Контейнерное пространство-время этноархетипа Росси

Дмитриев
Содержание книги "Этно-ландшафтный архетип России"

Главы
1. Три уровня «контейнерного пространства» в этническом архетипе
2. Централизация пространств Новгородской, Киевской и Московской Руси
3. Экономическая эффективность пространств и её коэффициент КЭП
4. Экономическая дискретность геопространства России
5. Исторические слои, принцип спирали и его применение
6. Выделение линий исторических сборок и разломов в спирали
7.      Анализ зон национальной экономики в ландшафтном архетипе России


Глава 1.
           Три уровня «контейнерного пространства-времени» в этно-ландшафтном архетипе России

 Вначале нам  следует дать главные определения.
 Начнем с двойственности понятия архетип пространства-времени:

- «этно-ландшафтный архетип»  (или «этнический ландшафта») как замкнутого контура геопространства-времени, содержащий в себе слои исторической «памяти» собственного становления 
- контур пространства-времени - контур общественного тела-сознания жителей России с полиэтническим составом (поле времени-пространства), вмещенный (то есть расселенный) в этно-ландшафтный архетип геопространства России.
 Метрике архетипа пространства-времени в такого контура свойственно строится взаимно вложенными контейнерами (в структуре исторических моментов хроноса страны, содержащих один другой как тысячелетие содержит столетие, столетие содержит пятидесятилетие)

 Под этно-ландшафтным архетипом России мы понимаем прежде всего геопространство России как страны, включающее всё исторически созданное её этносами в их культурном развитии и экономическом строительстве - сверх того, что до них в этом конутре геопространства-времени, то есть ландшафтно-рельефно-климатическом-геохимическом-биотическом архетипе геопростраснтва, создала природа Земли.

  Жители России, исторически постепенно заселившие геоконтур страны, преображающие  её этно-ландшафт под управлением государственного социума власти, принадлежат к определенным этническим группам, её населяющим.
  Дискретность этого пространства-времени со времён Московской Руси определяется как постепенное «собирание земель» вокруг стольного града - Москвы. Так что составными частями российского пространства можно считать «малые родины» этнических групп, хотя не только их, как выяснится позднее, потому что в России обширные территории экономического и культурного освоения создавались не группами с этническим телом-сознанием, а производственными социумами с межэтническим составом
 
Этнический архетип ландшафта - континум «пространство-время»

 Всё узнаваемое пространство России как целой страны мы называем этно-ландшафтным архетипом, который иначе ещё можно охарактеризовать как «пространство-время».  Ведь на протяжении российской истории, как истории государственной власти, которая центрирована Москвой начиная с некоторого периода, пространство страны складывалось в единстве обстоятельств времени по мере того, как этносы, обжившие свои месторазвития, сперва де-факто, а затем и де-юре включались в состав страны, то есть входили в контур общественного тела-сознания, ядром которого являлась Москва.

 Происходить это должно было в те периоды времени, когда циклическая история каждого государства, де-юре включавшего в свои просторы ту или иную землю в виде княжества, вечевой республики, должна была входить в фазу снижения своей активности, то есть находиться с Московской Русью в противофазе.
 Тогда соперничество решалось в пользу Москвы, кто ни был соперник: Тверское княжество, Новгородская вечевая республика или Великое княжество литовское, с которым шла борьба за земли

 Таким образом этнический архетип содержит в себе пространства как «исторические слои», отсчитывая от XIII века, когда Московское княжение по духовному завещанию князя Александра Ярославовича Невского  выделилось из Владимиро-Суздальского княжества как вотчина его сына Даниила Дмитриевича.

