Кобо Абэ. Женщина в песках

Антон Шишкодремов
Не знаю, по какой причине, но я всегда ясно и четко понимаю – что хотел сказать Кобо Абэ тем или иным произведением. Все это настолько очевидно, что многочисленные трактовки и сложности «Женщины в песках» вызывают у меня стандартное недоумение. В итоге, как я понял, дело не в каком-то там литературном подходе, а Кобо Абэ чем-то неуловимо похож на меня самого. Вернее, я на него похож. Те же рассуждения, та же растворенность в предмете, о котором идет речь и, судя по всему, он тоже никогда не лез на чужую территорию. Независимость, индивидуализм, если хотите, то эгоизм.

«Женщина в песках», как и «Чужое лицо», как и «Человек-ящик» прекрасный, расплывчатый и всепроникающий труд писателя, который давно уже пережил свою термальную стадию и взирает на этот мир с легкой усмешкой. Мысли движутся так неторопливо, что кажется – они сейчас зависнут в воздухе. Куда, действительно, спешить? Проговорил старик Фунт и поправил свои пасхальные брюки. По ходу чтения можно начинать задыхаться, слова застревают в голове, песок сыпется у тебя изо всех мест, женщины не хотят тебя отпускать, они тоже целыми днями перегоняют этот песок.

По сути, в «Женщине в песках» очень наглядно, символично и с вселенской глубиной изображена модель нашего мира. Представляете себе, что целый день вы только и делаете, что разгребаете тот песок, что успел насыпаться вам на голову в течение конкретно этого дня. Завтра – то же самое. И так, до бесконечности, иначе вас засыплет с головой. Что есть это разгребание песка? Что угодно. Любая бессмысленная возня на теле вечности. Хождение по городу в форме и с погонами, перераспределение из пустого в порожнее зеленых бумажек, создание ракет, способных лишь уничтожать.
Написание отзывов. Сизиф от такой жизни давно бы взвыл и сгрыз этот свой камень.

При всем при этом нас также охраняют, как и героев «Женщина в песках». Охраняют нас наши заблуждения, косность, внушаемые нам псевдоистины по телевизору – все это заставляет нас изо дня в день продолжать разгребать этот песок. А приманкой нам служит та самая женщина. У кого-то ее зовут Алчностью, у кого-то Тщеславием. Больше всего народу разгребает ежедневный песок с женщиной по имени Страх. С утра до вечера и с нею же спят. По ночам она будит и говорит о своей вечной привязанности, что останется с тобой навсегда.

Великое произведение. Великий автор. Трудно, наверное, его читать. Хочется по ходу чтения кого-то закопать в этом песке. Храни счетчик Гейгера Японию и нашего Чебурашку.

p.s. Чтобы не заканчивать отзыв на подобной грустной ноте, немного моего песка. Сегодня мне приснилось, что все дружно поменяли автаркии. Я проснулся в холодном поту.