Есть русская земля на Святой Земле

Ольга Калентьева
 Когда я еду из Тюмени до Нового Уренгоя, то люблю смотреть в окно поезда.  Сколько ни смотрю – не надоедает. Как же просторна земля наша! Как же мне повезло родиться в этой стране, да еще в Тюменской области! Я только на таких просторах жить могу.
Но земля русская продолжается и за  пределами российских границ.
 
     Русская  Палестина – русские храмы и часовни, русские службы, русские иконы, русские постройки  вписались в общий архитектурный ансамбль Иерусалима. Свято - Троицкий собор, здание Русской Духовной Миссии, здание русской больницы, колокольня Вознесенского монастыря, словно великая свеча так и называется народом «русской свечой»; восхитительной красоты Горняя с милыми  домиками живописно расположившимися на склоне горы и величественно возвышающимся на вершине, собором в честь Всех Русских Святых; уютные уголки в Магдале и Хайфе; монастырь в Хевроне и сад в Иерехоне,  Яффское подворье - все это создано   трудами  наших  предков: монахов, священников,  мирян. Знатные и не знатные русские люди со всей России присылали свои пожертвования, церкви присылали кружечные сборы для Русской Палестины.  Паломники  разных сословий, чинов и званий, подвижники русской православной церкви вносили свои силы и средства.

     Вопрос о собственных паломнических приютах в Святой Земле впервые официально  поставил в России 1816 году Представитель Иерусалимского Патриарха Поликарпа в Москве архимандрит Арсений. Он подал императору Александру1 прошение, в котором обращал внимание государя  на  крайне бедственное положение русских богомольцев в Иерусалиме. Не имея постоянного пристанища, они терпели оскорбления от фанатично настроенного мусульманского населения. Ночевали в сырых и грязных сараях, исповедовались у священников, не знающих русского языка.
 
Для решения этого вопроса в 1841 г Святейший Синод направил в Иерусалим архимандрита Порфирия -  настоятеля польской церкви в Вене,  человека энциклопедических знаний, чрезвычайных дарований, выдающегося  византолога  востоковеда и археолога. Про него говорили, что он - «Сердце, вместившее Восток».  Он отправился в сопровождении двух монахов с целью попечения о русских паломниках, знакомства с местными православными, общинами и их бытом. Путешествуя, архимандрит Порфирий пришел к выводу о необходимости создания Русской Духовной Миссии в Иерусалиме и в августе 1844г изложил свои мысли в докладе Святейшему Синоду.
 
          Архимандрит Порфирий становится первым начальником «Русской Духовной Миссии в Иерусалиме», что утвердил своей резолюцией император Николай первый  11(23) февраля 1847 года. Этот день стал днем рождения Русской Миссии в Иерусалиме.

         Для паломников Иерусалимская Патриархия выделила два монастыря:  Феодоровский для женщин и Архангельский для мужчин. Миссия занималась просветительской и проповеднической работой, службы в этих монастырях совершались на славянском языке, наладили печать духовной литературы на арабском  языке для православных арабов.    
Почти десять лет Миссия не имела собственной земли и владений, но при этом развернула широкую деятельность. Не  раз оказывалась Миссия на краю гибели, самоотверженно сохраняя русское наследие в Святой Земле.
 
    Миссионеры  знакомились с историей  богослужебных традиций Восточных  Церквей, изучали и переводили древние рукописи.

        Четвертый начальник  Миссии архимандрит Антонин (Капустин)  ученый, администратор дипломат  приобрел на деньги Миссии для Миссии очень много земельных участков в Иерусалиме и за его пределами. На этих землях возводились храмы и дома для паломников. Благодаря его прозорливой мудрости в делах, удивительной интуиции, была собрана «Русская Палестина» и возник особый  «Русский мир» на Святой Земле с многочисленными подворьями монастырями и храмами, паломническими приютами в местах, непосредственно связанных с событиями Ветхозаветной и Евангельской истории, дающими возможность совершать путешествия в Святую Землю.
 
К стыду Отчизны нашей Никита Хрущёв почти все эти земли отдал Израилю за несколько тонн полу-гнилых апельсинов, которые пока плыли через Средиземное море, сгнили полностью.  Удалось удержать только пять процентов тех земель, что были приобретены Русской Православной Миссией для русского народа. Посетить эти места – желание каждого христианина, самых разных христианских конфессий.
 И вот мы в составе паломнической группы во главе с батюшкой о. Арсением отправились в Святую землю на праздник Пасхи.
 
   Вылетели  из Москвы в 00.00 и прилетели в Тель-Авив  аэропорт. Бен-Гурион  4.45. Пока багаж получили, пока все  собрались - уже и утро.

                Великая среда.

Первой экскурсией было посещение горы Елеон, она же Масляничная гора. Мы были наверху и смотрели на город, где очень выделяется золотым куполом мечеть на месте древнего дворца царя Давида.

      Потом мы пошли в Спасо-Вознесенский русский монастырь. Здесь нас встретили монахини, усадили в тени на скамеечки, угостили конфетками, дали воды запить конфетки, подарили по деревянному нательному крестику и стали рассказывать об истории создания этого монастыря.

     Монахиня рассказывала, как был построен Храм вопреки местному закону; как во время отъезда игумена пришли власти с техникой и в один день разгромили все, что строилось несколько лет, и во что вложены были большие деньги. При этом погроме круглая  икона Спасителя, находившаяся наверху, упала и покатилась к бульдозеристу, который  железным зубом громил Храм, и встала перед ним. Бульдозерист с испугом выскочил и убежал, а впоследствии, оказалось, что сошел с ума. Техника при этом сломалась. Но при  погроме обнаружилось, что под новым построенным Храмом есть древний старый Храм. Его привели в надлежащий вид. Мы посетили этот древний  Храм, в котором есть и мощи и гробницы.

       После этого мы посетили другой  православный монастырь преподобной  Пелагеи  Елеонской, который находится  рядом. Здесь по преданию место Вознесения Спасителя.
    В этом Храме есть место, где была преподнесена Саломее отсеченная голова Иоанна Крестителя, когда ее отрубили в темнице и принесли на блюде. Это место в виде ямки небольшой, и мы все прикладывались к этой ямке.
А за Храмом есть место, где отпечатался след Богородицы. Оно под стеклом, и к нему тоже можно приложиться.
      Мы слушали рассказ про архимандрита Капустина, который  основал этот и многие другие монастыри на Святой земле. Как человек, Капустин сочетал в себе редко сочетаемые качества - крестьянскую практичность с высокой духовностью. Пользуясь тем, что турецкая власть ослабла, он старался приобретать для России землю и строил на ней монастыри. Во многом, благодаря ему, и по сей день есть русская земля на Святой земле.

          Потом мы посетили православный монастырь "Малая Галилея".
          Отсюда  мы поехали в Иерусалим в Храм Гроба Господня.  При входе в Храм находится камень, на котором по преданию умащали маслами тело Христа и завернули в пелены. Камень из красного гранита, обработанный, прямоугольной формы.  К нему прикладываются паломники. Некоторые льют на него масло, а потом это масло вытирают  своими вещами и считается, что так эти вещи освятили. Здесь вообще не принято освящать, как в России, специальным ритуалом. Просто прикладывают всё, что хотят освятить к какой-нибудь святыне.