 Присоединением Коломны и Можайска начинает группирование вокруг Москвы этнических «малых родин» (меньшая часть из которых являлась вечевыми республиками, большая часть удельными княжествами, оба вида пространства отличаются своим строем, о чем речь ещё впереди)
 Остальные территории, включаемые в юрисдикцию Московии, являлись слабоосвоенными районами, так как не каждая местность может стать этническим месторазвитием
 Этот процесс К. Арсеньев называет «постепенным приращением», и такое приращение бывало весьма интенсивным: известно, например, что в годы правления Ивана Грозного пространство Руси увеличилось в два раза

 Континум – единство обстоятельств пространства и времени представляет собой совмещение пространственной структуры (которое мы описываем как вектор, например последовательное включение в состав Московской Руси княжеств: Владимирского, затем Ярославского, затем Тверского и т.д.) с хрональной структурой событий

 Структура этнического архетипа Московской Руси определяется нами в дальнейшем как «историческая спираль», состоящая из полуколец не только потому что они различимы на карте (в структуре «пазлов» на политической карте можно потенциально выделить любой центр, вокруг которого теснятся другие пространства), но и потому что на карте России кольца и полукольца исторической спирали представляют собой ряд последовательных дат присоединения земель к областям, подчинявшейся московскому государству

О геопространстве

Далее мы переходим к понятию геопространства как метаисторической совокупности природных зон, способствующих  формированию «малых этнических родин», объединяемых затем в страну (фактором объединения выступают уже другие архетипы – общественного сознания, в частности, московского социума власти)

 В геопространстве следует учитывать векторную ориентацию распространения этносов, становящихся русскими (то есть принадлежащими Московской Руси) в определённой исторической последовательности, с исторической доминантой от XIII  века к XXI веку (так как спираль имеет свою доминанту распространения), и с рядом пространственных доминант, которые мы еще отметим: с запада на восток и с востока на запад

 Иными словами, построение этнического архетипа в виде «исторических слоёв» происходило дугами: Москва как геопространственное ядро замыкает на себя окружающее пространство (см. разделы 2 и 5), опоясывась слоями подчиненных земель, которым суждено прикрывать её от внешнего врага

 Сами по себе эти слои, известные в истории, мы классифицируем позже. А известны они как периоды расширения российского геопространства, начиная с Даниила Дмитриевича. Страна с государственной идентификацией менялась соответственно с Московского княжества к Московскому великому княжеству (после избавления от монгольской зависимости), Великому княжеству «всея Руси», царству «всея Руси» и, наконец, Российской империи

 Дав это фундаментальное определение, мы переходим к контейнерному принципу пространства России, выстроенного из трех структурных  уровней: макро-, микро и мини, между каждыми двумя ближними элементами которого заключен «герметический пакт» о подобии, иначе говоря, парадигма «микрокосм-макрокосм» (иерархическая структура двух элементов, из которых второй подчинен первому, а не наоборот).
 Однако лишь макроуровень (различаемый как экономические районы) относится нами к геопространству, уже микроуровень федерального субъекта (например, область) носит не геопространственный, а этнический характер, это пространство общественного сознания – так как этносы «обживают» своё геопространство

 Но прежде нам нужно обратиться ненадолго к античным,  лучше всего древнегреческим представлениям о пространстве, столько же наивным, сколь и глубоким, во всяком случае еще лишенным европейской дихотомии, решительно разделившей понятие места и пространства как части и целого.
 Но не так поступали древние греки, у них философия пространства-времени была более диалектична. Поэтому именно их воззрения важны для того, чтобы понять что такое пространственный контейнер

