АБС 7. Третий вопрос царя

Яков Задонский
III. «Если хочешь, – ответил Бен Сира, – завяжи мне глаза. Выйди со своими войсками, раздели их на отряды, и я скажу тебе, в каком отряде ты находишься».

Невухаднецар сделал это. Он закрыл глаза Бен Сире и оставил его с охранником, которому можно доверять. Первый отряд прошел с таким шумом и звуками, что земля дрожала. Надежный охранник спросил: «Царь в этом отряде?»

Бен Сира ответил: «Нет»

Прошел еще один отряд с шумом и криками. И всадники, проскакали с разных сторон. Спросил охранник: «Царь в этом отряде?»

Бен Сира ответил: «Нет».

Третий прошел под музыку и с песнями. «Царь здесь?» – спросил охранник.

«Его нет», – ответил Бен Сира.

Четвертый отряд прошел в тишине. Не было слышно даже топота копыт, полная тишина. «Он здесь?» – спросил охранник.

«Да, он стоит передо мной, – ответил Бен Сира.

Они открыли ему глаза, и он увидел царя, стоящего рядом с ним. (1)

«Расскажи мне, как ты проник в этот великий секрет», – сказал царь Бен Сире.

Он ответил: «Ты так гордился своим царством, что сравнил себя с Богом, о котором сказано. «Вот, Бог проходит в голосе тонкой тишины» (3 Царств 19: 11-12). Там виден Царь Царей, сидящий на высоком и величественном троне».

«Ты сравниваешь меня со своим Богом?» – спросил Невухаднецар.

«Ничто в тебе не похоже на Него, – ответил Бен Сира, – за исключением того, что в своем высокомерии и огромной наглости ты сравнил себя с Царством Божьим. Поэтому Его гнев на тебя».

«Если Его гнев на меня, то почему Он возвысил и возвеличил меня в мире и поставил все под мою власть?»

Бен Сира ответил: «Если Святой, благословен Он, желает унизить кого-то, Он сначала поднимает, а затем опускает его, как сказано: «даже если высоко, как орел, (совьешь) гнездо свое, (то) и оттуда Я низрину тебя, – слово Господа» (Иеремия 49:16).

Царь сразу же ответил: «Если ты станешь моим зятем и примешь мою дочь в жены, я сделаю тебя царем вместо меня».

«Я человек», – ответил Бен Сира. – «Я не могу жениться на животном, ибо сказано: «их плоть – плоть ослиная» (Иезекииль 23:20).

Когда царь услышал, как Бен Сира оскорбляет и ругает народы мира, он очень рассердился и спросил своих мудрецов: «Скажите мне, чем мы можем тайно его накормить, чтобы он умер».

«Мы не знаем», – ответили они. Царь немедленно казнил их.



(1) Ср.  Брахот 58а, где та же история рассказана о талмудическом мудреце раве Шешете.

Комментарий ЯЗ. Рав Шешет (конец 3 начало 4 века) – выдающийся знаток устной традиции и законоучитель третьего поколения вавилонских амораев.

«Рав Шешет был слеп. Однажды, когда все пошли встречать царя, пошел с ними и рав Шешет. Увидел его один отступник (еретик) и сказал ему: целые кувшины идут к реке за водой, куда же идут разбитые? Ответил ему:  вот увидишь, что я узнаю больше, чем ты. Прошел первый отряд царской стражи, издавая шум. Сказал отступник: вот прибыл царь! Сказал ему рав Шешет: нет, царь еще не прибыл. Прошел второй отряд, издавая шум. Сказал отступник: вот теперь прибыл царь! Сказал ему рав Шешет: нет, царь еще не прибыл. Когда третий прошел тихо, сказал рав Шешет: а вот теперь прибыл царь! Спросил  его тот отступник: но откуда ты знаешь? Ответил ему: земное царство подобно Царству Небесному, о котором написано:  «И сказал: выйди и стань на горе пред Господом. И вот, Господь проходит; и большой и сильный ветер, раздирающий горы и сокрушающий скалы пред Господом; не в ветре Господь. После ветра – землетрясение; не в землетрясении Господь. И после землетрясения – огонь; не в огне Господь. И после огня – голос тонкой тишины» (Млахим 1, 19:11-12).Когда появился  царь, рав Шешет начал благословение. Сказал ему отступник: Ты произносишь благословение на то, чего не видишь?
И что же случилось потом с тем отступником? Одни говорят, что его же друзья выкололи ему глаза, а другие говорят, что рав Шешет направил на него глаза свои, и он превратился в груду костей» (перевод с иврита Дова Конторера).

Продолжение http://www.proza.ru/2019/01/23/1816