        Рядом находится пещера, где был похоронен Христос.   Выстояв большую очередь, мы прошли в пещеру, где  на небольшом стеклянном столике вызывается священный огонь. Вверху видно отверстие круглое прямо над этим столиком.  Я впервые видела  Храм, где в куполе вместо изображения Отца Вседержителя отверстие в небо. Наверное, через это отверстие Бог и являет чудо схождения огня. Единственное место, где сходит огонь, и это происходит в единственном Храме, где в куполе отверстие в небо.
  Может этим явлением Бог  показывает нам, что мы  часть космоса, что Создатель наш и далеко и рядом? Византийские Храмы строились без куполов, чтобы показать этим, что нет преграды между Богом и человеком.

        В Законе Божием описывается это событие так:
 Патриарх молится перед этим столиком, на котором разложена вата. После напряженной, страстной молитвы, всегда примерно в одно и то же время - два часа дня вата загорается. Патриарх от этого пламени зажигает свечи и подает их в отверстия кувильи – так называется строение над пещерой, в которой это все происходит.  Чтобы быть рядом и наблюдать это чудо, раньше люди оставались здесь возле кувильи ночевать, но теперь арабы всех выгоняют. Люди всякими путями стараются задержаться в городе, чтобы утром успеть попасть в кувилью. Некоторые ночуют по договоренности в магазинах, в кафе старого города за плату – 50$.

     Пока стояли в очереди, я увидела и спросила,  почему на колоннах католические кресты? Мне ответили, что освобождал Гроб Господень от Турецкого владычества Орден Францисканцев, и  в напоминание об этом изображен крест Ордена. И что это одно из 300 видов изображений креста, и все они равноправно считаются святыми.

Но, справедливости для, хотелось бы отметить, что Турецкие власти официально не притесняли христианскую веру. Хан Сулейман, захватив Иерусалим, выбрал две самые достойные семьи в городе, одна из которых была мусульманской веры, а другая христианской. Ключ от Храма над Гробом Господним он отдал мусульманской семье, чтобы она каждый день открывала двери в этот Храм, и потомки этой семьи до сих пор исполняют это. А ключ от главной мечети в городе отдал христианской семье, чтобы они каждый день открывали двери этой мечети, и потомки этой семьи делают это до сих пор. Хан был жестко настроен против религиозных распрей, равно уважал все религиозные конфессии. А религиозные фанатики были и будут всегда,  их нельзя назвать душевно здоровыми людьми, но они приносят много вреда душевно здоровым. Цель крестового похода была гораздо шире,  но предлог был таким.

          После посещения пещеры мы некоторое время ходили по Храму. Там еще много к чему можно прикладываться. Например: камень, на котором бичевали Христа. Сверху камня, находящегося под стеклом, лежит мраморная плита, и люди, приникнув ухом, слышат удары бичей.

        После этого мы посетили Голгофу, которая находится здесь же, сразу у входа направо, выше камня на котором Христа умащали. Все было рядом: крест, с которого Христа сняли; камень, на котором его умащали и завернули в пелены; пещера, в которую его положили.

       Потом мы отправились в Вифлеем в гостиницу.    После размещения все пошли  на службу в церковь, которая находится рядом с гостиницей, над той пещерой, где родился Христос.
 
              Великий четверток

       На утреннюю  службу мы  пошли в шесть часов утра. Здесь все прикладываются к изображению звезды на полу на  месте рождения Христа. Рядом находится ниша, где были ясли, в которые  положили младенца. Помещение тесное – пещера ведь, а народу много. Вентиляцию включили, но она не справлялась.

После службы и завтрака,  мы поехали мимо Поля пастушков, где пасли овец пастухи,  первыми узнавшие о рождении Христа.  Здесь посетили Храм в пещере, где укрывались от дождя пастухи. В Храме под стеклом лежат камни с горы Синай.

      По пути посетив  монастырь преподобного Феодосия, мы проехали в лавру   преподобного Саввы Освященного, которая находится в горах.  Лавра отличается от монастыря тем, что монахи живут сами по себе,  не как в монастыре одной общиной. А на службу сходятся в один Храм, который находится посередине. В этой лавре монахи живут  в пещерах. Кто-то долбил себе пещеру, а некоторые, как Савва Освещенный, воспользовались готовыми пещерами. Он  нашел пещеру, в которой жил лев. Савва перекрестил льва, и он ушел из пещеры.
 
             Здесь нам рассказали про Иоанна Домаскина.
         Иоанн Дамаскин был главным над всеми христианами. Он заступался за христиан перед турками, ему удавалось многое сделать. Противники и завистники решили его оклеветать. Для этого  почерком Иоанна написали письмо, в котором он якобы плохо говорит о турках и турецком султане. Письмо доставили султану, и тот в гневе велел отрубить Иоанну руку, которой он писал это письмо. Руку отрубили, повесили для обозрения, а через какое-то время отдали Иоанну Дамаскину. Он приставил руку к своей культе, прибинтовал, горячо помолился перед образом Богородицы в молитвенном экстазе и уснул. А когда проснулся, то обнаружил, что рука приросла на место. В честь такого чуда он сделал руку из серебра и повесил рядом с иконой Богоматери, перед которой он молился. Позднее и появилась икона Богоматери "Троеручница" где на изображении три руки. Такая икона есть в Тюменском монастыре.
          Иоанн же после этого ушел в монастырь, где его усмиряли всякой самой низкой работой, но, все претерпев, он вошел в число святых.
          В монастырь женщин не пускают потому, что он мужской. А женщинам дают иконку и, смоченную в освященном масле,  ватку в пакетике.

            После этого мы поехали в град Иудин. Здесь и было  Благовещение, когда архангел Михаил возвестил деве Марии, что она родит сына Божьего.
             Непорочно забеременев, дева Мария пошла навестить свою родственницу Елизавету, которая, будучи уже  в возрасте тоже носила ребенка. Елизавете предстояло родить  Иоанна Крестителя, или, как его еще называют Иоанном  предтечей.
  В те времена, когда ехал большой важный человек, то перед ним бежал слуга, который возвещал, что сейчас будет проезжать его господин. Люди должны были успеть подготовиться к тому, чтобы достойно встретить великого вельможу. Такого человека называли предтечей. Аналогично,  Иоанн  Креститель явился на свет раньше Христа и раньше его начал свою миссию,  провозглашая о том, что скоро придет Спаситель, чтобы люди готовились к встрече с ним - очистились от грехов. И он очищал - крестил их в реке Иордан.  Свою миссию он начал уже во чреве Елизаветы, возгласив в ней, когда в дом вошла Мария. И Елизавета сразу поняла, что перед ней мать Спасителя. Мария гостила у Елизаветы три месяца, пока та не разродилась. Потом Мария отправилась к себе домой к мужу в Назарет. А на том месте, где жила Елизавета,  где три месяца жила Мария, благодаря  Капустину, был построен, так называемый, Горний монастырь. Горний потому, что на горе, и виды отсюда открываются великолепные.
      Мы прибыли к началу службы. Я заметила, какие здесь огромные сосновые шишки и решила их набрать в качестве сувениров.
   
                Мы  вернулись в Вифлеем к ночи. Темнеет здесь очень быстро.


