Буддийско-христианский даосизм индуизма

Виктор Викторович Дмитриев
UPD: Содержание данной статьи исправлено и значительно дополнено в книге "История истины".

Введение
--------------------------------------

Рано или поздно, так или иначе, но каждый задает себе вопрос о смысле жизни. Ответ на этот вопрос зачастую формируется тем мировоззрением, которого придерживается спрашивающий. В большинстве основных религий смыслом человеческого существования является познание некой высшей сущности, зачастую именуемой Богом. Во всех религиях пророки транслируют последователям методы, как можно прийти к познанию Бога, через организацию отношений в обществе и поведение человека в социуме. Основой научного мировоззрения является научный метод познания окружающей действительности, ведущий к цели – познанию истины. Познание физических законов природы даёт возможность людям изменять и создавать предметы окружающей действительности, что также отражается на отношениях и поведении людей в социуме. Научные знания транслируются от предков потомкам через учения «пророков» от науки, приоткрывших частицу истины. В итоге по большому счёту получается, что все так или иначе стремятся познать истину. Все люди живут в едином обществе и в единой реальности, однако мировоззрения многих групп людей сильно различаются.

Упорная дискуссия между приверженцами различных мировоззрений идёт на протяжении жизни всего человечества. Каждый считает, что его истина истенней истин оппонентов. Приверженцы религиозных мировоззрений опираются на веру. Те, кто считает себя атеистами, упирают на научность. Однако и те, и другие опираются на некоторый набор догм, в случае религий, и аксиом в случае науки, которые зачастую становятся такими же догмами.

Возьмем исходные тексты учителей, сформировавших основные мировоззрения, и посмотрим – насколько разная у всех истина?

Все цитаты далее берутся из:
1. Даосизм – Дао Дэ Цзин (перевод Я. Хин-шуна).
2. Индуизм – Упанишады (перевод А.Я. Сыркина), Бхагавадгита (перевод В.С. Семенцова).
3. Буддизм – Сутта-Нипата (перевод В. Фаусбёлль, Н. И. Герасимова).
4. Христианство – Ветхий и Новый завет (синодальный перевод).

Основание
------------

Религиозно-философские учения и научные знания формируются и передаются в устной или письменной форме, что является рассуждением - мышлением, оформленном в языке. Наукой о правильном мышлении является логика. Если для научного метода познания логика является одним из главных инструментов и свойство непротиворечивости рассуждений является одним из ключевых требований научности, то религиозные рассуждения часто упрекают в противоречивости. С другой стороны, при описании явлений в современной физике часто начинают встречаться «неклассические» логики, которые модифицируют законы формальной логики. Получается, что ни религиозные, ни современные научные рассуждения не устраивает классическая логика.

Для устранения противоречивости текстов религиозно-философских учений необходимо понять, что классическая логика в текущем описании не идеальна (а точнее неполна) и оперирует, по сути, «статичными» сущностями, не рассматривая изменения самих сущностей в «динамике». Фиксацией сущностей в классической логике является принцип достаточного основания, который не только определяет обоснованность рассуждений, но и задает то самое основание, на которое опираются конкретные рассматриваемые сущности.  Три закона классической логики: закон тождества, закон противоречия и закон исключённого третьего определяют начальные понятия - пару: «сущность» и «противоположная сущность» (например, правое и левое, да и нет). «Противоположная сущность» часто называется «отрицанием». При этом обе противоположности сосуществуют вместе в том смысле, что одно невозможно без другого, что является отражением одного из фундаментальных физических принципов - принципа относительности. Задавая первую сущность исходной, вторая определяется как её противоположность, а задавая вначале вторую сущность, первая определяется, как противоположность.

Для понимания динамики и взаимосвязи самих «сущности» и «противоположности» рассмотрим пример, когда, встав в произвольной точке глобуса, мы выбрали прямое (по поверхности глобуса) направление на северный полюс или, что то же самое, направление обратное от южного полюса, и направились к цели. Двигаясь строго по выбранному маршруту, мы достигнем северного полюса, однако, не прерывая и не изменяя наше движение, мы затем достигнем южного полюса. Т.е. удаляясь от южного полюса, мы достигли южного полюса. Наше движение не было прямым в полной мере, однако, рассмотрим схожий пример, только на всей Вселенной. Допустим, мы построили телескоп, позволяющий смотреть на любое расстояние вглубь Вселенной. Посмотрев на некоторый объект, удаленный от нас на расстояние в одну тысячу световых лет, мы видим, что было в той области пространства тысячу лет назад. Если же мы будем смотреть еще дальше, то гипотетически в любую из сторон небесной сферы пройдя за реликтовое излучение мы доберемся до времени зарождения Вселенной и увидим точку Большого Взрыва. Т.е. если бы смотрели в двумерном пространстве по поверхности глобуса из северного полюса, то в любую сторону мы бы увидели одну и ту же точку южного полюса.

Первый пример с движением по глобусу на север к югу – это искривленное, круговое движение в прямом пространстве, но второй пример уже нельзя так рассматривать, так как движение луча света в телескоп прямое по тому пространству Вселенной, какое есть. Это свойство пространства не является следствием воздействия сил материи на изначально «плоское» или «не искривлённое» пространство. Пространство – это форма существования материи. Не материя находится в пространстве, а через пространственную форму материя разделяется на части и эти части связываются друг с другом, иными словами, материя обретает форменные или пространственные признаки. Выделение пространства, определение измерений, шкал – абстракция. Как с противоположностями: север и юг, так, например, с противоположностями: горячо и холодно нам представляется одномерное пространство: очень горячо, горячо, тепло, прохладно, холодно, очень холодно.

Кривизна пространства-времени определяется сравнением локальной геометрии наблюдателя с наблюдениями внешних по отношению к наблюдателю сигналов (так, например, определяется искривление пространства-времени вблизи далеких массивных объектов). Для понимания пространственной геометрии Вселенной как целого, например, можно представить, что если встать посередине прямого дорожного полотна, то при взгляде вдаль правая и левая сторона дороги сойдутся в точку, хотя сколько бы мы не двигались по дороге, локально правая и левая сторона всегда будут параллельны. Т.е. локально существуют непересекающиеся параллельные (полностью разделенные сущности) и перпендикуляры (независимые сущности). Но при переходе с локальных областей на обобщенное целое любые, даже противоположные сущности, имеют общее. И любые две независимые сущности имеют пересечение, т.е. взаимосвязаны, что является отражением фундаментального физического принципа - принципа причинности.

