И ничего нет обидного в слове хохлы

Виктор Панько
И НИЧЕГО НЕТ ОБИДНОГО В СЛОВЕ «ХОХЛЫ»
После поездки в Ивано-Франковск мой сын Витя, рассказывая о своих впечатлениях, обмолвился:
- Когда я был в Хохландии…
-Что? Что ты сказал?
- Когда я был в Хохландии, на Украине…
Это слово настолько меня заинтересовало, что я поспешил в районную библиотеку.
«Если есть слово «Хохландия», - подумал я, - то оно немецкого происхождения, ведь всем известно выражение «хенде хох!» - «руки вверх!», где «хох» переводится - «верх», «высота»».
Нужно было найти подтверждение моей догадки в словаре немецкого языка.
О заимствованиях нашего местного диалекта украинского языка из немецкого, хоть и не так много, но известно: «мусишь» от слова «мюссен» - «долженствовать», «верстак», «шерхебель» и другие слова попали даже в обиходную нашу речь именно из немецкого языка. Древнегерманское слово «Land» («страна») прослеживается в таких широко известных словах, как Голландия, Исландия, Финляндия, Зеландия, Гренландия, Шотландия. И вот теперь – «Хохландия».
Нужно было убедиться.
И вот я с нетерпением листаю Немецко-русский словарь под редакцией А.А.Лепинга и Н.П.Страховой (М. «Русский язык, 1976 г., стр.436»). В соответствующем разделе нахожу слово «Hohland», что означает «Нагорье, плоскогорье, горная страна». В пояснении говорится, что немцы называют горную Шотландию «Das Schotlische Hohland».
Выходит, Хохландия – это страна гор –Прикарпатье, Закарпатье и сами Карпаты. Поэтому естественно, что люди, прожившие или прибывшие из этой страны, из Хохландии, должны бы называться не иначе, как «хохлы».
И тогда получается, что ничего обидного в слове «хохлы» для украинцев нет.
Вот эти размышления ставят под сомнения предположение о том, что название «хохлы» произошло от названия своеобразной причёски запорожских козаков. Но причёска эта называлась «оселедець», а не «хохол».
А появившееся в этом ряду слово «хохлушка» нужно понимать как «жена или дочь хохла, жителя Хохландии, украинца из горной или возвышенной местности».
Теперь становится понятным, почему, когда мы спрашивали своих дедушек и бабушек, откуда тут, на Севере Республики Молдова, появились украинцы, они нам отвечали:
«Мы прийшли з горы. Мы – хохлы».
Виктор ПАНЬКО
Эта моя статья была опубликована в Глоденской районной газете «C;mpia Glodenilor» 16 ноября 2007 года.