой ветер - это уже ипостась самого Океана, его выражение, его воплощение. Штормовой ветер не гнёт, он ломает "через колено", заставляет, гнетёт, "гнобит", выворачивает тело и душу человека, его волю и самосознание "наизнанку"... Штормовой ветер упивается страхом, усиливается от него, если ему сопротивляются, то он ярится ещё сильнее, а если подчиняются, то с ликующей яростью рушит, ломает, крошит, валит, крутит, топит... Прямо и косвенно штормовой ветер буквально "сносит крышу"...

10 баллов - сильный штормовой ветер... Это уже не ветер, а ветрище... Море-океан уже сплошного белого цвета от морской пены, а поверхность моря уже не поверхность, а взгорбленная медленно движущаяся огромная водная "горная страна". Теперь сильный штормовой ветер не бушует, а ревёт, яростно, сильно, мощно, неудержимо, дико. Сильный штормовой ветер вздувает из волн огромные валы, которые встают, как крепостные стены, как стада "морских слонов". При сильном штормовом ветре возникают знаменитые "девятые валы" - особо большие волны и мощными заваливающимися гребнями высотой до 12 метров (средняя высота волн при сильном штормовом ветре - 9 м). Гребни волн при сильном штормовом ветре вздымаются и обрушиваются с сильным шумом и грохотом, как горные обвалы. Сильный штормовой ветер не просто воет, он грохочет, как непрерывный гром при грозах и его порывы подобны звуковым ударам при взрывах. Сильный штормовой ветер дует со скоростью 24,5 - 28,4 м/с (88,2 - 102,24 км/ч) и это не ощущения езды в закрытой кабине на мчащемся по трассе автомобиле, а это ощущения человека, стоящего в полный рост на крыле летящего самолёта-биплана...

11 баллов - это жестокий штормовой ветер, то есть "жестокий шторм". Ключевое слово-понятие здесь - жестокий, то есть очень сильный, крайне суровый, безжалостный, беспощадный. Жестокий штормовой ветер - это уже вышедший из под контроля Морского бога - батюшки Океана - ветер, взявший власть над морем-океаном в свои "руки", вертящий и вращающий его волны и облака над морем-океаном по своей жестокой яростной прихоти. При жестоком штормовом ветре всё ломается, что может сломаться; на берегу ломаются и с корнем выворачиваются деревья; штормовые волны прибоя сокрушают береговые укрепления; в бухтах и заливах суда и корабли срываются с якорей, наваливаются друг на друга и на причалы. Ветровые волны-валы при жестоком штормовом ветре достигают высоты 16 метров (средняя высота волн жестокого шторма - 11,5 м). Скорость жестокого штормового ветра - 28,5 - 32,6 м/с (102,6 - 117,36 км/ч). При жестоком штормовом ветре на берегу, как правило, большие разрушения строений и конструкций. При жестоком шторме суда и корабли, находящиеся в море-океане, практически скрываются из виду, оказываясь в ложбине между водяными громадами, водяными валами. Эти беспощадные и равнодушные водяные валы-холмы, послушные воле жестокого ветра-правителя, легко относят корабль своим подножием назад, потом прокатываются под кораблём, обнажая днище его носовой и кормовой частей, а потом принимают корабль на свой склон, по которому тот стремительно скользит, врезаясь в подножие очередной водяной "крепостной стены" очередного вала. Жестокий штормовой ветер - это полководец батюшки Океана, равный по силе самому океану...

И наконец, 12 баллов, то есть ураганный ветер или просто - ураган. Скорость ураганного ветра - 32,6 м/с и более, то есть 117,5-134 км/ч. Высота ветровых волн урагана более 16 метров. При ураганном ветре ураган и батюшка Океан объединяются в одно целое, потому что видимости практически нет, воздух насыщается брызгами, водяной пеной, дождевой водой и всем, что поднял в воздух ураганный ветер до предела. При ураганном ветер дышать практически нечем, потому что воздуха нет, сплошная вода... Ураганный ветер и океан - это уже сумасшествие природы, буйство, помешательство, дикие необузданные силы стихии, сплошная стихия, нечто невообразимое, светопреставление, хаос, "аннигиляция видимого и невидимого", то есть сплошное разрушение до первозданного состояния. Ураганный ветер - это дикая сила стихии, "воздушное землетрясение", запредельное явление или феномен, ни с чем не сравнимое, потому что абсолютно разрушительное, как взрыв водородной или термоядерной бомбы...