В силу того, что пространство – форма существования материи, «замыкание» на «бесконечном отдалении» от наблюдателя – это не свойство пространства самого по себе, а свойство описываемых сущностей, как материальных, так и абстрактных. Математически ошибочно пытаться построить модель «замкнутого» пространства в бесконечном евклидовом основании. Наоборот, необходимо понять, что «замкнутое» пространство есть основание, а «плоское» пространство – это лишь локальная часть модели, не работающая при обобщении на целое, т.е. не учитывающая «бесконечно отдаленную» замкнутость.

Есть еще один принцип – принцип однородности, который строго взаимосвязан с принципами причинности и относительности. Однородность не в том смысле, что всё везде одинаковое, а в том, что локально любая материя или сущность полностью без исключений подчиняется единому набору правил или законов, иными словами, отсутствуют неоднородности или особые материальные точки в пространстве-времени, где какие-то правила или законы не действуют. Рассуждение – это оперирование абстрактными понятиями. Если вспомнить определение, что истина - есть «согласие интеллекта с реальной вещью или соответствие ей», то принцип однородности должен соблюдаться и в рассуждениях, а также являться фундаментальным физическим принципом.

Дополнение «статических» законов взаимосвязи сущностей классической логики принципами однородности, относительности, причинности позволяют построить законы взаимосвязи оснований, которые также сами являются сущностями. Отражением таких законов являются законы диалектической логики: переход количественных изменений в качественные, содержание в сущности своего же отрицания, синтез из тезиса и антитезиса. Именно такая конструкция является полным непротиворечивым логическим ядром, лежащим в основе всего.

От начала, через середину, к концу
--------------------------------------

Правильные логичные рассуждения являются последовательностью высказываний, где последующее высказывание опирается на предыдущее через причинно-следственные связи. Каждое явление имеет причину. Раскручивая в обратную сторону причинно-следственные связи, мы приходим к самому началу – первопричине, из которой возникают все сущности.

Однако до того, как появилась хоть какая-то сущность, ничего не было или было ничто – пустота. Из этой пустоты начинают появляться сущности.

Первичное ничто – это не вакуум, а логическая пустота - отсутствие чего-то ни было, а не отсутствие материи в присутствующем пространстве-времени. Без материи нет пространства-времени.

Чтобы понять, что возникла некая сущность, необходимо эту сущность как-то наблюдать. Чтобы её определить, надо чтобы существовало нечто – не та сущность, которую мы пытаемся определить, а другая. Чтобы на вопрос – «Это она?» были варианты ответа: «да» или «нет». Так возникает «отрицание» появившейся сущности или «противоположность». Противоположность может и не определяться сама по себе, а лишь как отрицание исходной сущности, но определив исходную сущность, мы косвенно (или явно) определяем и её отрицание. Любая сущность рождается из пустоты вместе со своим отрицанием, и они сосуществуют вместе.

Для того, чтобы появилась новая сущность (точнее пара: сущность и противоположность), не достаточно только пустоты. Необходимо какое-то основание, на котором появляются новые сущности (основание является общим для противоположных сущностей, и в этом отражается присутствие в любой сущности части своего же отрицания). Например, основанием для возникновения «востока» и «запада» служит пара противоположностей: «север» и «юг». Если смотреть от севера на юг, то слева будет восток, а справа запад. С другой стороны, «север» и «юг» появляются на основании пары «восток» и «запад». Если смотреть с востока на запад, то справа будет север, а слева юг. Суть примера не в определении первичного основания, а в том, что у любой пары возникающих сущностей есть основание. Так изначально по наблюдениям восходов и заходов солнца возникли «восток» и «запад», а потом «север» и «юг», но пасмурной ночью можно определить изначально только «север» и «юг» по компасу, а затем уже «восток» и «запад».

Время также является абстрактным одномерным пространством. Причинно-следственные связи между любыми явлениями сохраняются, если развернуть направленность оси времени в обратную сторону.

Основание для возникновения пары новых сущностей тоже является сущностью, более того оно тоже сосуществует со своей противоположностью. Для возникновения новых сущностей необходима пара противоположностей, формирующих основание. На «севере» нет «востока» и «запада», как и на «юге». «Восток» и «запад» возникают только где-то между противоположностями основания (синтез из тезиса и антитезиса).

Выбирая в рассуждениях основанием одну сущность без её противоположности, мы выбираем крайность, что ограничивает возможность развития новых сущностей.

Выбор компромисса где-то посередине противоположностей основания тоже есть крайность. Любой отказ от динамической взаимосвязи противоположностей касающихся любых сущностей ограничивает разнообразие появления новых сущностей и их динамическое развитие.

Никакая сущность не может рассматриваться неизменяемым основанием. У любой сущности есть противоположность, и они взаимно противоположно усиливаются и ослабляются.

Истинное мышление – срединное, но это не выбор середины. Это взгляд с обеих сторон одновременно, в динамике склоняясь то к одной, то к другой противоположности. Например, середина, где уравновешены «север» и «юг» около экватора менее разнообразна по диапазону температур и различий времен года, нежели частичное смещение к одному из полюсов (физическое объяснение этого явления как раз в комплексной динамике вращения планеты вокруг своей оси и вокруг Солнца).

Срединное мышление – это и выбор основания, и отказ от выбора основания, т.е. выбор одной сущности основания и выбор пары противоположностей основания, выбор составного целого и выбор частей составного целого.

Про пустоту сказать что-то определенное нельзя, так как не про что говорить. Однако, сущности, возникающие из пустоты, не произвольные и подчиняются неким строгим правилам. Первопричина возникновений этих правил находится тоже в пустоте.

Первичные противоположности, рожденные из пустоты: вещи – материальный мир и правила, управляющие вещами, – мир идеального (дух, идеи). Правила также являются сущностями - абстрактными сущностями, которые не являются материей, не обладают пространственно-временными свойствами материи и не зависят от этих свойств материи. Абстрактные сущности имеют свою форму существования, т.е. обладают своими абстрактными пространственно-временными свойствами.

Идя в одном направлении, мы выделяем из пустоты пары: сущность и противоположность.  Если же пойти в обратном направлении, то мы будем соединять сущность и её противоположность. После объединения, ответ на любой вопрос о сущности будет одинаков, т.е. мы никак не сможем определить сущность. Т.е. при объединении сущности со своей противоположностью, сущность исчезает, перестает существовать. Соединение противоположностей – есть пустота.

