Ещё раз о страшной книге

Дмитрий Гендин
Одним из самых любимых русских романов остаётся «Мастер и Маргарита» Михаила Булгакова.  Когда тебе пятнадцать лет, от книги не оторваться. Хотя кто-то читает позже, кто-то раньше. Книга написана живо, это русская «Божественная комедия». Но зачем же мы её читаем?

Кто-то увидит сатанизм прихода большевиков в Россию. Кто-то впервые узнает о Христе. Кто-то просто почитает для удовольствия. Мне известно как минимум два случая, когда чтение романа приводила к атеизму, и один случай, когда истина о Христе понималась формально, без религиозности.   

Я не согласен (например, с Андреем Кураевым), что книга пародирует толстовство. Какой там Лев Толстой, когда уже храмы взрывают и расстреливают священников? Скорее автор хотел показать Иисуса Христа лишь в одной его Сыновней ипостаси, т.е. как доброго человека, который перевернул бы мир и без чудес. Это гуманистический проект, и я не думаю, что Булгаков в чём-то не соглашался с РПЦ. Показать Христа как единственного безгрешного человека (чего добивался и Достоевский в романе «Идиот», где героя по случайности зовут Лев Николаевич).   

Москва же проникнута фантасмагорией. Вот, кто мастак на чудеса, так это Воланд и его свита. Сатана любит чудеса. Сатана — это Джокер.

Мистификация книги перевернул мой внутренний мир. Нет, не в Христа или в большую Литературу я уверовал. Я уверовал в действительное существование сатаны и признал его могущество, могущество надо мной. У меня была своя Маргарита. От книги может помутиться разум (как он может помутиться от трудов Ленина). Власть сатаны надо мной в нелепых идеях поступках. Я был один на один с сатаной. У меня не было защиты Матери-Церкви. Меня крестили, но я взрослел и начал грешить по-крупному.

Книга хорошая, но опасная.      

Можно запретить книгу о Христе, запретить Евангелие, но Истина всё равно снова прорастёт. Появится новый Мастер или Евангелист.

Но не стоит учиться жить по книгам. «Мастер и Маргарта»  — это не Библия и не интерпретация Библии. Это плод личной фантазии и труда Михаила Булгакова. Если Вам нужен совет, идите к священнику. А из романа «Мастер и Маргарита» можно столько ереси выкопать, что Папа Римский будет занят ещё лет на пятьсот.

Книги не учат, они дают эстетичное наслаждение. Они задают великие вопросы, а не вопросы частного порядка. «Советы в книжках не  искать». Книги дают некую оптику, открытие сферы бытия: внешнего мира и мира душевного. Художественная книга — это исследование, а не книга вредных советов. Мы же не учимся жить жизнью Раскольникова («Преступление и наказание» Достоевского) и Гумберта («Лолита»  Набокова).  Читатель — это цельная самостоятельная личность со своей аксиологической установкой.  Для многих вся русскоязычная литература походит мимо.

Потому что ей пичкают. Надобно уважать литературный выбор подростка. Ваш покорный слуга начинал с комиксов. Настоящая книга трогает, отдаёт чем-то божественным, когда есть теургия Бога, автора и читателя.  Интерес к тем или иным просыпается у подростков (да и вообще у всех людей) в разное время. Школа даёт ненависть к отечественной литературе, не самой простой, надо заметить. Пусть читают сами по своему порядку из общего списка. Что-то детям можно дать только обзорно. А что-то должно зажечь молодое сердце. Кто из нас не погружался в отрочестве в феерии Александра Грина? Сложные писатели поднимали разные серьёзные темы. Но не все эти темы касаются потенциальных читателей. Хотя национальная литература воспитывает.

«Мастер и Маргарита» —  книга для всех, кто умеет читать и когда-либо любил.

«Мастер и Маргарита». Опасная книга: не пороховой в ней заряд, а термоядерный.