Орфей и Эвридика

Алина Раман
               
               
В 2012 году в мире прогремел спектакль парижского театра Гранд-Опера опера-балет на музыку  К.В. Глюка «Орфей и Эвридика» в постановке знаменитой европейской танцовщицы в стиле модерн  Пины Бауш. По этому спектаклю был снят фильм, который мне недавно посчастливилось посмотреть.

Вспомним сюжет греческого мифа, на  котором основывается либретто оперы.
Орфей – фракийский певец, сын речного бога Эагра и музы эпической и героической поэзии Каллиопы. В мифические времена он изобрел музыку и стихосложение, заложил основы греческой философии. Своей игрой на кифаре, подаренной ему Аполлоном,  он покорял сердца людей, усмирял животных.
 
Орфей горячо любил свою жену, нимфу Эвридику, которая вскоре после свадьбы погибла от укуса змеи. Безутешный Орфей спустился в царство мёртвых  и своим пением смягчил сердца подземных богов Аида и его жены Персефоны. Ему было разрешено вывести Эвридику из царства мёртвых и вернуть к жизни с одним условием: во время путешествия  на землю он не должен оглядываться на тень своей жены и заговаривать с ней.

Стоны и жалобы Эвридики, не понимавшей, почему любимый муж не хочет на нее даже посмотреть, страстная любовь Орфея, его беспокойство за жену и сомнение – следует ли её тень за ним, заставили Орфея оглянуться на Эвридику. Так потерял он свою жену навсегда.
 
Существует несколько рассказов о смерти Орфея. Наиболее известный и трагический - он был растерзан фракийскими менадами за то, что презрел их любовные желания. После смерти Орфей был помещён богами на небо в образе Лебедя.

Кристоф Виллибальд  Глюк написал новаторскую для того времени оперу «Орфей и Эвридика», премьера которой состоялась в Вене в 1762 году. В опере Глюка счастливый конец: боги разрешают Орфею вывезти Эвридику из Аида (есть и такой вариант мифа).  Пина Бауш дала современной опере-балету трагический конец, какого нет ни в одном мифе: Орфей теряет Эвридику и тут же умирает сам.

В постановке Бауш  соединила  оперу и танец, разделив каждую главную роль – Орфея, Эвридики и Эроса - на двух исполнителей: певца и танцовщика. Опера исполняется на немецком языке. Голоса великолепны и усиливают мощное воздействие спектакля. Орфея поет меццо-сопрано Мария Рикардо Весселинг, танцует – этуаль Гранд Опера Стефан Бюйон. Эвридику исполняют сопрано Юн-Джанг Чой и танцует этуаль Гранд Опера Мари-Аньес Жило. Партию Эроса исполняют сопрано Зоэ Николеду и юная танцовщица Мюриэль Зюсперреги.
 
Спектакль выдержан в чёрно-белых тонах, олицетворяющих жизнь и смерть, за исключением Орфея, наряд которого имитирует обнаженное тело, а также сцены Мир, где кордебалет одет в нежно розовые одеяния.  В конце спектакля танцовщица Эвридика одета в алое платье. Цвет, видимо, отражает пламенную и разрушающую страсть. Певицы от начала до конца оперы одеты в длинные черные платья.
 
Вся танцевальная часть спектакля поставлена Бауш в стиле танца модерн, иногда воспроизводятся некоторые позы и движения из балетов Марты Грэм, поставленных по греческим трагедиям. Возможно  потому,  что первоисточником в обоих случаях служат позы, взятые с древних греческих сосудов. Особенно ярко это заметно по движениям Орфея. Хореография красива и музыкальна, вызывает множество чувств и эмоций. Очень выразительны движения и статические позы рук, где, несомненно, тоже видим отсылки к древним рисункам. Все танцуют босиком.

Опера начинается сценой "Траур": в  левом углу сцены на гигантском стуле сидит мертвая Эвридика в белом погребальном наряде. Вокруг  плакальщицы. Орфей – Бюйон и его «голос» Весселинг стоят правее. Затем картина оживает, идёт погребальное шествие, танец плакальщиц в черных прозрачных одеяниях, арии Орфея – Весселинг и танец Бюйона. В центре сцены лежит огромное поваленное мёртвое дерево, указывающее дорогу в царство мертвых Аид, куда в конце сцены Эрос уводит Орфея искать Эвридику.

