Собор лиц

Шалюгин Геннадий
                Собор лиц. 
 
   Читаю сочинения Николая Федоровича Федорова (Москва, «Мысль», 1982), его статью «Музей, его смысл и назначение». Философ пытается понять  роль музея  в реализации излюбленной своей концепции «общего дела». Этот единственный в своем роде библиотекарь и мечтатель был одержим мечтой о вселенском братстве людей. Что может объединить столь разноплеменное население планеты?  Только общая работа по  восстановлению из праха  всех живших на Земле людей – отцов, дедов, прадедов ради всеобщей гармонии  и счастья в планетарном масштабе. Основные мысли  суть следующие:
-    Мы живем в век фабричной цивилизации, при которой  вещь   поставлена выше человека. Но для музея  человек бесконечно выше вещи, хотя на первый взгляд может показаться, что  именно собиранием вещей и заняты музейные работники.
-  Музей  по своей сути есть остаток  культа предков, который ныне изгоняется даже из религии. Поэтому  прах человека, остаток его физической плоти,   значительно выше  всех хранящихся в музее вещей. Другими словами, выше музея – только могила…
-  Музей есть не собрание вещей, а собор лиц.  Деятельность музея заключается не в  накоплении мертвых вещей, а возвращение жизни останкам отжившего, в восстановлении умерших, по их произведениям,  живыми  деятелями. Другими словами: задача музея – в восстановлении  умерших по их произведениям.
    Федоров понимает это в буквальном смысле – восстанавливать именно живых людей, сущность  духовного мира которых отразилась в  их творениях.  Для нас это прежде всего – сильная метафора.  В мемориальном доме Чехова, где каждая вещь  хранит отпечатки  рук писателя, его вкуса, его отношения с другими людьми, мы пытаемся воссоздать  атмосферу  присутствия великого человека. Через интерьеры, через  вещи, через  произведения Чехова – образ  живого человека. Это ли не загадка:  почему только в окружении подлинных вещей, подлинных  стен  мы ощущаем  его незримое присутствие?
   Формула Н.Ф.Федорова «Музей – не собрание вещей, а собор лиц» - просто великолепна. Стараюсь использовать ее  в выступлениях на музейных вечерах – особенно приятно произносить ее, глядя на  лица, знакомые всей стране...

                8 июля 1988.