                Великий пяток

      Утром, позавтракав, выселяемся из номера и переезжаем в Иерусалим.
 
      По пути подъехали к подножию Масляничной горы, где было вознесение Господа.
     Здесь мы посетили Храм, с гробницей Божьей матери.  Божья матерь была взята на небо сразу, минуя мытарства. Она просила об этом сына своего – Господа, и он, конечно, исполнил просьбу матери своей. Когда она отошла, он сразу взял ее душу и вознес в рай. Считается, что Божья матерь не умерла, а уснула. На иконах этот момент изображается так, что она лежит,  вокруг нее стоят ученики Христа, а над нею Господь уже держит в руках ее душу в виде запеленутого  младенца. Здесь мы приобрели кресты, с которыми нам предстояло отправиться в крестный путь той дорогой, по которой шел Господь.  Было решено с целью нашей безопасности и удобства, чтобы мы шли после всех.   Так у нас и времени будет больше постоять у святынь, и не будем давиться в толпе.
 
          Шествие началось с Гефсиманского сада, где молился Христос, и где его арестовали.
        В этом саду мы посетили монастырь равноапостольной Марии Магдалины. Здесь говорят о ней, что она не была блудницей, а просто была одержима бесами. Господь изгнал из нее бесов, и она стала его последовательницей.

      В этом монастыре находятся останки Св.Елизаветы - жены Великого Князя Сергия.  Когда она была на Святой Земле, ей  очень здесь понравилось, и она сказала, что хотела бы здесь остаться. После смерти ее желание сбылось. Сначала ее останки были  в другом месте, а потом их привезли сюда и на этом месте был построен женский монастырь Русской зарубежной Православной церкви. Здесь действительно очень уютно, красиво, ну прямо райский сад.

             Мы приложились к тому камню, на котором молился Христос о том, чтобы миновала его сия чаша. На иконах этот момент изображен так: Христос молится, а перед ним висит в воздухе Чаша его страданий.

         Мы посмотрели  место, где являлся Христос в блеске своей Славы и с ним беседовали Илия, который был тоже взят живым на небо, и Моисей. Тогда ученики предложили поставить здесь три кущи - типа шалаша, где, укрывшись от палящего солнца и другой непогоды, можно помолиться.

          Здесь есть то место, где был обретен пояс Пресвятой Богородицы. Это было так:
       Богородица, чувствуя приближение конца земной жизни, очень хотела, чтобы к ней собрались все ученики ее сына Христа. Она очень любила его учеников и хотела проститься с ними, и чтобы они проводили ее в последний путь. И Господь так устроил, что все ученики собрались к ней ко дню окончания ее земной жизни и проводили ее. Только  Фома, тот самый, который «неверующий», который вкладывал свои пальцы в ребра Христа, когда он явился воскресшим к своим ученикам, опоздал на проводы почившей Богородицы. Он был в отчаянии.  Богородица, желая утешить его, бросила ему с неба свой пояс. Теперь место с камнем, возле которого упал пояс - святыня, а сам пояс хранится в Греции. Иногда его привозят и в Россию.

           Здесь мы посетили церковь Страстей Христовых.

           Покидая монастырь, мы увидели у выхода коробку с шишками из этого сада «на благословение» - людям предлагают взять на память хоть что-нибудь, хоть шишку с того сада, где был Христос.

          Отсюда начинался Крестный путь Христа, и мы идем той же дорогой, останавливаясь в некоторых памятных местах, читая при этом Евангелие, и по пути пели псалмы. В общем, не просто шли, а все было одухотворенно, что гораздо интереснее, чем просто туристическая экскурсия.

            
        По пути мы посетили дворец Понтия Пилата и темницу, куда был заточен Христос и разбойники, среди которых был  Варрава.
         Охрана, как сказано в Св.Писании,  играла в кости от скуки, и мы видели фрагмент на полу, который расчерчен для игры в кости.
       А еще видели зазубренный пол, что говорило о том, что здесь стояли лошади.  Для того, чтобы они не скользили, пол вот так зазубривали. Это  над подвалом темницы, которую охраняла стража.

        Мы заходили в помещение, где Понтий Пилат вершил свой суд. Он не хотел смерти Христа, не видел в нем преступника, но боялся за свою карьеру, а, может, и за жизнь. Он проводил разные реформы, строил дороги в Иудее, и это все ложилось на плечи народа. Люди  возмущались, мечтали сбросить это иго с себя, нападали на римлян, если представлялся случай. Но так же и писали постоянно жалобы на Пилата в Рим, даже клеветнические. Христос  не оправдал мечту евреев – избавить их от ига римлян и вызвал гнев возмущения евреев. Они поступили  хитро и коварно - кричали, что Христос называет себя царем, а у них нет другого царя, кроме Кесаря! Если бы они донесли, что Пилат помиловал человека, называющего себя царем, то несдобровать было бы самому Пилату.  И Пилат не увидел другого выхода, как приговорить Христа к распятию – самой позорной смерти. При этом на кресте, который нес  Христос,  было на трех языках написано «Христос – царь иудейский» - это была, насмешка.

        Приговор был вынесен с грубыми нарушениями еврейских законов, по которым выносить смертный приговор нельзя при неполном присутствии членов суда. А поскольку суд был поздним вечером и срочно, не все члены смогли присутствовать. Нельзя по закону выносить смертный приговор вообще вечером, когда судьи, уставшие от дел дневных, и им лишь бы скорее все завершить и идти на отдых. Свой закон нарушили сами евреи.

             Расплата была ужасной и это отражено в книге «Иудейская война». Когда из осажденного турками Иерусалима ночами пытались бежать молодые отчаянные юноши,  их ловили,  и утром у стен города стояли кресты, на которых эти несчастные были распяты. А  матери этих молодых ребят, оставшиеся в крепости, смотрели на распятых своих сыновей, как смотрела Богородица на своего распятого сына.

        Мы спустились в темницу - это подвальное помещение. В нем камеры, вырубленные в камне. Есть камеры, где можно только сидеть, и в камне для сидения есть отверстия для двух ног, куда вставлялись человеческие ноги. Сам человек, прикованный цепью, сидел на камне или мог встать, но шагу  сделать не мог.

       Везде мы читали Евангелие, то есть батюшка читал, а мы слушали.

       Идем дальше, где проходил Христос, неся на себе крест для распятия на нем его. Этот путь есть на маршрутных картах со всеми остановками. И все христианские конфессии идут этим маршрутом  с молитвами на всех языках, с песнопениями. В воспоминаниях об этом событии, на этом пути  все христиане едины и отброшены все разногласия.
 
          Первая остановка – где Христос упал под тяжестью креста. Тогда одна из женщин по имени Вероника,   следовавшая в толпе, подала ему свой платок, которым он утер лицо и на платке отобразился лик Христа в терновом венце со стекающими каплями крови. Это вторая нерукотворная икона. Вероника впоследствии вошла в сонм святых.

      Первая нерукотворная икона была на полотенце для царя Авгаря, исцелившегося от тяжелого недуга, получив изображение лика Христа на полотенце. В том случае Христос, смочив свое лицо водой, промокнул его полотенцем, и на полотенце отобразился его лик. На этом изображении  Христос без тернового венца.