В основании нашей Вселенной лежат конкретные сущности. Одним из ответов на поиск причин выбора основания может быть субъект, осуществивший выбор этого основания. Проблемой субъекта является то, что у него тоже должна быть причина. С другой стороны, каждая базовая сущность, определяющая нашу Вселенную (например, физические постоянные), не одинока. У каждой из них есть как минимум противоположность, или множество других остальных вариантов. Объединение всех выделенных базовых сущностей приводит к объединению всех возможных противоположностей – к пустоте. Варьируя значения базовых оснований вселенных, мы получим другие вселенные (другие миры), определяемые другими физическими параметрами. Объединив все возможные вселенные, мы получим мультивселенную, где не выбрана ни одна сущность. Любой вариант и любая комбинация сущностей там есть, т.е. «реально» существует в мультивселенной. В каждой отдельной вселенной существуют конкретные абсолютные и неоднородные сущности, т.е. представленные в конкретной вселенной без своих противоположностей. Однако на уровне мультивселенной всё относительно и однородно, любая сущность и её противоположность являются частью мультивселенной, и в ней ничто не является результатом выбора и не требует субъекта, осуществляющего выбор.

«Реальным» может быть только то, что логически непротиворечиво. Вопрос «существует что-то или нет?» означает, может ли возникнуть некая сущность в рамках рассматриваемого основания. При этом само основание должно также «существовать» на своём основании. И так далее до самого первичного основания – законов и принципов истинной логики, которые формируются на согласованности самих себя с самими же собою. Существует то, что может существовать. Так истинная логика возникает из пустоты.

Никакой объект одной физической реальности не может попасть в другую вселенную, поскольку любой объект конкретной вселенной является «плоть от плоти» частью это самой вселенной и существует только в законах своей вселенной и в пространстве-времени своей вселенной. Физические законы конкретной вселенной – есть частный случай законов логики мультивселенной с основанием, определяющим эту вселенную, – физическими постоянными.

Выйдя из начала – пустоты, мы прошли все пути, объединили их вместе и пришли к концу – ко всему в совокупности, что та же самая пустота. Ничто – есть всё, всё – есть ничто. Круг замкнулся. Если вспомнить формулировку Аристотеля закона тождества «иметь не одно значение, значит не иметь ни одного», то именно к такому замыканию пустоты и всего мы, в самом простейшем варианте логики – бинарной, где «значений» всего два, придём в формулировке: «оба два значения – есть пустота».

Сама пустота, соединяющая в себе противоположности, не приводит к логическому противоречию, так как пустота не является сущностью. У пустоты нет отрицания. Она не существует так, как существует любая сущность. Однако пустота является неотъемлемым элементом полной непротиворечивой логической системы и она же, пустота, эту логическую систему и порождает.

Истинная пустота не формализуема, так как она не сущность и в том числе и не абстрактная сущность. Истинная пустота не имеет ни имени, ни свойств, ни пространственных форм, ни временных характеристик: ни в материальном мире, ни в мире абстрактных правил.

Теперь можно перейти к чтению религиозно-философских текстов.

Перед чтением канонов учений необходимо помнить, что писались они в совершенно разных регионах мира, в сильно разные исторические эпохи, каждое на своем языке и для тех людей, что жили тогда. Поэтому некоторые слова, особенно относящиеся к сфере нематериального, сейчас имеют не то значение, которое вкладывалось в них авторами тысячелетия назад. К тому же не все тексты записывались непосредственно авторами учений или учениками, достигшими того же уровня понимания, что и учителя. Для правильного понимания смысла учений необходимо обращать внимание не на современное значение слов, а на содержательное описание характеристик того или иного понятия.


Даосизм

Истинная пустота:

«Я не знаю её имени. Обозначая иероглифом, назову её дао;» Ддц25
«Безымянное есть начало неба и земли.» Ддц1
«Дао пусто, но в применении неисчерпаемо. О глубочайшее! Оно кажется праотцем всех вещей.» Ддц4
 «Оно бесконечно и не может быть названо. И вот называют его формой без форм, образом без существа. Поэтому называют его неясным и туманным. Встречаюсь с ним и не вижу лица его, следую за ним и не вижу спины его.» Ддц14

Правила, управляющие материей:

«Создавать и воспитывать [сущее]; создавая, не обладать [тем, что создано]; приводя в движение, не прилагать к этому усилий; руководя, не считать себя властелином — вот что называется глубочайшим дэ». Ддц10
«Дао рождает [вещи], дэ вскармливает [их]. Вещи оформляются, формы завершаются. Поэтому нет вещи, которая не почитала бы дао и не ценила бы дэ. Дао почитаемо, дэ ценимо, потому что они не отдают приказаний, а следуют естественности.» Ддц51
«Глубочайшее дэ, оно и глубоко и далеко. Оно противоположно всем существам, но приводит их к полному соответствию [с ним].» Ддц65

Возникновение сущности со своим отрицанием:

«Когда все в Поднебесной узнают, что прекрасное является прекрасным, появляется и безобразное. Когда все узнают, что доброе является добром, возникает и зло. Поэтому бытие и небытие порождают друг друга, трудное и лёгкое создают друг друга, длинное и короткое взаимно соотносятся, высокое и низкое взаимно определяются» Ддц2

Динамика противоположностей

«Превращение в противоположное есть действие дао» Ддц40


Индуизм (буддизм заимствует первоначальные понятия и их базовое содержание из индуизма)

Истинная пустота:

«Поистине, это было вначале одним Атманом. Не было ничего другого, что бы мигало. Он подумал: "Теперь я создам миры".» Айтарея, часть 1, глава 1.1
«Поистине, вначале это было не-сущим; Из него, поистине, возникло сущее;» Тайттирия, раздел блаженства, глава 7
«Мною весь этот мир пронизан, но не явлен миру Мой образ: все живое во Мне существует, но я, не в нем пребываю.» Бхг9.4
«Но своим человеческим оком ты увидеть Меня не способен:» Бхг11.8
«В мире два существуют пуруши: один смертен, другой вне смерти; первый — это все твари, Партха; «неизменным» зовут второго. Но над ними есть Высший Пуруша, именуют Его — Высший Атман» Бхг15.16-17

