Бессмыслица, полная смысла

Михаил Гонопольский
Многие жалуются на так называемое “современное искусство”. Особенно в его, скажем так, низовом исполнении массой “творцов”.
Говорят, что оно явно страдает мелкотой тем.
И не только этим. Страдает еще демонстративным отсутствием смысла в произведениях.

В произведениях этих - либо некая игра в концепцию, - якобы заложенную в произведении его “творцом”. Который так играет со зрителем в девичью игру “угадай, что я думаю”.
Либо туманный намек на некий скрытый посыл. В намеком “высокий”, но напрочь окутанный туманом бессилия самого “творца”.

И все же, было бы неверно сказать, что вся эта волна произведений, что десятилетиями поднимается и спадает, бесполезна и бессмысленна.
Наоборот, она несет в себе мощный, полный отчаяния, сигнал.
Она откровенно говорит всем, кто хочет услышать: “Жизнь человека современного общества лишена смысла”.

То есть, зачем и для чего он живет - никто не знает.
И раньше люди не особо задумывались, зачем они живут. Но развитие человека, его общества, шло.
Желания создавать, достигать чего-то, появлялись и реализовывались. Все и вся стремилось к чему-то новому.
Потом - инерция, похожая на развитие. Потом какая-то его видимость.
И вот наступил конец.

Но самое интересное в этом процессе другое. И торможение, и конец развития сопровождаются ростом совсем другой потребности. Внутренней.
Той, которой внешнее развитие раньше могло сказать: “Цыть, не зуди и не путайся тут под ногами. Столько дел тут, понимаешь...”
Растет потребности в смысле. Который не заключен ни в самом шевелении развития, ни в желании “просто жить”.

И вот, отсутствие ответа на эту потребность ясно и внятно заявляет о себе. Заявляет массой бессмысленных творений искусства.
Они не несут этот печальный посыл в словесной форме. Они не говорят об этом каждое в отдельности.
А нам, по-старинке, требуется именно вербальная формулировка смысла произведения. В нас по-прежнему сидит внутри вопрос училки в школе. Подход, которому нас научили с детства: “что хотел сказать художник этой картиной?”

Но ведь не вся информация, которую мы воспринимаем, выражена в вербальной форме. Даже у людей говорливых наиболее эмоциональный посыл выражается не словами.
Если человек, бывает, кричит от боли, или, чего доброго, воет, стонет, или, наоборот, мурлычет от удовольствия, - нам не требуется перевод этих звуковых сигналов на язык слов.
 
В нас тут же поднимается волна эмоций, мурашки по коже. Мы все охвачены ясной нам информацией, заключенной и в крике и в мурлыканьи.
И без слов понимаем о чем идет речь.
Даже сейчас, когда наша эта ответная волна эмоций становится все тише да ниже.
Мы ведь уже ко всему привыкли.

То есть бессмысленность, в которой мы обвиняем “современное искусство” - она очень осмысленна.
Она есть вопль от боли бессмысленности жизни в современном обществе тупого потребления.
Мы просто еще не настроены на ту волну, на которой можно этот крик услышать.
*****
(заметки на полях)
Но в хороших произведениях, - совсем другое дело.
На гармонично сделанную вещь или композицию можно смотреть, не задавая ей вопроса “что хотел...” Гармония гасит все внутренние вербальные “позывы”.
Потому что гармония сама по себе доставляет удовольствие.

А необходимая человеку вербальность информации, беспомощная привычка облекать все в слова, - она ж и возникла от утраты гармонии. И в человеке, и в среде его обитания.
Возникла от утраты способности воспринимать язык гармонии.