      Следуя на голгофу, обессилевший от истязаний, споткнувшись и упав под тяжести креста, Христос  оперся на мостовую рукой. Этот камень, где он оперся рукой, изъяли из мостовой и вставили в стену. Люди прикладываются к этому камню рукой, и на камне от теплых мягких человеческих рук, от многочисленных прикосновений, образовалась выемка, и рука в нее углубляется по самое запястье. Вот так наглядно вера смягчает даже камни.  Мы все тоже положили руку в это углубление.
 
               Стражники велели человеку из толпы помочь Христу нести его крест. Имя человека того известно, оно есть в Св. Писании – Киринеянин Симон. Дальше они несли этот крест вместе. Не думая об этом, Симон вошел в историю человечества, в историю христианской веры тем, что отверженному, осмеянному, приговоренному подставил свое плечо. В этом есть и символическое значение – всякий, кто идет за Христом, разделяет с ним и тяжесть его креста.

         Заканчивается крестный путь на Голгофе, где был Христос распят. Поскольку дело было в пятницу, женщины,  омывавшие и умащавшие тело Христа, торопились до заката дня, когда считалось, что уже началась святая суббота и ничем заниматься нельзя. Они сделали все наскоро, чтобы потом в воскресение прийти и сделать все основательно. Но когда они пришли в воскресение, то не обнаружили тела Христа в пещере. Первой пришла в пещеру Мария Магдалина, и не увидев  тела Христа, заплакала, А Христос подошел к ней сзади и, тронув ее за плечо, спросил, о чем она плачет. Она же, не обернувшись, думая, что это садовник, сказала, что похитили тело ее господина. А когда обернулась, то  увидела Христа.  Так Христос стал являться своим ученикам после своего воскресения и первой явился Марии Магдалине. Магдалина она называется потому, что из Магдалы, т. е. Мария из селения Магдала.

      Посетили мы останки древней крепости.  Здесь стоит фрагмент крепостной стены, где рядом с воротами в крепость то самое игольное ушко, через которое не пролезет верблюд. Это такой лаз в стене, через который мог пролезть человек, опоздавший по какой-то причине  в город до закрытия ворот. Если он искал, например, отбившуюся от стада овечку. Через этот лаз он мог пролезть в город и протащить овечку, но уж верблюда, конечно, никак.  Про это игольное ушко говорится в Еванглии, что легче верблюду пролезть в игольное ушко, чем богатому попасть в рай, а не про ушко швейной иголки. И мы пролазили через это игольное ушко.
      
        По окончании крестного хода,  мы разместились в гостинице в Иерусалиме, совсем близко от старого города, от Храма на гробе Господнем.

          Вечером, после ужина  мы пошли  на службу в Свято – Троицкий Собор Русской Духовной миссии в Иерусалиме. Служба закончилась примерно в два часа ночи. Нелегкое дело -паломничество.



                Великая суббота

          Некоторые  встали в пять утра и ушли занимать очередь в старый  Иерусалим, чтобы попасть на чудо сошествия благодатного огня. Старый город по-прежнему окружен каменной стеной, и ворота в город, как и в древности, закрываются на ночь. Но еще вчера вечером мы видели множество людей у входа в старый город. Эти люди уже с вечера занимали очередь и  в этой очереди провели ночь.
 
Но не всем удалось попасть в старый город, большинство толпилось у входа. Люди сидели, где попало, в основном на земле и ждали, когда вынесут благодатный огонь. В этом году, как никогда много было военных. Вооруженные автоматами, они стояли  повсюду.
 
     Я в город тоже не попала и ждала за стеной города. И вот после часу дня я увидела, что за городской стеной поднимается черный дым. Я забеспокоилась, не горит ли что в городе,  уж не теракт ли какой? 
      Это загорелись одновременно множество свечей от благодатного огня,  и дым от свечей был    в виде черного столба.
        Я поторопилась к месту событий потому, что там был мой сын, и не поняла,  как оказалась в городе на площади, где люди несли уже горящие свечи, раздавая огонь.  Я прошла по дороге, по которой проходит только Патриарх, а как я прошла, и меня не заметили и не остановили военные, удивительно, я и сама их не заметила.
 
          Я обожгла свечи, какие у меня были, посмотрела на людей, которые кричали: «Христос воскрес!».  Копты еще кричали что-то по-своему. Стояла, жара, по спине тек пот, и кофточка промокла. Опять заболели ноги, и я решила идти в гостиницу. За стеной все еще толпились люди в ожидании огня, И тут я увидела, что все пути по-прежнему перекрыты военными, и все по-прежнему стоят за ограждением и ждут, когда вынесут им благодатный огонь. А как я прошла?  Мне было страшновато проходить  мимо военных, которые меня уже наверняка запомнили потому, что я несколько раз подходила, чтобы пройти, а они меня не пропускали, заворачивали обратно.  И вот я, оказывается,  все-таки прошла, но сама не знаю как.

          На ужине мы из общения с другими членами группы узнали, как они попали или нет в город. Узнали, что ключи от ворот города несла армянская группа, и две наши самые пробойные девушки пристроились к армянам и с ними прошли прямо  в Храм Гроба Господня и сидели напротив тех отверстий, через которые подавали огонь. Они видели, как там было темно, а потом стало светло от огня и у священника, стоявшего над кувильей,  в руке загорелась свеча. Вот они были единственными из нас, кому удалось наблюдать чудо.
Читал молитвы у гроба Господня Патриарх Иерусалимский Феофил 3-й. 

После ужина мы пошли в номер, но отдыхать предстояло не долго, скоро уже идти на службу.

                Пасха

          Те, кто был на вечерней службе, могли после службы увидеть, как все жители Иерусалима, самых разных конфессий встречают Пасху.

             А утром после завтрака мы собрались в фойе. Первым делом нас поздравил  батюшка Афанасий и каждому вручил конвертик с поздравлением и иконкой Св.Елизаветы - жены Великого Князя Сергия, а так же удостоверение Иерусалимского паломника.
              И мы отправились на пешеходную  экскурсию по старому городу.
      Начали мы с русского квартала, т.е. Русского подворья. Это были первые строения за стеной города. На этом месте тренировались турецкие солдаты, и здесь купила землю  Русская Духовная Миссия. Здесь все еще целы надписи встроенные в стену так, что если их стереть, то придется долбить стену. На одном здании выложено кирпичами "русская больница". Была здесь и столовая, и гостиница.  Все это создано благодаря  хлопотам Св.Елизаветы для русских паломников. Паломники прибывали морем,  их встречал  русский консул и брал у них деньги на билет в обратную сторону, что служило гарантией, что им будет на что уехать. А далее они шли пешком, многие в трудном пути заболевали, у многих не было ни копейки на пропитание. Эти их проблемы брала на себя Русская Миссия на Святой земле, в частности  Елизаветинско - Сергиевское русское подворье. Здесь им давали место для ночлега, кормили, лечили, проводили с ними духовные беседы и все это бесплатно.

       Из-за  знаменитой «апельсиновой сделки» совершенной Хрущевым, в настоящее время  остались от этого подворья только Троицкий Храм и половина дома, где надпись "русская больница". Кое-как  удалось вернуть одно здание из ранее принадлежавших России, сейчас там идет ремонт, неизвестно пока для чего оно будет использовано.