Сущность и её отрицание

«Кто недействие видит в действии, кто в недействии действие видит — средь людей тот поистине мудрый, предписанья исполнивший йогин.» Бхг4.18


Христианство

Истинная пустота:

«В начале сотворил Бог небо и землю» Быт1.1
«Все чрез Него начало быть, и без Него ничто не начало быть, что начало быть.» Ин1.3
«Бога не видел никто никогда;» Ин1.18

Динамика противоположностей

«Восходит солнце, и заходит солнце, и спешит к месту своему, где оно восходит. Идет ветер к югу, и переходит к северу, кружится, кружится на ходу своем, и возвращается ветер на круги свои.» Ек1.5-6

Правила, управляющие материей:

«И сказал Бог: да будет твердь посреди воды, и да отделяет она воду от воды. И создал Бог твердь, и отделил воду, которая под твердью, от воды, которая над твердью. И назвал Бог твердь небом. И сказал Бог: да соберется вода, которая под небом, в одно место, и да явится суша. И стало так. [И собралась вода под небом в свои места, и явилась суша.] И назвал Бог сушу землею.» Быт1.6-10
«И сказал Бог: да будут светила на тверди небесной» Быт1.14
«И сказал Бог: да произведет вода пресмыкающихся, душу живую; и птицы да полетят над землею, по тверди небесной.» Быт1.20
«Они, смутившись и испугавшись, подумали, что видят духа. Лк24.37 «Посмотрите на руки Мои и на ноги Мои; это Я Сам; осяжите Меня и рассмотрите; ибо дух плоти и костей не имеет, как видите у Меня.» Лк24.39

Относительно начала Бытия может сразу возникнуть вопрос: в первый день Бог создает «небо» и «землю», а затем во второй день снова описывается появление «неба», а в третий день снова «земли». А «вода» вообще в большом количестве упоминается явно в разных смыслах. Про первый день понятно, что первично из пустоты появляется «земля» (материя) и «небо» (правила). Если же под «твердью небесной» понимать законы физики, а под «водой» понимать не всегда воду, а ключевое наглядное свойство воды – волны, т.е. передачу воздействия без передачи материи через колебания среды (например, звуковые волны в воздушной среде или волновую природу света и других фундаментальных полей). То по сути содержание первых дней творения бытия будет не сильно отличаться от содержания современного учебника по физике.

«Небо» тоже не стоит воспринимать в современном смысле. Для людей древности «небом» было нечто для них недосягаемое, находящееся за пределами их материального мира. Сейчас люди не воспринимают небо, как физически недосягаемое, соответственно в современном понимании небо не передает в полной мере смысл этого понятия для людей живших тысячелетия назад. 

Учение о пути к бесконечности
--------------------------------------

Несмотря на метафоричный язык изложения, суть религиозно-философских учений достаточно хорошо отражена в древних текстах. Учителя объясняют истинную логику примерами, описывая как природу вещей, так и природу человека, обладающего возможностью совершать те или иные действия. Вещи «совершают действия» повинуясь законам физики, а люди совершают действия, опираясь на собственные знания. Правильные знания побуждают людей совершать правильные действия. Правильные знания опираются на правильное мышление. В основе правильного мышления лежит правильная, т.е. истинная логика. Она же лежит в основе физической реальности. Именно учением об истинной логике и является то, что пророки пытались донести до людей.

1. Обратимся к истории возникновения человека, как биологического вида. Еще до человека эволюция видов привела к возникновению мозга, как концентрации функций управления действиями биологического организма. С развитием мозга возникло сознание и самосознание, как отделение субъекта от остального мира вокруг. Субъект, обладающий сознанием, строит подмножество абстрактной мультивселенной, опираясь на накопленные наблюдения внешнего по отношению к себе мира вокруг. Сознание варьирует абстрактные пространство и время и любые другие сущности и тем самым прогнозирует результат своих действий, которые субъект воплощает после раздумий, во внешнем по отношению к себе мире.

Благодаря абстрактности мира, создаваемого в сознании, рождаются различные варианты прогнозов действий, что отражается на поведении субъекта во внешнем мире.
Субъект совершает лучший выбор, с точки зрения построенной его сознанием абстрактной последовательности действий и событий. Выбор субъекта, реализованный во внешнем мире, зачастую приводит к несовпадению ожиданий субъекта с реально происходящими событиями. Знания субъекта о мире неполны. Объекты же, не обладающие сознанием, «действуют» подчиняясь законам физики, иными словами объекты не совершают ошибок.

То, как мироздание устроено, определяется устройством человеческого сознания, т.е. конструкцией с выделенными абстрактными пространством и материальными объектами, находящимися в этом пространстве и взаимодействующими во времени. Человеческое сознание видит мир таким, однако, такой взгляд не единственный. Но, как ни смотри на мир, в целом он логически непротиворечив.

С момента возникновения человечества индивид осознаёт, что обладает самосознанием и совершает с помощью него действия. Зачастую при наблюдении тех или иных явлений во внешнем мире человек решал, что за этими явлениями тоже стоит сознание некоторого субъекта. При этом самого этого субъекта человек никак не наблюдал. Так родились духи, которые потом сгруппировались в богов в политеистических религиях, так как человек стал осознавать, что у некоторых явлений есть нечто общее и динамика схожих событий одинакова. Фактически боги – это духи, обобщенные в категории по сферам деятельности. Возникновение монотеизма стало следующим этапом обобщения, когда политеистические боги объединились в единое начало. Тут местами возникла некоторая путаница в терминологии. В некоторых монотеистических религиях единое начало стало именоваться Богом. Однако единый Бог не отрицал следующего уровня обитателей мира небес, они стали называться в монотеистических религиях ангелами. Именно ангелы есть соответствие политеистическим богам. В восточных религиозно-философских учениях высшее единое начало не называется Богом, однако, боги присутствуют, как обитатели небес и подчиняются единому началу – Господу, отличному от богов. Атеистическое научное описание действительности формализовало «мир небес», убрав субъектный статус «ангелов-богов», и перешло к объективным законам, действующих одинаково без исключений.

