Панкреонекроз операция профессора Рождественского

Залимхан Абдулаев
Там- это красный узкий склон неизвестной горнолыжной трассы.

Тут- это остановка аррозивного кровотечения при гнойных осложнениях панкреонекроза.

По количеству адреналина они схожи.

По неизвестности пути они схожи.

По необходимой готовности они схожи. Разница в том, что там - нужна техника владения лыжами, тут нужна хорошая оперативная техника. Там нужно хорошее снаряжение, тут нужны хорошие инструменты и оснащение.

Разница: там - глаза и ноги. Тут- глаза и руки.

Никогда не знаешь, вернётся ли пациент с операции. Повезет ли тебе увидеть кровоточащий сосуд и остановить кровотечение.

Несколько простых истин.

- аррозия сосуда возникает только в "гнойной луже" среди гнойных секвестров;

- источник кровотечения находится там, где свежие сгустки крови;

- чем больше сгустков, тем крупнее сосуд;

- при венозном кровотечении можно тампонировать, артериальное нужно перевязывать и прошивать, если есть условия и анатомия позволяет, лучше прошивать и перевязывать сосуд на протяжении;

- идти на кровотечение надо с запасом крови и плазмы;

- после остановки кровотечения надо ликвидировать "гнойную лужу".

Не побоюсь сказать, что такие операции относятся с одним из самых сложных среди операций в неотложной хирургии органов брюшной полости. Основная сложность в том, что ты не знаешь с чем столкнешься: с аррозией артерии сальника или крупного притока верхней брыжеечной вены или ещё ... Короче, полная неизвестность.

В тот раз повезло всем и во всём. Спокойный размеренный темп дневной плановой работы в ординаторской внезапно нарушает постовая сестра:

- У П- ва из 15 палаты по дренажу- кровь и падение давления.

В три прыжка до палаты. Мокрый, липкий, бледный. Пульс 130, давление 70 на 40, в пакете из дренажа- кровь. Не зря накануне выдал свечку до 39,5 , верный признак надвигающейся катастрофы.

Считанные секунды на принятие решения. В операционную. План передвигается. Всё брошено в эту болевую точку. Хорошо, что днём, хорошо, что почти все на месте, хорошо, что есть запас крови и плазмы, хорошо, что выспался, хорошо, что помощник опытный, хорошо, что вовремя спохватились, хорошо, что худой, хорошо что бОльшую часть секвестров уже убрали за три предыдущие операции. Убрали от головки панкреас и перешейка. Там - самая коварная зона . Сосуд на сосуде. То есть, скорее всего кровотечение в районе тела железы. Там сосудов поменьше. Всё наготове. Поехали. Идем на сгустки. Сверху- большая кривизна желудка. Снизу - сальник. Отверстие уже давно сформировано, ещё во время самой первой операции. Всё оно заполнено свежими сгустками. Выгребаем, размываем. Шприцом под давлением. За кровью потянулись серые массы с секвестрами. Та самая "гнойная лужа".. Значить "обьект" где- то рядом. Ещё один шприц. Кровь уже алая. Отсос на полную мощь. Освещение в одну точку. Ура! Видим! И не критично! На дне "лужи" в поперечном направлении грязно- серый стволик, из которого пульсирует. Удобно, можно положить два зажима, пересечь и перевязать. Какая- то ветка левой желудочно сальниковой артерии, которая осталась неперевязанной при отделении сальника от желудка. Всем повезло! Отмыли, отчистили, тампоны, дренажи.

Там- конец спуска.

Тут - конец операции.

Адреналин выплеснут. Осталась только усталость от напряжения