          Мы проходили мимо мусульманской башни, для которой нижним этажом служит дворец  царя Ирода.  Того самого, который избивал младенцев и к которому не пришли мудрые волхвы, а прошли ущельем гиены мимо, чтобы не придать смерти родившегося Христа.

   Ущелье гиены огненной – это ущелье, где язычники приносили в жертву младенцев. Оно рядом со старым городом. В нем стоял железный идол, его раскаляли огнем и на его раскаленные руки клали младенца, заглушая  крик  барабанным боем. Младенец фактически заживо сгорал. Сейчас это ущелье - место отдыха,  все в зелени деревьев и ничто, кроме преданий не говорит о его ужасном предназначении в прошлом.

           Государство Израиль образовалось в 1948г, и столицей был город Тель-Авив. Иерусалим был разделен на два сектора: арабский и еврейский. Стояли пограничники вдоль этой границы. За стеной города жили беднота еврейская: художники, поэты и т.п. У них не было денег на землю в городе, и они построились за стеной, и жить здесь было очень опасно. На стенах стояли арабские пограничники и просто так, от безделья иногда стреляли по евреям внизу.  Потом арабский военачальник, говорил евреям: "Вы уж простите, у нас один пограничник сошел с ума и убил вашего человека".
 
          Когда мы поднимались по узкой улице в старый город, то видели один из многих камней вкопанных возле стены с надписью на еврейском языке о том, что здесь был убит такой-то еврей. На камень здесь не кладут цветы, а кладут мелкие камешки.

          В 1967г. Израиль за шесть дней разбил шесть арабских армий и полностью овладел  городом. Так Иерусалим стал единым и неделимым.   С 1968 г Израиль стал  государством со столицей Иерусалим.
       Мы подходили к Сионским воротам, откуда и началась эта военная операция. Стены так и стоят испещренные пулями.

       Создавалось государство Израиль, коротко сказать, так.
       После многовековых скитаний по свету в изгнании, особенно очень пострадав от фашизма во время ВОВ, они решили, что все их беды от того, что у них нет своего государства, своей армии, которая бы их защищала. И они решили создать свое государство на своей исторической земле. У них есть своя еврейская почта, по сравнению с которой, цыганская почта просто «отдыхает». У евреев есть высоко и далеко идущие связи и национальная сплоченность. На очень высоком уровне национальное самосознание. Они стали  съезжаться в Палестину и компактно селиться. Очень много здесь эмигрантов из бывшего СССР. Как пел Владимир Высоцкий, здесь на четверть бывший наш народ. Здесь они построили город Тель-Авив, который был  еврейским по жителям и фактически являлся столицей евреев. У них подпольно были уже и свое правительство, и своя подпольная служба безопасности и даже своя подпольная армия, когда  в 1948г на сессии ООН был поставлен  вопрос о создании еврейского государства. Чтобы было принято такое решение, «за» должны были проголосовать двадцать три государства. Изучив обстановку,  евреи узнали, что такого количества голосов им не набрать. Арабы тоже провели предварительный опрос и были спокойны, что ничего у евреев не получится.
 
 И вот тут евреи проявили свои незаурядные способности.  Выиграв несколько дней, они совершили невероятное – сумели переубедить многих членов ООН изменить свое мнение. Когда через несколько дней был поставлен этот вопрос на голосование, расклад сил был уже совершенно другой.  Событие передавалось по радио, а радиорепродукторы стояли на столбах. Это было эмоциональнее, чем футбол. Возле столбов с репродукторами стояла вся Палестина, и объявлялись результаты голосования: такая-то страна проголосовала за создание еврейского государства (евреи ликуют, арабы плачут), такая-то страна против создания (арабы ликуют – евреи плачут). В итоге набралось двадцать три голоса за создание еврейского государства – ликование евреев и отчаяние арабов.
   Через несколько часов на только что родившееся государство стали падать бомбы несогласных с этим результатом соседних арабских стран.

Все решила поддержка СССР. Через Чехословакию вновь родившемуся государству были поставлены все виды оружия, чтобы им было чем защищаться. Советские летчики и танкисты обучали евреев своему искусству, чтобы они умели защищаться. Без преувеличения можно сказать, что Израиль своим рождением обязан решению Сталина, что такое государство для евреев нужно создать, используя уникальную возможность,  которая может не повториться(закончился Британский мандат на Палестину); дипломатическому таланту Громыко, представлявшему тогда СССР в ООН; и военной поддержке Советского Союза. Хотя мировая общественность была уверена, что создать самостоятельное еврейское государство невозможно. А Сталин таким образом показал "кто в доме хозяин". Заметьте, что ни в годы ВОВ, ни в годы восстановления разрушенного хозяйства Сталин не продал земли в Палестине при том, что земля в этих местах очень дорогая. А Хрущев отдал даром этим - Крым, этим - земли в Палестине. Страшно подумать, кому и какую еще "шубу с барского плеча" даровал бы он, задержись на посту Генсека дольше.
 
     Израиль – это название было выбрано из трех предлагаемых вариантов: Ирец-Израель (земля Израиля), Сион, Иудея. Название «Израиль» выбрал лично глава партии, возглавлявшей это движение – Давид Бен-Гурион. Его большой бюст стоит в аэропорту в Тель-Авиве, куда мы прилетели и откуда вылетали.
.
   А как отличить араба от еврея, если это одна нация? По отцу это родные братья. Арабы пошли от Авраама и его наложницы Огарь, а евреи от Авраама и его жены Сары. Вот по матери и различают. Еврей по отцу – не еврей, только тот еврей, кто еврей по матери. Нация одна, а люди совершенно разные по стилю жизни. Вот наглядное проявление фактора наследственности.

        Когда евреи приехали сюда после тысячелетий скитания по миру, они застали здесь не то, что оставили. Вместо цветущего сада перед ними расстилалась пустыня. Когда-то здесь было много финиковых деревьев. Выращивать финики очень доходно. Но приехав, им пришлось разводить финиковые плантации заново.  Из косточек выращивали финиковые деревья. Наш народ, наверное,  стал бы закупать саженцы, или еще как, но обязательно с основательными затратами. А евреи покупали финики, плоды съедали, а косточки садили.  Но это были не те финики, которые были здесь издревле. И вот, при раскопках города Масады – это древний город, вырубленный в горе, была найдена финиковая косточка того самого сорта, который был еще со времен Христа и чем-то гораздо лучший чем современные сорта. Косточку посадили, относились к ней весьма бережно и заботливо, не дышали над ней – и вот  косточка, пролежавшая 2000 лет, дала росток! И это настоящая местная пальма. Скоро их разведут, и человечество узнает израильские финики.

    Мы посетили место, где по преданию состоялась тайная вечеря учеников Господа с Учителем. Это во дворце царя Давида.  Здесь перед входом стоит скульптура царя Давида, с большими почестями сюда доставленная. Давид сидит с музыкальным инструментом и исполняет свои псалмы. Цитатами из его псалмов пропитана вся христианская жизнь и псалмы его на слуху и читаются часто. Сейчас здесь одна из Синагог. Изначально скульптура была  доставлена в Синагогу, но, поскольку в иудаизме запрещено изображать человека,  вынесли скульптуру и поставили у входа. Зато теперь христиане могут на нее взирать, а так ведь христианам не положено посещать Синагогу. Это интересно еще тем, что скульптура стоит под рожковым деревом, и мы смогли посмотреть (любознательные и попробовать) что это за рожки, которыми питался блудный сын в Библейской притче, и которыми древние евреи кормили свиней.
 