Даосизм

«Я не знаю, чьё оно порождение, [я лишь знаю, что] оно предшествует небесному владыке.»Ддц4

Индуизм

«Даже те, кто исполнены веры, жертвы прочим богам приносят — и они, смысла жертв не зная, лишь Меня почитают, Партха.» Бхг9.23
«Духов чтущие — к духам уходят, предкам жертвуя, Партха, — к предкам; к божествам — кто богов почитает; Мои бхакты — ко Мне приходят.» Бхг9.25


2. Наблюдая явления, выделяя общие и различные части в схожих явлениях, человечество изучает мир вокруг, познавая то, что управляет всеми явлениями.

Даосизм

«Не выходя со двора, можно познать мир. Не выглядывая из окна, можно видеть естественное дао. Чем дальше идёшь, тем меньше познаёшь. Поэтому совершенномудрый не ходит, но познаёт [всё]. Не видя [вещей], он проникает в их [сущность].» Ддц47

Индуизм

«в знанье атмана — непрерывность, устремленность к познанью сути — таковы здесь приметы знанья; а незнанье — все то, что иное.» Бхг13.11

Буддизм

«Чистота, прославленная величайшим из Будд, непрерывное размышление, – вот великая бесподобная истина. Дивное сокровище обрели мы в Дхарме, ее истиной достигается блаженство!» Сн225
«Мудрый, ясно видя причины вещей, верно оценивая то, что исходит из делания, знает смысл и значение происходящего.» Сн653


3. Некоторым индивидам удалось дойти до конца этого пути полного познания.

Даосизм

«[В мире] — большое разнообразие вещей, но [все они] возвращаются к своему началу. Возвращение к началу называется покоем, а покой называется возвращением к сущности. Возвращение к сущности называется постоянством. Знание постоянства называется [достижением] ясности, а незнание постоянства приводит к беспорядку и [в результате] к злу. Знающий постоянство становится совершенным;» Ддц16

Индуизм

«Что есть знание, что — рассуждение, Я тебе расскажу без остатка. Зная это, ничто уж иное познавать тебе не придется.» Бхг7.2

Буддизм

«Он проник в суть всех вещей и здесь, и в сферах богов, и нет ничего, не изведанного им: всем вопросам сомнения положил Учитель конец.» Сн1147

Христианство

«Отче праведный! и мир Тебя не познал; а Я познал Тебя, и сии познали, что Ты послал Меня. И Я открыл им имя Твое и открою, да любовь, которою Ты возлюбил Меня, в них будет, и Я в них.» Ин17.25-26
«И вы не познали Его, а Я знаю Его; и если скажу, что не знаю Его, то буду подобный вам лжец. Но Я знаю Его и соблюдаю слово Его.» Ин8.55


4. Познавшие истину стали учителями, чтобы научить других людей, как познать истину. Учителя познали истину через наблюдения, изучения текстов познавших истину предшественников и логические размышления. Они не знали ответа на любой вопрос, но умели правильно размышлять. Опираясь на накопленные и доступные в тот момент научные знания и используя истинную логику, учителя давали ответы, которые и ныне остаются верными. Пророки, познавшие истину, фактически говорили от имени истины и зачастую отождествлялись с самой истиной.

Даосизм

«Кто [служит] дао, тот тождествен дао.» Ддц23

Индуизм

«Их немало — очищенных знаньем, страсти, страха и гнева лишенных, бытия Моего достигших, Мне лишь преданных, Мною ставших.» Бхг4.10

Буддизм

«Чьи разумны все речи, чье каждое слово – правда, у кого нет слов обиды и жестокости, – того назову я брахманом.» Сн632
«Будда, спрошенный, истиной отвечал на те их вопросы, радуя брахман своим поучением.» Сн1126

Христианство

«Принявший Его свидетельство сим запечатлел, что Бог истинен, ибо Тот, Которого послал Бог, говорит слова Божии» Ин3.33-34
«Иисус сказал ему: Я есмь путь и истина и жизнь; никто не приходит к Отцу, как только через Меня. Если бы вы знали Меня, то знали бы и Отца Моего.» Ин14.6-7


5. Формирующиеся в сознании человека абстрактные сущности, т.е. любое человеческое стремление, любое определенное чувство – есть выбранная крайность из пары противоположностей. Выбирая что-то одно, человек отбрасывает противоположность, т.е. ударяется в крайность. Выбор одного желания из пары противоположностей называется грехом или страданием, что сбивает человека с правильного срединного мышления и отдаляет его от истины. Чтобы встать на путь правильного мышления и действия, надо отказаться от крайностей, т.е. от человеческих страстей и привязанностей.

Даосизм

«Поэтому совершенномудрый отказывается от излишеств, устраняет роскошь и расточительность.»  Ддц29
«Кто многое сберегает, тот понесёт большие потери. Кто много накапливает, тот потерпит большие убытки. Кто знает меру, у того не будет неудачи. Кто знает предел, тот не будет подвергаться опасности.» Ддц44
«Нет больше несчастья, чем незнание границы своей страсти, и нет большей опасности, чем стремление к приобретению [богатств]. Поэтому, кто умеет удовлетворяться, всегда доволен [своей жизнью].» Ддц46
«Кто служит дао, изо дня в день уменьшает [свои желания].» Ддц48

Индуизм

«Совершай, же, что следует, Партха, ни к чему никогда не привязан; отрешенный, свершая деянья, обретает нетленное благо.» Бхг3.19
«Но смотри: пребывают в чувствах страсть и ненависть к их предметам; для подвижника обе враждебны — пусть он власти их не поддается.» Бхг3.34
«Суете безграничной отдавшись, что затихнет лишь с гибелью мира, они похоть стремятся насытить, «Только это и есть» — полагая. В сотне тщетных надежд увязнув, пребывая всегда в страсти, в злобе, они жаждут богатств накопленья, своим низким чувствам отдавшись. Заблудившись во множестве мыслей, слепотой себя спутав, как сетью, привязавшись к страстей усладам, эта нечисть в ад ниспадает. В ад приводят врата тройные: вожделение, злоба, жадность;
погубить они душу способны — пусть же всякий их избегает!» Бхг16.11,12,16,21

Буддизм

«Разнообразны плотские наслаждения, они сладки и пленительны, то в том, то в другом виде они колеблют наш дух; видя горе, возникающее из радостей тела» Сн49

Христианство

 «Не любите мира, ни того, что в мире: кто любит мир, в том нет любви Отчей. Ибо всё, что в мире: похоть плоти, похоть очей и гордость житейская, не есть от Отца, но от мира сего» 1Ин2.15-16
«если пребудете в слове Моем, то вы истинно Мои ученики, и познаете истину, и истина сделает вас свободными. Ему отвечали: мы семя Авраамово и не были рабами никому никогда; как же Ты говоришь: сделаетесь свободными? Иисус отвечал им: истинно, истинно говорю вам: всякий, делающий грех, есть раб греха.» Ин8.31-34
«Если говорим, что не имеем греха, — обманываем самих себя, и истины нет в нас. Если исповедуем грехи наши, то Он, будучи верен и праведен, простит нам грехи наши и очистит нас от всякой неправды. Если говорим, что мы не согрешили, то представляем Его лживым, и слова Его нет в нас.» 1Ин1.8-10


6. Путь к истине через отказ от страстей, присущих человеческой природе, невозможен, через простое отрешение от жизни, подавление желаний. Познание истины возможно только через переход к правильному мышлению, изучение истинной логики. Когда человек перестраивает своё мышление и учитывает любую сущность с её противоположностью, приходит просветление, он познает истину.

