Жертвы и жертва Б. П. Вадья

Ольга Крубер-Федорова
ЖЕРТВЫ И ЖЕРТВА

«О человеческий род несчастный! Такие явленья
Мог он богам приписать и присвоить им гнев беспощадный!
Сколько стенаний ему, сколько нам это язв причинило,
Сколько доставило слез и детям нашим и внукам!
Нет, благочестье не в том, что пред всеми с покрытой главою
Ты к изваяньям идешь и ко всем алтарям припадаешь,
Иль повергаешься ниц, или, длани свои простирая,
Молишься храмам богов, иль обильною кровью животных
Ты окропляешь алтарь, или нижешь обет на обеты,
Но в созерцаньи всего при полном спокойствии духа».
(Лукреций «О природе вещей» Книга V) [перевод Ф. Петровского]

Великая книга, называемая «Бхагавад Гита», одинаково обращается к политику и поэту, философу и мистику, кандидату и Адепту.  Г-н Джадж назвал её учением Адептов.  У Гиты есть, что предложить любому уму.  И, более того, её глубокие наставления имеют простое свойство, которое затрагивает человека, каким бы близоруким или неглубоким он ни был.  Среди этих наставлений есть одно часто цитируемое о триаде дана-тапас-яджня.  Милосердие, стремление к чистой жизни и благородному мышлению, которое передаётся почти непереводимым термином тапас, и «жертва», которая обычно обозначается словом яджня, повторяются неоднократно и рекомендуются для практики. 
Мы хотим рассмотреть значение и ценность яджни-жертвы.  Этот термин имеет древнюю историю, и первоначальное его понятие составляет грандиозное Тайное Учение.  Сегодня жертвоприношение очень почитается, но преобладает материалистическое понятие, которое вводит людей в заблуждение.  Социальный аспект жертвоприношения деньгами (Дравяяджна, о котором говорилось в Гите, IV, 28) на сегодняшний день является скорее фикцией, чем реальностью. Это бросается в глаза народа, но не обманывает его сердца.  Жертва, приносимая от изобилия, громадное количество денег, даже с хорошим мотивом, часто окрашена эгоизмом и желанием признания и награды. Это – не настоящая жертва.  Точно так же религиозный аспект яджни сегодня является суеверием, а иногда и очень глубоким.  Например, жертвоприношения животных, практикуемые традиционными последователями нескольких религий. 
Великие Учителя, такие как Кришна и Будда, Пифагор и Платон и другие, как на Востоке, так и на Западе, всегда пытались вернуть мужчин и женщин к разумному пониманию даны, тапаса и яджни, к их чистой и правильной практике.  Одной из задач теософии является спасение грандиозного понятия, воплощенного в этих терминах. В своих статьях Е. П. Блаватская много раз предлагала их для рассмотрения изучающих и для упражнения неофитам и кандидатам. 
В нашей цивилизации жертва, в основном, понимается как служение.  Больницы, психиатрические лечебницы, приюты для падших женщин и сирот, дома для престарелых и инвалидов и т. п. являются примерами услуг, оказываемых организациями, существующими на пожертвования, которые богатые люди вынимают из своих кошельков, но это не влияет на количество или качество их роскошного завтрака, содержимого их шкафов или многочисленных форм удовольствия.  В своей вступительной редакционной статье в самом первом номере журнала «Путь» (апрель 1886 г.) У. К. Джадж  писал:
«Тюрьмы, приюты для изгоев и магдалин могут заполняться намного быстрее, чем осуществляться их строительство. Все это безошибочно указывает на существование какой-то жизненной ошибки.  Это указывает на то, что простое излечение извне, как отправление убийцы на виселицу или строительство приютов и тюрем, никогда не уменьшит число преступников и полчища детей, рожденных и растущих в рассадниках порока.  Требуется истинное знание духовного состояния человека, его цели и предназначения». 
Однажды Учитель написал добросердечной немке:
«Вы предложили себя для служения в Красном Кресте.  Но, сестра, есть болезни и раны Души, которые никакое искусство хирурга не может излечить. Сможете ли Вы помочь нам научить человечество тому, чтобы больные души исцеляли сами себя?  Ваше действие будет вашим ответом».
  С одной стороны, такое социальное служение и жертвоприношение превосходят унизительные формы религиозных жертв – от сжигания свечей на католических алтарях до убийства козлов и т. д. в индуистских храмах.  У евреев, мусульман и последователей других сектантских вероисповеданий есть подобные суеверные «жертвоприношения», более или менее неприятные по форме. 
Нынешнее унизительное суеверное жертвоприношение животных практиковалось как магический ритуал в более раннюю эпоху. У. К. Джадж в своих «Очерках о Бхагавад Гите» ссылается на жертвы, установленные для евреев Моисеем (стр. 87), а также упоминает «своеобразное объяснение», которое было дано им же (стр. 88).  Эта кровь обладает определенными оккультными свойствами, а также способностью к поглощению и усвоению, что было известно и использовалось в некоторых магических ритуалах.  «Искупление через кровь, - говорится в «Тайной Доктрине» (II, 699), слишком долго преграждало путь прогресса; и, таким образом, всемирная истина была принесена в жертву безумному высокомерию маленьких людишек, какими являемся мы». 
Знание магического обряда было забыто, но злобная практика убийства голубей и коз сохранилась. Ортодоксальные евреи могут привести в пример Каина, который принёс Богу от «плодов земли» в качестве жертвы, которая не понравилась божеству, а Авель предложил от «первородных стада своего и от тука их. И призрел Господь на Авеля и на дар его, а на Каина и на дар не призрел» (Бытие, 4:4-5). Неправильно понимать это учение буквально, так как понимать его буквально, значит потворствовать пороку жестокости.  Необходимо искать аллегорическое или мистическое истолкование.  Одно из них читатель может найти в беседе мальчика Иисуса и раввина в новелле «Мария» известного еврейского писателя Шолома Аш (стр. 260-61).  В Индии также были известны магические ритуалы кровавых приношений; сегодня знание ушло, но практика продолжается – деградация, которая насильственно приносит домой учение Лукреция, о котором мы приводили цитату в начале этой статьи.  Теософия не может не осуждать всех видов жертвоприношений животных.  Великий Будда также осуждал такие нерелигиозные действия.  Мы цитируем прекрасные стихи из «Света Азии»:

«Вокруг костра ручьём дымилась
Животных кровь, а в стороне
Коза привязанная билась,
Там блеянье вширь разносилось
В благоговейной тишине.

И жрец над ней молился старый,
Готовясь нанести удар:

– О боги! Жертву Бимбисары
Примите вы, как лучший дар!
Взгляните вы с благоволеньем
На эту кровь, на этот дым.
Пусть с ним владыки прегрешения
Столбом умчатся голубым!

Но, отвратив удар с любовью,
Господь промолвил:

– Государь!
Не дай её невинной кровью
Забрызгать жертвенный алтарь!

И снял он путы с незакланной,
И был так светел взор его,
Что изумлённые брахманы
Не возразили ничего.

Затем, попросив у царя разрешенье,
О жизни Он стал говорить,
О том, что жизнь каждый отнимет в мгновенье,
А может ли кто подарить?
О жизни, которую любит живое
И строго, как благо, хранит,
О жизни, способной дать счастье святое,
Что сердце, как солнце, живит,
Чтоб всем бы светило, когда б состраданье
Горело в сердцах у людей…
Будда продолжал
Учить премудрыми и добрыми речами,
И весь народ ему торжественно внимал.
Он говорил им, как земля была б прекрасна,
Когда бы жили все согласней и дружней!
Зачем же убивать живых существ напрасно?
Ужель не хватит нам засеянных полей?!
Нам небеса дают и травы, и коренья,
И вкусные плоды, и воду. Для чего ж
С жестокостью убийц, не зная сожаления,
Мы без нужды на них заносим острый нож?
В святых словах его звучала мощь такая,
Любви и истины, что брахманы стыдясь
Отбросили ножи, его благословляя,
И пламя залили на алтаре своём». 

Вся книга на
http://russiantheosophist.com/----/