   Еще мы посетили Храм Пресвятой Богородицы. Этот  Храм грандиозный и по размерам и по красоте. В середине Храма большая скульптура почившей Богородицы, над ней на колоннах каменный навес. По стенам  картины жизни Богоматери, которая и являлась первым паломником. После распятия сына, она жила в Иерусалиме и посещала места связанные с ее сыном. Жила она с учеником Христа - Иоанном, которому Христос, будучи уже распятым на кресте поручил заботиться о своей матери.  В последние свои минуты страданий он  помнил и заботился о матери.
 
          Проходя по старому городу, мы увидели раскопанную римскую улицу с колоннами. Когда здесь были военные действия в тех местах, где город был разрушен, посчастливилось покопаться археологам. Здесь всюду многослойные исторические залежи, но как к ним подобраться? А тут война способствовала.

      Посетили мы и русское подворье царя Александра.  Здесь тоже  монастырь Св.Елизаветы.
 
     Большая проблема в Израиле – земля, но Храмы очень просторные,  вместительные. 

.
              Понедельник светлой седьмицы

        После завтрака выезжаем из гостиницы в Галилею. Это Север Израиля и здесь пока не так жарко. А вообще сейчас самый красивый период – все цветет и еще не выгорело, а позднее будет выгоревшая пустыня.

         Едем к тому месту, где Иоанн Креститель крестил в водах Иордана Христа в тридцать лет. Дорога идет  мимо заминированных полей к мутной узенькой речушке, которая является границей между Израилем и королевством Иордания. Нас предупредили, чтобы мы не пытались из любопытства переходить границу.

        Купель огорожена деревянными досками, отдельно для женщин и отдельно для мужчин, но рядышком. Для омовения в купели необходимо соблюсти дрезкод – купить крестильную рубашку, которые продаются здесь же. На противоположном берегу тоже в этом же месте две купели напротив – окунаются иорданцы. Расстояние, может, метров десять между нами.

       Мы омывались в том месте, где крестился сам Христос. Купель называется  вифара - переправа.
    Нас окунал наш батюшка Афанасий, читая перед этим Евангелие. Вода в реке холодная в контрасте с жарой.
 
    Во времена Христа река была широкой и многоводной, вода чистой. У евреев до сих пор в обычае очищаться в реке Иордан. Перед каким либо  важным делом они очищаются, чтобы налипшие грехи не помешали исполнению дела. Если совершили что-то неблаговидное, то отмываются в воде от своего греха. Так же  если предстоит приблизиться к святыне.
        Сюда приезжал, за месяц до своей кончины, отмыться от своих грехов Ельцин.

      Совершив обряд омовения в Иорданских водах, едем обратно мимо минных полей, мимо Мертвого моря в  монастырь  св. Марфы и Марии – сестер Лазаря, которого воскресил Христос на четвертый день после смерти.  По пути мы проехали мимо памятника погибшим пограничникам, который в виде оружия.

         В монастыре находится гробница Лазаря.  При воскресении произошло два чуда: Лазарь после слов Христа «Лазарь выйди» воскрес, и второе - он шел т.е. двигался, будучи обвит пеленами, что вообще – то невозможно. По преданию, воскресший Лазарь после распятия Христа бежал в Грецию, на Кипр, где стал епископом. Он никогда не улыбался.  Считают потому, что пройдя через мытарства, он знал, что ждет людей после смерти и это не давало ему возможность улыбаться. Только один раз он улыбнулся, когда увидел на базаре, как один человек пытается украсть глиняный горшок, сказав при этом: «Глина крадет глину». Мы посетили пещеру Лазаря, приложились к камню, на котором сидел Христос. Деревня рядом называется в честь этих событий Лазария.

     Следуем дальше в Иерехон – древнейший город земли. Когда – то вся земля имела один континент, и Иерусалим был в центре этой земли. Здесь был райский климат, богатая растительность.
 
        Посетили монастырь преп.Герасима Иорданского. Про него есть такая история. Он шел и увидел льва, у которого была поранена нога. Львы тогда были размером с собаку, и такие львы дожили до двадцатого века, но постепенно были все перебиты охотниками. Герасим перевязал  ему лапу, и благодарный лев стал ему помогать. Еще у Герасима был ослик. Однажды караван, проходя мимо уснувшего старца Герасима, похитил у него ослика. Проснувшись, Герасим подумал, что это лев съел ослика и в наказание заставлял его делать всякую тяжелую работу, которую  лев покорно исполнял. Через какое-то время караван следовал обратным путем, и лев, увидев ослика, подбежал к нему, схватил за веревку и подвел к старцу. И Герасим понял, что зря обвинял льва. Когда старец умер, лев от тоски скончался на его могиле. На иконах св.Герасим изображается со львом.

         В этой пустыне подвизалась и Мария египетская, которая тоже дружила со львом.

       Мы едем в монастырь, который интересен своим настоятелем. Это человек кипучей деятельности. Он был сослан сюда за драку, примерно как на Соловки, а он тут развернулся во всех своих деловых качествах. Монастырь процветает. Здесь постоянно что-то строится. Вот сейчас настоятель там возводит амфитеатр, где планируется для туристов показывать представления – опять прибыль для монастыря. Его любят все люди всех вероисповеданий потому, что он их всех поздравляет с их религиозными праздниками и дарит им подарки. В частности его очень любят мусульмане за это и еще за то, что он дает им работу – заработок.

               Едем в монастырь на Горе Искушения. Сюда поднял Дьявол Христа после сорока дневного поста и предлагал ему различные искушения: «Вот весь мир под твоими ногами. Если ты сын Божий, то бросься с горы и Бог тебя спасет». «Не искушай» - ответил ему словами Святого Писания Христос.

            Подъем на гору серпантином, дорога хорошо проложена.  Здесь вообще к паломникам относятся заботливо. Наверху есть балкончик с несколькими сидениями и вид с этого балкончика восхитительный. Тут же дают бесплатно воду и кофе для поддержки сил и утоления жажды. Народу много. В горе много пещер и больших и маленьких. В маленьких пещерах молились старцы. Люди оставляют в щелях этих пещер записки с просьбами. В Израиле принято оставлять в святых местах записки с просьбами.

    Есть пещеры большие, там останавливаются группы и читают молитвы. Интересны копты – египетские христиане. Они громко молятся, эмоциональны, как дети.

                Возле святого камня на столике стоит ящик с камнями, которые можно взять на память о пребывании здесь и в момент искушений и жизненных испытаний подержать в руке, посмотреть на него и вспомнить, что и Спаситель - сын Божий имел искушения и испытания и не роптал. Так уж нам то, что роптать многогрешным.