Даосизм

«Небесное дао напоминает натягивание лука. Когда понижается его верхняя часть, поднимается нижняя. Оно отнимает лишнее и отдаёт отнятое тому, кто в нем нуждается. Небесное дао отнимает у богатых и отдаёт бедным то, что у них отнято. Человеческое же дао — наоборот. Оно отнимает у бедных и отдаёт богатым то, что отнято. Кто может отдать другим всё лишнее? Это могут сделать только те, которые следуют дао. Поэтому совершенномудрый делает и не пользуется тем, что сделано, совершает подвиги и себя не прославляет. Он благороден потому, что у него нет страстей.» Ддц77

Индуизм

«Но ни Ведами, ни дарами, ни аскезой, ни жертв приношеньем невозможно Мой облик увидеть, тебе явленный ныне, Арджуна. Только высшее благоговенье здесь Меня обрести позволяет в этом облике высшем, сын Притхи, и познать, и увидеть по сути. Делай всё, лишь ко Мне устремляясь! Возлюби Меня, путы отбросив!» Бхг11.53-55

Буддизм

«Ни нагота, ни бритье головы, ни грязь, ни нечистота тела, ни пост, ни рыбная пища, ни заплетение волос в косы, ни обильные приношения, ни возжигания жертвенных огней, ни многое покаяние, ни наблюдение за временами года – не очистят смертного, не постигшего Вечной Дхармы.» Сн248

Христианство

«а кто соблюдает слово Его, в том истинно любовь Божия совершилась: из сего узнаём, что мы в Нем. Кто говорит, что пребывает в Нем, тот должен поступать так, как Он поступал» 1Ин2.5-6


7. Человеческая биологическая жизнь – это то, что между двумя противоположностями: рождением и смертью. Конкретный индивид может умереть, не познав истину. Если в мировоззрении человека за пределами биологической смерти конкретного индивида ничего не будет, то главной целью для него станет жизнь. Стремление выжить будет главным критерием действий индивида. Смыслом жизни станет собственная биологическая жизнь или жизнь прямого биологического продолжения индивида – его детей. Конкретный индивид будет после своей биологической смерти перерождаться снова и снова сам или через детей. Только лишь смена главной цели – познание истины - может вырвать индивида из этого круга перерождений и страданий в грехах.

Индуизм

«ОМ — твердя слог молитвы священной, обо Мне размышляя всечасно, кто уходит, бросая тело, — тот идет к высочайшей цели.» Бхг8.13
«Вновь и вновь возвращаются люди, на дорогу сансары и смерти; это те, кто Меня не достигли от неверия к этой дхарме.» Бхг 9.3
«Обретая Меня — к сансаре, этой утлой скорбей юдоли, не приходят больше махатмы, совершенства предела достигнув.» Бхг 8.15

«Ведь ничто не сравнится в мире с очищающей силой знанья; его тот лишь в себе обретает, кто пришел к совершенству в йоге. Достигает знания йогин, веры полный, себя обуздавший; пребывающий в знании — скоро запредельный покой обретает.» Бхг4.38-39

Буддизм

«– Где в этом мире высшее сокровище для человека? Что, будучи дано, приносит счастье? Что – сладчайшее из всех сладостей? Какую жизнь назовешь ты благою? Отвечал Совершенный: – Лучшее сокровище в этом мире – вера; Вечная Дхарма, раз постигнутая, приносит здесь счастье; Истина – сладчайшее в этом мире; и та жизнь назовется лучшею, которая прожита в понимании» Сн180-181

Христианство

«Потому Я и сказал вам, что вы умрете во грехах ваших; ибо если не уверуете, что это Я, то умрете во грехах ваших.» Ин8.24


8. Когда же истина будет познана, просветлевший уже не переродится, он закончит свой путь познания. Он умрет, как человек из плоти и крови, но соединится с истиной. Воскрешение – это не возврат обратно к человеческой жизни после биологической смерти, это преодоление, победа над смертью.

Индуизм

«Что есть знанью предел конечный? Что познав, обретают бессмертье? Безначальный то, знай, Высший Брахман: превосходит Он суть и несуть.» Бхг13.12

Буддизм

«Добродетельный, одаренный совершенною мудростью, потушивший в себе жажду плотских наслаждений, никогда не вступит вновь на путь рождений и смертей.» Сн151

Христианство

«Мы знаем, что мы перешли из смерти в жизнь, потому что любим братьев; не любящий брата пребывает в смерти. Всякий, ненавидящий брата своего, есть человекоубийца; а вы знаете, что никакой человекоубийца не имеет жизни вечной, в нем пребывающей.» 1Ин3.14-15


9. Для познавшего истину, смерть соединяется с рождением и наступает бессмертие. Конец соединяется с началом в единое целое – в бесконечность.