Следующая картина «Насилие» - место, куда  прибывают души в Аид. Три «судьи мертвых», охраняющих вход в Аид, возникают на сцене в виде трех полуобнаженных танцовщиков. На них надеты длинные чёрные фартуки, как у мясников. Слепые души мертвых ещё не до конца порвали с жизнью, это показывают реальные нити, которыми они привязаны к своим погребальным ложам – таким же стоящим справа высоким стульям, на котором в первой картине сидит Эвридика.  Души  движутся  в танце – кто-то хочет сорвать висящее над ней яблоко, другая протягивает кому-то в пространство хлеб, лежащий на блюде, все смотрят в никуда невидящим взором.

Судьи мертвых выхватывают какую-нибудь  душу, взвешивая ее грехи и определяя ее место в Аиде. «Душу» Эвридики они уносят за кулисы. Постепенно души бросают нити, которые тянутся к ним от смертных лож - стульев.  Связи душ с земным существованием обрываются. Сцена исключительно сильная, поэтому выделена отдельной ссылкой в конце статьи на случай, если весь спектакль посмотреть сразу  не удается.

Следующая картина – «Мир». Это другая ступень подземного царства, Элизиум  (Елисейские поля) - загробный мир для душ праведников, противоположность греческому аду Тартару.  Под пленительную музыку Глюка танцуют девушки и мужчины в розовом. С ними вместе танцует душа праведной Эвридики.

Танцы, в отличие от движений в картине «Насилие»,  полны нежности, гармонии и красоты, напоминают классический балет и показывают идиллию пребывания душ блаженных и героев в Аиде. Сюда Эрос приводит Орфея, находит Эвридику, ставит ее за его спиной и соединяет их руки. Из Елисейских полей они начинают свою дорогу на землю живых.

Второе действие и последняя картина «Смерть» – путешествие Орфея и Эвридики на землю. На сцене нет ни одной декорации, она  являет собой замкнутый серый куб,  создавая ощущение обреченности героев. На сцене только исполнители Орфея и Эвридики – танцоры и певицы.
 
Танцовщики мечутся по сцене, изливают свои страдания в танце. Судьба их безвыходна. Эвридика  кидается в руки Орфею, обвивается вокруг него – Орфей  отворачивается. Певицы  подчёркивают  переживания героев. Музыка необыкновенно хороша.

Исключительно сильная сцена второго акта – Орфей не выдерживает, он поворачивается к Эвридике, которая тут же кидается к нему. Влюбленные страстно обнимают друг друга... Пауза.  Мертвая Эвридика  падает на руки Орфея.
 
Эвридика-певица одновременно также опускается на пол, затем на нее крестообразно кладут танцовщицу. Над этими телами Орфей-Весселинг потрясающе поет знаменитую арию Орфея. В это время Орфей-танцовщик в дальнем углу сцены неподвижно стоит спиной к зрителям. Окончив арию, Орфей-Весселинг падает на  тела двух исполнительниц Эвридики.  Орфей умер.

Появляются три «судьи мертвых» в своих страшных фартуках. Они со знанием дела укладывают на пол неподвижное тело Орфея-танцовщика.
 
На сцену выходит кордебалет в черном, начинается эмоциональный танец-оплакивание Орфея и Эвридики. Действие завершается трагическим, медленным, безысходным шествием, во время которого занавес закрывается.

Партия  Орфея в спектакле меня несколько разочаровала. Танцовщик показался мало выразительным, хотя это знаменитый исполнитель, но танец его несколько однообразен. Возможно это решение постановщика.

Орфей был полубог и герой. В постановке образ его принижен.  Видимо,  эстетика героического и прекрасного не близка постановщику. Только трагедия и обнаженное страдание.

Танцевальная партия Эвридики показалась гораздо сильнее. Мари-Аньес  Жило  музыкальна, пластична, эмоциональна и выразительна в танце. Обратила на себя внимание молодая танцовщица в роли Эрота. Она очаровательна и радостна.

Кульминация спектакля – трагический финал - создан танцем Жило и пением Орфея-Весселлинг. Кордебалет великолепен.
 
Постановка Пины Бауш  талантлива и производит  сильное эмоциональное впечатление. Музыка Глюка потрясает. Мощная энергия спектакля не оставит Вас после просмотра несколько дней, образы спектакля всплывают в памяти снова и снова, оставляя сильное и вдохновляющее последействие.

Ссылки в Интернете, в YouTube по названию:  опера-балет «Орфей и Эвридика» в постановке Пины Бауш, спектакль идёт 1 час 45 минут.
 
Короткий, но впечатляющий отрывок (Аид), для тех, кто не имеет сейчас времени, но хочет получить представление о постановке:

 https://www.youtube.com/watch?v=lDJFMvU2ZqY