   Отсюда  мы поехали в монастырь св. пророка Елисея. Здесь стоит дерево Закхея. Предание гласит, что когда Иисус, окруженный толпой, проповедовал, в толпе был очень уважаемый, занимавший солидный административный пост, человек - Закхей. Но он был маленького роста и, чтобы увидеть Христа залез на дерево, как мальчишка. Христос, видя такую детскую непосредственность солидного человека, почтил его своим посещением у него дома.  Дерево, на которое залазил Закхей, все еще стоит. Это тоже святыня.
        Когда мы священника приглашаем освятить наше жилище, это, как бы, мы в наш дом входит сам Христос.

          Едем на гору Свержения. С этой горы хотели сбросить Христа за его проповедь, в которой он назвал себя сыном Божиим. У этой горы один склон очень крутой и скальный. С этого слона и сбрасывали богохульников. Но еще не время было Христу умереть, и он сделал так, что толпа расступилась, и он прошел сквозь нее без препятствия. С горы открывается красивый вид на страну. На вершине одиноко растет дерево, возле  которого стоят вкруговую скамейки. Здесь мы какое-то время любовались видом, фотографировались. А я еще пособирала камешки, которые потом использовала для создания сувенирных шишек.

   Мы едем в Назарет. Во времена Христа это был такой провинциальный, маленький, никчемный городишко. Но, зная, что в их семье родился сын Божий, Иосиф с Марией и сыном Христом переехали в Копернаум, чтобы дать своему сыну достойное воспитание и образование. Вот, уже тогда люди понимали, что интеллект ребенка надо развивать, в том числе в общении, в жизненном окружении.

    Мы посетили Базилику Благовещения над домом, где проживало Святое Семейство. Надо сказать, что у Христа были еще братья, но это были братья по отцу потому, что Иосиф был женат на Марии вторым браком и уже в преклонных годах. Мария воспитывалась в монастыре, и в 13 лет, когда еврейские девушки выходят замуж, ее отдали  за вдовца - старичка, который уже был не способен на оплодотворение. От первого брака у Иосифа были сыновья – вот это и были братья Христа. Жило Святое Семейство в пещере, ни окон, ни дверей. От солнца и дождя защита вот и все. Уж без излишеств, так без излишеств.

          Посетили церковь Святого Гавриила над источником Пресвятой Богородицы. Тут у входа огромная плотная толпа за водой из Святого источника. Наша пробивная девушка в очередной раз продемонстрировала свои способности. Собрав кучу бутылок, она, как шило в масло, воткнулась в толпу, сквозь которую, казалось ящерице не прошмыгнуть. Мы же, поняв, что у нас нет времени стоять такую очередь, повернули обратно, но только не наша пробивная девушка. Она очень вскоре вынырнула из толпы  с полными бутылками воды.

           Потом мы посетили катакомбный Храм Георгия Победоносца. Вход в Храм примерно как в погреб. У входа мы прочитали главу Евангелия и спустились в это древнее место для молитвы первых христиан, которые молились в катакомбах тайно.

           После этого мы едем в Табарие. Это город на берегу Галилейского моря, где начал свою проповедническую деятельность Христос, где он ходил по воде.
        Этот город построил сын царя Ирода Антипа. Желая подольститься римскому царю Тиберию, который утвердил его на власть, город назвал Тивериада. И построен город на римский манер. Но город чисто еврейский.
      
   Нас поселили в гостиницу, которая выглядела снаружи красиво, и в коридоре ничего так, а в номере, как в клетке, нечем дышать и негде повернуться. Окно упиралось своим видом в стену. Спустившись к администратору, мы попросил сменить номер. Нам дали другой номер, который был не лучше – он своим окном открывался вовнутрь здания и не имел окна на улицу вообще. А запах и в этом номере тоже специфический. Мы решили проявить христианское смирение и махнули рукой.

         Расположившись, пошли погулять по городу. Вышли на набережную и были удивлены тем, как замусорен, берег моря прямо в черте города, прямо в туристическом центре. Это при том, что это море питьевое, и пьет из него почти весь Израиль. У них вообще,  самая большая проблема – вода. Без полива здесь просто ничего не будет расти. К каждому растущему и цветущему объекту подведены трубочки для полива.  И население потребляет воду.  А на все один водоем пресной воды. И вдруг это море стало катастрофически мелеть. В стране была настоящая паника. Людям раздавали специальные краны с разбрызгивателями, которые экономили потребление воды. Проблема возникла из-за того, что не было два года зимних дождей – основной источник пополнения моря. Решали проблему двумя путями: христиане построили часовню на берегу и молились Богу; каббалисты тоже читали свои заклинания. Так два учения объединили свои усилия в данной ситуации. Но таким образом природа показала, что нельзя уповать на один лишь природный водный бассейн, когда потребление воды еще и очень растет. И люди, правильно поняв нравоучение природы, добурились до грунтовых вод, и теперь уже не паникуют в случае чего.

       О каббалистах. Это магическое учение, пришедшее сюда из Вавилона. Принимают в каббалу только взрослых мужчин, у которых уже есть дети. Изучая это учение можно подвинуться рассудком. Это учение не религиозное и членом общества каббалистов может стать человек любого вероисповедания. Оказывается, многие наши эстрадные звезды входят в число каббалистов. Эти заклинания, якобы способствуют их успешным делам. У них есть свои собрания, чуть ли не съезды со всего мира.

            Вторник Светлой седьмицы

        В этот день мы посетили монастырь Преображения Господня. Здесь есть икона с интересной историей. Один греческий монах мечтал подарить Святой земле икону, перед которой он молился всю жизнь, но, по причине бедности, он не имел возможности увезти ее на Святую землю. И тогда он запечатал икону в бутылку, положил записку, чтобы нашедший отравил ее на Святую землю и бросил бутылку в море. И бутылка сама пристала к Святой земле. И вот она теперь в этом Храме и является чудотворной. Вокруг нее висит много пластинок из фольги, которые продаются здесь за 10$ и вешаются благодарными людьми за исполнение их просьб. Пластинок очень много, но теперь трудно судить о том, сколько просьб сбылось потому, что некоторые люди, не имея уверенности в том, что смогут приехать еще раз, заранее вешают пластинку.

            Посетили Кану Галилейскую, где Господь совершил свое первое чудо – превратил воду в вино. Там в стеклянном кубе стоит большой кувшин тех времен. В таких кувшинах  находилось вино.

           Были у источника, где Богоматерь набирала воду,  и к ней явился Архангел Гавриил и провозгласил ей волю Божию, что она избрана непорочно зачать и родить сына Божия.

      День был переполнен событиями, но самое запоминающееся было то, что мы катались на кораблике по Галилейскому морю, по которому ходил Господь. Здесь мы проявили патриотизм:

    На кораблике мы поднимали Российский флаг и пели гимн России. Батюшка читал Евангелие.  А потом мы пели   русские песни. Те, кто нас катали, забрасывали два раза в море невод, чтобы показать, как рыбаки ловили рыбу. Им ни одна рыбка в невод не попалась, а так-то здесь водится двадцать три вида рыбы.  На выходе батюшка окроплял нас водой из Галилейского моря, зачерпнув ее за бортом в ведро. В общем, все было одухотворено, патриотично, интересно. Сходя по трапу, мы видели кишащих  за бортом  сомов. Это рыба не кошерная. Ее евреи не едят потому, что она без чешуи.  Им можно есть только рыбу, у которой есть чешуя.