Так как ураганный ветер и ураган - это запредельные для человеческого понимания феномены, то они... не страшные, потому что в житейском опыте нет тех ощущений и переживаний, которые человек (моряк) во время урагана мог бы с чем-то сравнить, сопоставить. Поэтому ураган - это невообразимо прекрасное, красивое, супермощное феноменальное стихийное бедствие, которое, как правило, неопытным человеком воспринимается отрешённо, безвольно, смиренно, как неизбежный ужас, то есть как божья воля, божья кара, возмездие. Недаром на средневековых японских гравюрах-картинках рисуют мощные хищные пенистые огромные волны и павших ниц в мольбе людей на утлых лодочках... Да, ураган - это конец всему, практически гибель всего и вся, что находится в ураганном море-океане... И вот тут к ветру, как воздушной ипостаси батюшки Океана, присоединяются волны - водная ипостась океана.

Ипостась (др.-греч. ;;;;;;;;; — «лицо, сущность») - "термин, используемый в христианском богословии (преимущественно Восточном) для обозначения одного из трёх Лиц Триединого Бога: Отца и Сына и Святого Духа". Греческое слово «ипо-стасис» буквально означает «под-стоящее» и в латыни обозначается как «суб-станция». Термин широко применялся в философском учении Плотина в значении "некоей сущности (или её части), а не личности", то есть ипостась - это формы и виды воплощения изначальной феноменальной сущности, например, феномена стихии, природного явления, художественного образа или характеристики, нрава или харизмы (значимости, славы) личности человека. Вот почему волны - это третья ипостась "батюшки Океана".

Фотоиллюстрация: 23.08.1973 года. Северная Атлантика. "Фареро-Исландский рубеж" (англ. GIUK gap). БПК "Свирепый". Как показать ветер, дующий в океане? Только по его воздействию на волны, на корабль, на человека... В этот день скорость ветра была всего 5 м/с (17,99 км/ч), то есть ветер был слабый (3 балла) и волнение моря-океана тоже было слабое (3 балла), но налетали шквалы. Например, на этом снимке ярко светит солнце но я специально сфотографировал отбойную волну, которая отразилась от крутого свода правой скулы носовой части БПК "Свирепый, круто вспенилась, взметнулась вверх и попала на порыв шквалистого ветра. Это он, ветер, взметнул массу пены и брызг ввысь и сдул их на наш корабль, омыл этой пеной и солёными холодными брызгами верхнюю палубу полубака. Я стоял у фальшборта в районе иллюминаторов каюты командира корабля и адмиральской каюты и ловил момент, когда ветер с правой стороны сдувал с вершины отбойной волны пену и на этом снимке это хорошо видно. Цветное пятно на снимке - это какая-то мельчайшая капля морской воды, которая, возможно, каким-то образом всё же проникла внутрь фотоаппарата и изменила химический состав фотоэмульсии на фотоплёнке. В этот день почти все фотографии были с такими цветными пятнышками... Очень жаль, что в июле-октябре 1973 года у меня не было цветной фотоплёнки, иначе вы бы видели тёмно-синее море-океан, ярко белую пушистую, как снег, морскую пену на водной поверхности, изумрудно-прозрачную глубину волн и огромную бриллиантовую россыпь брызг, поднятых в воздух ветром и игриво и щедро швыряемых им в счастливое от увиденного ваше мокрое лицо. Безграничный океан, шквалистый ветер и безопасные трёхбалльные волны - это поистине прекрасный лик "батюшки Океана"...