Индуизм

«Опираясь на это ученье, Моей вечной достигнув природы, они с гибелью мира не гибнут и с рожденьем его не родятся.» Бхг14.2

Буддизм

«Как пламя, затушенное порывом ветра, не существует уж более, так и мудрец, освобожденный от тела, исчезает, и нельзя сказать, чтобы тот мудрец все еще был где-то. Кто отошел, у того нет критерия (памана), по которому можно было бы это сказать – для него такого критерия не существует. Когда уничтожены все явления, уничтожены и все способы описания.» Сн1073,1075

Христианство

«Итак, что вы слышали от начала, то и да пребывает в вас; если пребудет в вас то, что вы слышали от начала, то и вы пребудете в Сыне и в Отце. Обетование же, которое Он обещал нам, есть жизнь вечная.» 1Ин2.24-25
«Мы знаем, что мы от Бога и что весь мир лежит во зле. Знаем также, что Сын Божий пришел и дал нам свет и разум, да познаем Бога истинного и да будем в истинном Сыне Его Иисусе Христе. Сей есть истинный Бог и жизнь вечная.» 1Ин5.18-20


10. Понявший всё субъект обретает истинное знание и перестает совершать ошибки. Он становится объектом, действующим в соответствии с истинными законами. Осознав себя объектом, субъект приходит к пониманию, что каждая клетка его биологического организма, каждая молекула, каждая элементарная частица - всё, образующее его тело – есть объекты. Он, познавший истину человек, есть неотъемлемая часть всей материи. И, как объект, он бессмертен. Он не может умереть, как не умирает ни одна частица, составляющая его физическое тело.

Даосизм

«Высшая добродетель подобна воде. Вода приносит пользу всем существам и не борется с [ними]. Поэтому она похожа на дао. Поскольку человек, обладающий высшей добродетелью, так же как и вода, не борется с вещами, [он] не совершает ошибок.» Ддц8
«Человек следует [законам] земли. Земля следует [законам] неба. Небо следует [законам] дао, а дао следует самому себе.» Ддц25

Индуизм

«В этом знанье всегда пребывая, в ослепленье ты не уклонишься, и тогда всех существ увидишь ты в себе и во Мне, Арджуна.» Бхг4.35

Буддизм

«Как на пустой, взирай ты на этот мир: разрушив обычное понимание "себя", ты поборешь и смерть; владыка смерти не узрит того, кто так смотрит на мир.» Сн1118

Христианство

«Я ничего не могу творить Сам от Себя. Как слышу, так и сужу, и суд Мой праведен; ибо не ищу Моей воли, но воли пославшего Меня Отца.» Ин5.30


Особенности учений
--------------------------------------

Как год переходит из весны в лето, из лета в осень, из осени в зиму, или день переходит из утра в день, из дня в вечер, из вечера в ночь, так и любая динамическая система проходит этапы зарождения, взросления, насыщения, деградации. Человек, конкретная цивилизация и человеческое общество в целом не являются исключением. Конкретные философско-религиозные учения надо рассматривать в контексте того этапа развития общества, в котором жили учителя. Истинное учение должно было опираться на существующее мировоззрение людей и без кардинального отрицания вносить новое. Это собственно и определяло форму и содержание учений, кажущихся различными. При этом отсутствие тех или иных элементов в разных учениях совершенно не говорит, что учителя по-разному понимали истину, а говорит лишь о том, что каждый из них учил тому, что необходимо было в тот момент для развития общества. К тому же, например, Будда и Иисус непосредственно сами вообще не оставили письменных источников.

Надо отчетливо понимать, что сейчас невозможно узнать досконально, что и как происходило при жизни учителей, что они говорили и делали на самом деле. Спустя тысячелетия до нас учения дошли в виде каноничных текстов, из которых мы получаем знания. Например, про то, как именно Ньютон открыл закон всемирного тяготения, точно тоже не известно, однако это никак не влияет на понимание и использование этих знаний сейчас.

Рассматриваемые религиозно-философские учения можно условно разделить на три центра зарождения: восточную Азию – даосизм; западную Азию – иудаизм и христианство; и середину – южную Азию – индуизм и буддизм.

Китайская цивилизация существовала уже тысячелетия до появления Лао-Цзы. К моменту возникновения даосизма общество уже неоднократно проходило этапы формирования, насыщения, деградации и возрождения, поэтому Дао Дэ Цзин среди всех рассматриваемых учений наиболее «научно» и больше всего походит на учебник для руководителей Поднебесной с конкретными примерами, как надо думать и действовать. В нем практически отсутствуют мистические и религиозные элементы. Оно содержит в себе начало, путь к познанию, но не содержит цельной картины всего пути человечества.

Индийские учения во многом акцентируются на пути отдельного человека. Они содержат, как и достаточно подробное описание истиной логики, так и, в силу зарождения учения на ранних этапах развития человеческого общества, индуизм содержит в себе множество религиозных элементов. Буддизм же наследует базис индуизма, но корректирует сформировавшиеся крайности общества, в том числе и уменьшая религиозную составляющую увеличивая научную.

Христианство соединяет в себе Ветхий Завет, начинающийся от Пятикнижия Моисея, и Новый Завет от Иисуса. В Новом Завете Ветхий зачастую именуется «законом». В Ветхом Завете практически отсутствует описание истиной логики, и основной акцент делается на формирование общества. Именно эта цель стояла перед Моисеем – формирование общества, которое сначала надо было по факту создавать. Независимо от того, был ли сам Моисей, когда он жил и в какой последовательности писались книги Ветхого Завета, в массовом сознании что сейчас, что во времена Иисуса - Ветхий Завет такой, какой есть и Моисей – его основоположник. Учение Иисуса схожим образом, как буддизм над индуизмом, корректировало крайности, сформировавшиеся в иудейском обществе, например, деление на своих и чужих, субботу, и также отношение к институту церкви.

«И, сделав бич из веревок, выгнал из храма всех, [также] и овец и волов; и деньги у меновщиков рассыпал, а столы их опрокинул. И сказал продающим голубей: возьмите это отсюда и дома Отца Моего не делайте домом торговли.» Ин2.15-16

Смысл этого был не в осуждении торговли или обмена денег как таковых, и не осуждение торговли именно в храме. А в неприятии торговли с Богом через жертвоприношения, как отдачи человеком материальных благ в обмен на благодать Божию. К этому же относится и искушения, как, например, отвержение надежды, что, бросившись с горы, ангелы не дадут разбиться.

О чудесах, творимых на страницах Евангелий, лучше всего говорит цитата, которая призывает искать смысл за формой.

«Иисус сказал им в ответ: истинно, истинно говорю вам: вы ищете Меня не потому, что видели чудеса, но потому, что ели хлеб и насытились.» Ин6.26

Среди ветхозаветных пророков и до Иисуса были те, кто понимал истину и корректировал крайности общества, например, Екклесиаст, который противился сформировавшимся воззрениям, что Бог – субъект и что после биологической смерти есть сознательная жизнь.