      Далее  мы посетили участок Русской Духовной Миссии в Магдале. Это было незабываемо!!! Это тоже монастырь в честь Марии Магдалины. На его территории в живописном саду на близком расстоянии друг от друга находятся три источника – два святых и один радоновый. Сначала мы искупались в святом источнике Марии Магдалины, смывая с себя  прилипшие грехи. Источник холодный. Потом подошли к другому святому источнику, вода которого полезна для глаз - глаза промыли и с собой воды набрали. В последнюю очередь радоновый источник. Он находится в каменной чаше. Вода наипрозрачнейшая! В этой воде плавают разноцветные рыбки: красные, оранжевые, фиолетовые, маленькие и большие. И  еще рыбки, которые облепляют ноги и щекотно их обкусывают, делая  пилинг. Там лазил фиолетовый краб. И во всем этом и мы купались! Сидя в этой прохладной чистой, да еще и лечебной воде под палящим  зноем, любуясь плавающими рядом разноцветными рыбками, мы еще любовались и сочной зеленью ниспадающей по стенам, окружающим бассейн с минеральной водой.

      Ночевали в Табарии, в этой непонятной гостинице. Перед сном долго сидели в красивых креслах с видом вовнутрь гостиницы. Это «внутрь» красиво, на своеобразной площадке перед лестницей.

                Среда Светлой седьмицы

  После завтрака переезжаем в Лиду. Здесь мы посетили Храм Георгия Победоносца, где в подвале находится его гробница с частью его мощей.  Тут нам не повезло тем, что вместе с нами оказалась группа из Грузии. Георгий Победоносец – главный святой грузинского народа. Даже слово Грузия, от слова Георгий и прежде произносилась как Георгия. И Георгий был родным братом царицы грузинской Нины. Вот эти георгиевцы так облепили гробницу Георгия, что трудно было поймать момент, чтобы прикоснуться к ней, не то, что сфотографировать ее. Они, не торопясь, обнимали ее для фотографии, припадали к ней, позируя пред фотоаппаратом. Их толпа, а мы-то торопимся. Но они везде ведут себя шумно и  по-хозяйски, и приходится к ним приспосабливаться.

       Здесь мы узнали, почему расцветка Георгиевской ленточки такова – три черных полосы и две оранжевых или красных.
       Св.Георгий был военачальником, приближенным к императору, а втайне христианин. Когда начались гонения на христиан, он сам пришел к императору и признался, что он христианин, намереваясь,  своим авторитетом и, надеясь на любовь к нему императора, защитить гонимых христиан. Его пытали, колесовали. Организм его – человека военного был закаленным и могучим. И здесь Бог явил народу чудо воскрешения, показав, что Он волен возвращать к жизни. И это  будет со всеми угодными Богу людьми, когда настанет тому время. Два раза Георгия пытали до смерти, но утром оказывалось, что он жив.  Две красные (оранжевые) полосы символизируют  воскресение Георгия, красный цвет – цвет Пасхи (красные пасхальные яйца), цвет воскресения. В третий раз его опять мучили до смерти. Видимо, Бог решил, что хватит терпеть человеку такие мучения, и Георгий уже не воскрес.  Черный цвет на ленточке символизирует цвет смерти Георгия. Поэтому на ленточке две красных полосы - два воскрешения, и три черных – три смерти.
 
       На иконах Георгий Победоносец копьем поражает дракона. Дракон – символ зла в христианстве, Георгий – победитель зла. Есть у этого символа и предыстория.  Во времена жизни Георгия еще не все гигантские ящеры доледникового периода исчезли, какие-то еще уцелели и наводили ужас на население. Еще существовал, так называемый,  гигантизм. Вот одного такого ящера и убил Георгий. На иконе можно получить представление, какими были эти гиганты, ставшие символом зла. К Георгию Победоносцу обращаются за защитой от врагов, в том числе и в военном деле.

      Переезжаем в Яффу.  Яффа – один из древнейших городов Мира. Он основан Иаффетом – одним из сыновей Ноя. У Иаффета родился сын Гомер.  Иаффет произвел на свет русский народ. Яффа  - измененное название Одессы. Вот сюда и прибывали русские паломники из России. Первое, что их встречало – русский монастырь Св. апостола Петра, который построен на месте, где св.Петр воскресил праведную Тавифу – дочь очень богатого человека. Вот этот человек и построил в честь такого чуда Храм Петра. Потом здесь образовался монастырь. Сейчас он прекрасен, благоустроен, в нем зелено, красиво и прохладно. Здесь находится гробница праведной Тавифы. Эта святая считается покровительницей рукодельниц.

     Скажу о погребальных пещерах.
 В пещере Тавифы несколько углублений, т.е. это своего рода склеп, где могут быть похоронены несколько человек одновременно. Спускаешься, как бы в прихожую, а там разветвления в несколько, как бы комнат. Земля в Израиле очень дорогая, очень ее не хватает и используется очень экономно. К тому же почва каменистая и хоронить, закапывая, сложно и невозможно. Поэтому выдалбливается вот такая пещера. Иногда при жизни человек сам для себя могилу долбит.  Это хорошо напоминает ему о том, что жизнь наша бренна, и жизненный путь закончится в этой пещерке;  и в ту пещерку, в которую его поместят после смерти, ничего не возьмешь, он это сам убедительно видит. И в этом труде его неизбежно посещают размышления о смысле жизни, о том, что останется от него только прах, из которого он и создан; что только добрыми делами он еще сможет задержаться в памяти благодарных людей; да еще может уповать на милость Божию в решении участи для души своей, которая только и есть бессмертна, потому, что не имеет тлеющей плоти; но при этом душа может и ликовать и мучительно страдать и при жизни и после.
     В эту пещерку помещается завернутое в пелены, т.е. просто обмотанное в материал или саван, тело усопшего.  В условиях жаркого климата и из-за свойств местной почвы, тело разлагается и истлевает очень быстро. Кости  перемываются, складываются, в, так называемую, костницу – углубление в этом склепе.Отсюда выражение - "перемывать кости". Сжигать тело нельзя, если кости не сохранились, то человек не сможет воскреснуть. И могила используется для погребения другого человека. Одна пещерка используется многократно. ,

     Я описала не все. Но всякий, кого это заинтересовало, может, посетить этот уголок нашей русской земли и узнать больше.

         Прочитав благодарственный молебен об окончании поездки,  мы едем в аэропорт Бен-Гурион в Тель–Авив. А там все завертелось, регистрация, взлет, посадка и мы на родной земле. Ах! Дома лучше! Я бы не хотела жить в Израиле.

           Дома, я увидела самый цветной в своей жизни сон! Это было такое красочное зрелище! Я видела, будто иду по Израильским горам, но земля не такая, как сейчас – выжженная солнцем пустыня, а благодатная, как во времена Христа! Все зеленеет трава и деревья, тепло, но не жарко, и дышится очень легко! Земля не песок – а рыхлая, плодородная, черная, прямо пуховая. По какой-то мраморной лестнице иду, на которой лужицы наипрозрачнейшей воды от прошедшего освежающего дождя! Я опускаю руки в эту прозрачную воду, чтобы ощутить ее, так она прозрачна, что только на ощупь можно убедиться, что есть здесь вода.  Любуюсь и удивляюсь чистоте и прозрачности этой воды. И птицы поют!
   !