Учения о пространстве: топология и хорология

 Когда знаток античной философии и культуры А. Лосев говорит о том, что в греческом языке нет понятия, адекватного русскому слову «пространство», мы вполне понимаем его. Действительно, мышление античных философов, явно расколотых на две противоположные школы: сторонников дискретности и континуальности, не имело адекватного понятия тому синтетическому, целому понятию пространства, которое вмещает в себя два на самом деле противоречивые его свойства:
- способности к постоянству структуры, что впрочем не значит, статичной, объем пространства, его энергетика, содержание, внутренняя структура может меняться (и циклически меняется), но неизменной при этом остаётся сущность: качественная  форма сознания, то есть само пространство, обладающей именем как идентификацией. Например, Русь может прирастать землями, иногда их терять, но при этом есть всё равно Русь. Неизменным остаётся представление в общественном сознании о неделимой Руси
- способности к динамике во времени, меняющем в конкретном пространстве его сущность: форму сознания, что определяет бытие самого пространства. Например, Речь Посполитая, разделенная в конце XVIII века между  европейскими центрами сил, перестаёт существовать как страна. Потому она не может иметь более своей государственности, что в общественном сознании нет больше такой целостности как «Речь Посполитая». Речь теперь не идёт о том, что страна нечто потеряла, она перестала быть наличной в общественном сознании как нечто непрерывное, потому что страна есть только то, что она есть сейчас.
 А как же «вчера», неужели оно не оставляет в пространственной структуре своих следов?

Пространство-время с его «историческими слоями»

 Целое знание людей о своей стране (потому мы говорим «общественное сознание», что это со-в-мест-ное знание) мы называем вещью (тем, что люди ведают).
 Как замечали еще древние индусы, пространство как вещь характеризуется двумя главными факторами: формой и именем.
 С формой России ясно: это представление о ней в целом как русской земле. Имя кроме того является важным качественным фактором перемен пространства во времени. Когда эти перемены происходят, само имя способно к перемене своей формы, оставляющий впрочем в имени его суть

 Когда страна продолжается во времени, в её пространстве  как «исторические слои» остаются периоды  истории, когда качественно менялось пространство: например, страна  периодически интегрирует окружающие её земли, в том и этнические месторазвития - «малые родины» в себя. Такова как русская земля, хотя иногда она проходила и периоды дифференциации

 Эти исторические слои, этапы соответствуют изменениям имени, каждое из которых частично отмечает форму государственной власти: княжество-великое княжество-царство-империя, а частично местоположение центра (Новгородская, Киевская, Московская)
 Таким образом, страна как целое пространство обладает исторической памятью, которая есть вместе с тем огромное «чувствилище».
 Такова впрочем и память человека: здесь он хранит воспоминания о качественно неоднородных явлениях истории своей жизни: торжествах и бедах,  каждый «исторический слой» содержит соответствующие «следы» - сгустки энергии (негативного и позитивного содержания).

 Это-то разнокачественное, «слоистое» пространство, так как оно содержит следы исторических этапов своего становления, мы и называем, как уже говорилось, пространством-временем
 В пространстве-времени России мы в дальнейшем будем определять и различать «линии сборки» пространства и «линии разлома»

 С чем  можно сравнить такой пространственный архетип? Например, с «годовыми» кольцами на срезе дерева, каждое из которых обозначает новый этап в жизни растения. Или со срезом туловища забитого кабана: слои мяса, перемежаемые слоями сала, показывают, на разные по качеству периоды жизни животного: «жирные», когда пищи было вдоволь, и «постные», когда приходилось голодать
 Так например, периоды голода и времена изобилия остаются в исторической памяти пространства русской земли воспоминаниями с разными чувствами: например, годы бедствий, страха перед степными кочевниками, и годы славных побед, годы потери своих земель, и прекрасные периоды, когда они возвращались в состав Руси, более того: когда Русь прирастала на восток новыми землями

 Уже поэтому наряду с целостью «большой родины», неделимой по форме, пространство обладает совокупностью разнохарактерных мест, большинство которых для проживающих в России этносов являются родинами «малыми». На карте такие места выглядят плотно прижатыми друг к другу «пазлами», потому что они, как правило, являются содержанием очерченных контуров, характеризующих их как территорию – освоенное людьми место экономического развития (терри-тория есть торение Земли, её хозяйственное освоение, приспособление к своим нуждам, антропогенное изменение, нарушающее природную целость)

 Эти контуры-«пазлы» называются на разных уровнях организации пространства во времени ( и мы насчитали таких уровней территории ровно три): районами, субъектами федерации, экономическими районами (зонами, регионами)

 И вот поскольку пространство России, как мы уже решили, есть во-первых цельная страна, со свойственной ей формой государственной власти, но есть также, во вторых, структура определенных мест (являющихся, к тому же, «историческими слоями») нам пора перейти к пространству как месту
 А место по отношению к пространству  – есть понятие далеко не однозначное.