«И возвратится прах в землю, чем он и был; а дух возвратился к Богу, Который дал его.» Ек12.7

«Есть и такая суета на земле: праведников постигает то, чего заслуживали бы дела нечестивых, а с нечестивыми бывает то, чего заслуживали бы дела праведников. И сказал я: и это — суета! И похвалил я веселье; потому что нет лучшего для человека под солнцем, как есть, пить и веселиться: это сопровождает его в трудах во дни жизни его, которые дал ему Бог под солнцем.» Ек8.14-15

Несмотря на понимание истины отдельными пророками, они осознавали, что человечество в целом не достигло пределов познания окружающего мира. Цель формирующихся учений была в том, чтобы приоткрыть частицу истины, обозначить путь поиска истины, но при этом оставить недосказанность, дабы побудить людей к поиску. Это определяло форму учений и метафоричный язык изложения учений.

Формой христианства стала персонификация Бога в лице Иисуса, а само учение – это история пути от начала – рождения, до конца – смерти и дальше к воскрешению и бессмертию, что является примером жизненного пути для всех христиан. При этом центральным моментом стал вопрос о триединстве Бога, который с одной стороны содержит в себе противоречие, но с другой побуждает к поиску смысла этого триединства.

«В начале создал Бог небо и землю» Быт1.1
«В начале было Слово, и Слово было у Бога, и Слово было Бог.» Ин1.1
«И Слово стало плотию, и обитало с нами, полное благодати и истины; и мы видели славу Его, славу, как Единородного от Отца.» Ин1.14
«Итак идите, научите все народы, крестя их во Имя Отца и Сына и Святого Духа» Мф28.19

Начало замыкается с концом в единое целое: пустота; материальная сущность, рожденная из пустоты (одна из крайностей пары противоположностей) и правила, рожденные из пустоты и управляющие всеми материальными сущностями. Это триединство является фундаментом истинной логики. Оно же присутствует в индуизме в виде гун.

«Троевидна у воплощенных вера, их рождена природой: в светлой — саттва преобладает,
в страстной — раджас, а в темной — тамас.» Бхг17.2
«Люди саттвы — богам несут жертвы, люди раджаса — демонам, якшам; упырей, привидений гнусных люди тамаса чтут приношеньем.» Бхг17.4

На первый взгляд описание некоторых аспектов гун в Бхагавадгите отличается от троицы христианства, но эти отличия как раз помогают понять глубинную суть триединства, как отказа от любых крайностей и взгляда на все противоположности в совокупности.

В учении Иисуса без подробного описания истинной логики, тем не менее, описан конец пути человечества. Того момента, когда, изучая действительность научными методами, описывая и формализуя мир идеального, человечество дойдёт до предела – полного детального описания всех законов физики, химии, биологии и других научных дисциплин, попутно реализуя знания на практике в виде создания артефактов в материальном мире.

«Изгонят вас из синагог; даже наступает время, когда всякий, убивающий вас, будет думать, что он тем служит Богу. Так будут поступать, потому что не познали ни Отца, ни Меня.» Ин16.2-3
«Утешитель же, Дух Святый, Которого пошлет Отец во имя Мое, научит вас всему и напомнит вам все, что Я говорил вам.» Ин14.26
«Когда же приидет Он, Дух истины, то наставит вас на всякую истину: ибо не от Себя говорить будет, но будет говорить, что услышит, и будущее возвестит вам. Он прославит Меня, потому что от Моего возьмет и возвестит вам.» Ин16.13-14
«Доселе Я говорил вам притчами; но наступает время, когда уже не буду говорить вам притчами, но прямо возвещу вам об Отце.» Ин16.25


Итого
--------------------------------------

Теперь можно ответить на вопрос, поставленный в начале: во всех основных религиозно-философских учениях истина одна – единая. Пророки достигли этой истины объективными научными методами познания действительности. И тексты основных религиозно-философских учений - по сути, учебники истинной логики.

Противоречие, сопровождающее человечество на протяжении всей истории в дискуссии между материалистами – атеистами и идеалистами – верующими, опирается на догму о возможности всё формализовать научно в случае первых и наличии высшего непознаваемого субъекта в случае вторых. Устранением противоречия является то, что истинная логическая пустота (Дао, Атман, Бог) есть, но она не существует и никоим образом не формализуема. Пустота не объект (и не субъект), но она и всё, что из неё рождается объективно, логично и познаваемо.

Даже если человечество само и не готово признать неизбежность пределов познания, объективная реальность всё равно отражает приближение к насыщению через нарастающие кризисные явления, наблюдаемые во всех частях мира. Это отражается в повсеместном сбегании от реальности в выдуманные миры, где не действуют в полном объеме законы логики. Не только через развитие виртуализации с помощью компьютерных технологий, но и через нелогичные современные научные концепции. Для решения большинства открытых проблем современной физики и завершения научного познания достаточно начать с осознания и определения «неформализуемого элемента» в самой «формальной» научной дисциплине, используемой в основании всех естественных наук, – в математике (пустое множество – это не множество, пустое множество – это множество всех множеств).

Всё, что имеет начало, имеет и конец. В том числе и путь человечества, как разумной - субъектной сущности, к своей главной цели - познанию объективной истины, т.е. превращению из субъекта в объект – переход к бесконечности и бессмертию.



PS: Выше приведена лишь малая доля цитат из текстов религиозно-философских учений. Для детального понимания вышеизложенного каждый может прочесть упоминаемые тексты целиком. Все тексты канонов читать не обязательно (от учителей не все они дошли до нас в неизменном виде). Минимальный набор, который можно прочесть за день, и последовательность чтения для лучшего понимания такова:

1. Дао Дэ Цзин;
2. Бхагавадгита (Упанищады тоже можно прочесть, однако Бхагавадгиты достаточно для первого ознакомления);
3. Сутта-Нипата;
4. Бытие;
5. Книга Екклесиаста;
6. Евангелие от Иоанна (другие Евангелия тоже можно прочесть, например, Луку, чтобы понять чем они отличаются от Иоанна - любимого ученика Иисуса);
7. Послания Иоанна.

Читать лучше в переводах, указанных выше, многие другие переводы ушли в художественный слог в ущерб перевода точного смысла, что связанно с тем, что переводчики не понимали истинного смысла написанного.


Эти тексты как элементы мозаики. По отдельности смысл каждого текста можно трактовать по-разному, но, объединив их в целое, смысл станет одним – единым.