Плакала по нам Америка

Людмила Куликова 3
 Заканчивался 20 век,начинался 21. В стране неразбериха ,как во "внутренних органах", так и во "внешних". В головах неразбериха: кто чем торговал,кто куда-то убегал. Наша средняя дочка Татьяна уже давно жила в Америке,присылала нам большими коробками посылки,и  мы делились со всеми своими,раскладывая "на кучки",по размеру-поровну.
       Затосковав по дому,по родным,решила Таня нас пригласить в гости.Собрали они с мужем много разных документов и обязательно страховку на случай,если что с нами  случится в Штатах,заболеем , к примеру,помрём-возраст всё-таки. Всё чин -чином. Потом  бегали  и мы по нашим кабинетам,собирали справки,выписки,копии с  сберкнижек, (с копеечными цифрами на тот момент )с трудовых книжек,что мы -рабочий люд,а не нахлебниками едем,просто в гости месяца на три  (срок указан в бумагах) ,дома остаются ещё наши дети помладше-не сбежим от них.Такова логика и правила консульства, Страшно вспомнить всю эту беготню по узким коридорам ОВИРа ,тесным от людской толкотни. 
     Наконец-то пришло разрешение.Вообще-то мы не верили в положительный исход этого дела,потому как  между Россией и Америкой  были в то время какие-то "трения" Примчался к нам любимый племянник Лёвочки.Всё бросил и приехал нас увещевать. Убеждал,упрашивал Лёву,что он последний в роду из старших,что его отъезд "осиротит" всех.Очень он любил дядю. А ведь сам уже был вторым после мужа корифеем в роду. Другие  с интересом ждали исхода дела. А вдруг и правда всё будет хорошо-тоже поедут вслед за нами счастья искать. Да и муж не очень хотел ехать. Как он говорил,что боялся даже "тележного скрипа". Всю жизнь прожил в Калинине (Твери),родом из Торжка,куда изредка  ездил к родным. Там и дом его остался,отстроенный ещё матерью и сёстрами  после войны. Теперь в нём жила семья младшего племянника. Но дочка зовёт,тоскует-надо попроведовать, а заодно и посмотреть, что за страна такая Америка,как там люди живут.
      Поехали в Москву в консульство. Переночевали у моей давней подруги и раненько утречком уже томились в длиннющей очереди. Народ был разговорчивый: делились мнением про документы,про деньги за приём. И не зря-наши фото не подходили по формату.Попросили народ нас запомнить, а сами пошли в ближайшую фотографию. Сделали нам фото мгновенное  на "Полароид",тёмное,без ретуширования. Я до сих пор смеюсь,как взгляну на снимки. Годны только для стенда "ИХ РАЗЫСКИВАЕТ МИЛИЦИЯ". Отдав,кажется, по 50 долларов в кассу,вошли в консульство. Нам указали на место в зале.Народу очень много,сидят молча. Рядом в соседнем пустом зале сидела одна старушка. Как нам объяснили,что тот зал для тех,кому разрешили въезд в Америку.Значит с нами сидят пока "невыездные". Впереди 4 окошка с буквами А,Б,С,Д. Вызывают по трансляции. Вызвали нас к окну ,рядом стоит молодая женщина,ревёт и повторяет :"Ну разрешите,пожалуйста" Как-то обидно стало за неё,за всех нас,просящих. А по ту сторону холодные,непроницаемые лица. Вспомнились строчки из Маяковского:"Не повернув головы кочан и чувств никаких не изведав".Я просто поняла,что там,за стеклом просто другие люди из другой страны, и им  ни до кого нет никакого дела. Предупредили о времени беседы,стали задавать вопросы:" С какой целью едете,к кому едете?" Я попыталась вставить слово,но меня резко попросили отойти в сторону-разговор только с мужчиной. А когда Льву задали вопрос :"Сколько вы зарабатываете?" Мой Лёвочка подтянулся,выпрямился,улыбнулся(дескать ,не лыком шиты,вам нас не понять)и гордо ,звучно ответил:"Я зарабатываю достаточно,чтобы содержать семью!" И это не пафос,это,действительно, так. Муж-хороший экскаваторщик. Всегда мог заработать неплохие деньги, и мы не бедствовали,хотя в то время не платили ни пенсий,ни зарплат. И такая гордость охватила меня ! Вот так ,дорогие американцы! Они стали смотреть в компьютер,потом куда-то позвонили и ответили сухо,чуть надменно: "По нашим законам вы не можете въехать в Америку!" И тут же позвали следующего, а нас уже не существовало,но очень хотелось разобраться по-русски,почему и за что. Удивление было на наших лицах от скоротечного решения и безразличия. К окну уже подошёл следующий человек,справа рыдала до сих пор женщина,повиснув на перегородке. Но Лев был бы не Лев,если бы он просто так отошёл после "отфутболивания". Заглянув в окно,он так же громко сказал:"Спасибо,что вы нас не пустили в Америку"..Я взяла мужа под руку,и мы гордо пошли к выходу мимо пустующего зала под недоуменные взгляды ожидающих своей ,возможно ,такой же участи."А зачем тогда вся эта суета?"-говорил их взгляд. Мы свободно вздохнули: ведь правда не хотелось ехать в неизвестность ,от своего дома,от своих родных,из России.