О пространстве-месте

Для греков пространство было не абстрактно, а конкретно, вот в чем суть. Пространство должно быть встречено человеком в его опыте и поименовано – например Лаконика, часть Пелопонеса, ставшая «малой родиной» дорян, превратившихся в спартанцев, страна с  узнаваемыми очертаниями родного ландшафта, с его лесистыми горами и бурными реками.
 Конкретное восприятие близко мировоззрению человека античности как части народа, воспринимающего дорогой ландшафт как родную землю,  со временем - землю предков и, конечно, землю потомков.
 Эти линии времени, сходящиеся в настоящем как ретро- и перспектива создают типичную для этнического сознания «связь» времён, где ландшафт родины играет важную роль энергетического центра вместе с «исторической памятью» дорогих сердцу деталей, связанных с конкретными историческими событиями, к которым люди неравнодушны.

 А для того, чтобы в античной культуре появилось понятие Эллады – «большой родины» греков, требовались гигантские усилия эпической поэзии, повествующей о величественных подвигах, которые совершали герои-греки из разных областей своей общей страны – потому что объединяли свои силы.
 То есть понятие о единстве страны возникает в коллективном сознании, становящимся целым по мере объединения людей из разных «малых родин» коллективным опытом, совместным чувствованием, едиными ценностями, совместными как поражениями, так и победами

 Даже вполне абстрактное понятие «ойкумена» было представлено вполне осязаемыми и узнаваемыми компонентами – это пространство Земли, обжитое людьми и совмещенное с территорией – местом хозяйственной деятельности по добыче средств к жизни.
 А такое пространство есть только то, что оно есть в данный момент

Время моментов и контейнер числа.

Этот исторический момент не подобен мимолётному мгновению, он длится. И длится не так как стандартизованная единица дления, измеряющая механический процесс – а потому единица астрономическая, делимая на строгие числовые доли – минута, час, день, год.
 Длительность момента растяжима, он длится ровно столько, сколь необходимо для того, чтобы в пространстве произошли определенные изменения его смысловой формы (события) Их-то моменты и отсчитывают порядковыми числами, потому что порядок, определенная последовательность процессов, и организует пространство

 В течение момента, обладающего определённой длительностью, конкретное пространство есть то, что оно есть как некая структура элементов. И ему присвоено определенное имя-идентификация (лишь в следующий момент пространство изменится, и вновь должно быть поименовано). И так как моменты отсчитываются целыми натуральными числами, именно число с античных времён становится основой своеобразного континума «пространство-время»

 Число здесь есть мера вещей, которая обозначает то или иное конкретное пространство-время. Время моментов становится также мерой вещей, так как число выступает в двух своих качествах: как мера количества – это пространственный контейнер числа, и как мера порядковости – таковы числа, отсчитывающее моменты времени в некотором порядке, они имеют качественный характер, показывая путь эволюции качеств – ведь во времени изменяется сама структура пространства, его сущность

Хрональная структура моментов

 Очень важный вывод, который следует из наших рассуждений: не только контуры пространства, его конкретности и цельности составляют свои структуры, узнаваемые в сознании благодаря своей поименованности.
 Но и поименованные моменты времени составляют свою структуру – хрональную (другое дело, что такая структура может быть рассматриваться в жанре логоса, то есть мышления логического, и тогда соответственно речь идет о хронологии, или хрональная структура рассматривается с точки зрения соразмерности  её длительностей, тогда это хронография)

Пространство как два вида мест

Но вернёмся к двум фундаментальным свойствам пространства, которые однажды были открыты взору древнегреческих философов.
 Именно поэтому в греческой культуре и философии два указанных выше качества пространства определяются двумя способами определить место, и каждое такое место есть пространство в одном из двух качеств:

- «топос» как пространство-место, во-первых, непрерывное и притом позитивное, не в смысле хорошего или плохого, но пространство выпуклое и вмещаемое. Такое пространство-место, разумеется есть тезис, требующий себе антитезиса:
- «хорос» как пространство-место дискретное и притом негативное, то есть полое и вмещающее в себе некую структуру элементов-топосов , которые уместно назвать частями, хотя их сумма есть нечто сама по себе, а хорос- сам по себе (как в информатике директория сама по себе  не есть сумма ассоциированных с ней файлов)

 Нас интересует теперь, конечно, синтетическое пространство, хотя и целое как имя вещи в сознании, но двойственное пространство-место, совмещающее в себе хорос и топос.
 Это синтетическое пространство способно вмещать и быть вместимым, но в разные моменты времени

 Хорос и топос выступают в таком конкретном пространстве-месте как внутренняя и внешняя часть одной вещи, причем внешняя часть непрерывна – это топос, это цельность, а внутренняя - хорос обнаруживает свойство контейнера, способного к принятию в себя разнообразия вещей
 Таким образом пространство в процессе структурирования может в один момент времени быть неделимой, непрерывной цельностью (атом, топос), а в следующий момент обнаруживать себя сознанию как делимая структура (молекула, хорос)

 Термины «атом», «молекула» и «валентность», вполне химические, мы можем и будем применять их для описания процессов в пространстве, близких по свойству квантовой химии, так как именно «молекулярная валентность» как проявление целого ознания («молекулы») ответственна за возникновение ко-валентных связей между «атомами»
  При этом онтологическое различие между «атомом» и «молекулой» в структуре пространства станет нам ясным впоследствии

 Так как хорос есть только то, что он есть в данный момент времени, он динамически связан с понятием времени качественных моментов, обладающей родственным наименованием - хронос
 
Соответственно двумя понятиям места: топос и хорос возникают два учения: топология (о законах континуального пространства) и хорология – о законах пространства дискретного и вмещающего в себя некоторую структуру элементов.

 Такое полое пространство ввиду его свойств мы называем более современным свойством – контейнер. Нетрудно заметить, что контейнер дискретен лишь внутри себя, а вовне выступает цельностью, выпуклостью, которая способна быть вместимой в другой контейнер – опять же, в некоторый момент времени.
 Компьютерным синонимом термину «контейнер» выступает «директория», способная содержать в себе другие директории.

 Директории, как и контейнеру можно присвоить любое имя, сам по себе вмещающий контейнер-хорос сверхсуммативен, но он соединен количественными взаимоотношениями с тем суммативным объёмом вмещаемых топосов, который является его содержимым

Разница между контейнером и директорией

 Но контейнер пространства в подлинной реальности принципиально отличается от информационной «директории» тем, он является фактом подлинной реальности, чьи ресурсы ограничены, а потому результатом положенных ему конкретных мер бытия.
 А информационное пространство (описательное) можно запрограммировать прирастаемым сколь угодно.
 Проявляется это довольно просто: в отличие от информационной директории подлинный контейнер геопространства есть полость энерго-информационная, а это значит, что он включен в систему энергетических связей и ограничений, представление о которых дают три начала термодинамики. Информация, в отличие от энергии, теоретически беспредельно способна к самораспространению (практически же, пока хватит ресурсов энергии, потому что практически, в подлинной реальности, «чистая» информация невозможна)

 Итак, даже если контейнер растяжим, он всегда растяжим до определенного предела и его объем сохраняет свои ограничения в пределах некоторого момента времени.
 Таким образом, не только пространственные элементы «вставлены» друг в друга наподобие «матрёшек», но и свойствами «матрёшечного» пространства встроенной делимости обладает хрональная структура моментов (мы говорим в таком случае, что она имеет «осевые моменты времени» - переломные, являющиеся качественно центрированными.

 Понятие об осевом времени существует в философии истории со времён К. Ясперса, а XIX век стал, кроме того, периодом становления хорологической географии А. фон Гумбольдта и К. Риттера, в которой пространства Земли рассматриваются как полости – места-хоросы, обладающие определенной вместимостью и потому способные охватить собой структуру от них зависимых мест, каждое из которых неразрывно, неделимо  (является топосом, атомом) только в осевой момент этой взаимосвязи с целым   

Можно сказать о месте, таким образом, что эта вещь - или часть, содержащаяся в пространстве заполняемого ею объема (топос), или содержащая пространство в себе (хорос). В первом случае вещь континуальна, а во втором дискретна
 
 Итак, хорос (а главным хоросом является вся планета) есть геопространство, вмещающее в себя последовательно, то есть эволюционно, поэтапно создаваемый во времени геопространственный комплекс структурированных элементов, взаимоувязанных друг с другом.  Назовём такие элементы. Это факторы геологические, климатические, биогенные и, наконец, следы преобразовательной человеческой деятельности (называемой нами антропогенной и техногенной), которая превосходит по быстроте и области распространения все предыдущие факторы

 Говоря иначе, геопространственный контур – конкретная часть геопространства (например, Греция или Россия), является структурой исторических мест, каждое из которых есть топос (место в пространстве) только по отношению к большему целому (как Аттика и Беотия к Греции, Урал и Сибирь к России) и только в тот момент времени, когда такие отношения возникают – когда целость формирует структуру своих внутренних мест.

 Мы различаем в геопространстве следующие места ойкумены:
-  места естественно обжитые этносом благодаря своим ландшафтным особенностям и преимуществам, многие из которых потом становились самостоятельными городами и «ядрами» этнического месторазвития, объединяясь в естественную систему (например заселение правых берегов полноводных рек, на возвышениях, формировало водно-транспортную инфраструктуру славянских, а потом  русских городов), и
- возникшие благодаря сознательной, целенаправленной деятельности человечества. Таковы, к примеру, города-крепости, поставленные на «засечных чертах», чтобы оберегать рубежи страны от ворогов

 Естественными местами для Земли  и для отдельной страны являются к примеру, климатические зоны, заключенные между полюсами, или близкие им биогенные пояса, идущие вдоль широт, или высотная зональность. Этнос осваивает свою геологическую, климатическую, биогенную зону и как раса (телесно) и как общественное сознание

 В другие же периоды времени каждое геопространственное место, которому впрочем мы можем уже дать подходящее имя – ландшафт (геохимиобио-этно-антропогенный), является хоросом , вмещающим в себя собственный микромир «топосов», то есть внутреннюю структуру мест.

 Таким образом, в хорологии очень важно, что пространственная структура есть именно то, что она есть в данный момент времени. Ведь именно в этот момент действует комплекс пространственно-временных факторов, связывающих данную структуру мест воедино
 И поскольку каждое место содержит в себе историческую память о структурном объединении с другими местами, мы можем судить, насколько же несправедливы упрёки к хорологической географии в том, что она желает видеть пространство только сегодняшним и потому «отбрасывает» историю. Напротив, хорология предельно исторична

 Итак, после несколько затянувшегося философского экскурса, впрочем прояснившего соотношение элементов, необходимого нам в будущем, мы приступаем к конкретному рассмотрению контейнерного пространство на пример, нас как раз интересующего: архетипа, то есть пространства-времени России

 В составе пространства России мы различаем три  контейнера (и соответственно, в наименованиях три таксономических уровня), вмещающих в себя три уровня организации территориальных структур:
1) Суперрегионы или макро-уровень,  вмещающий систему экономических районов (регионов) как территорию всей страны
2) Регионы или микро-уровни: вмещающие систему экономических субъектов (область, край, республика) как территориию экономического района
3) Субрегионы, или мини-уровни: вмещающие систему районов как территорию субъекта
  Каждый уровень помещен в другой последовательно, как русские «матрёшки» и, как мы убедимся в дальнейшем, хрональная структура исторических моментов, построена по тому же принципу