Исповедь молекулы

Светлана Дурягина
Из книги "Городские этюды"

Галина с трудом попала ключом в замочную скважину:  так болели  и тряслись руки после трудового дня (она мыла площадки и лестницы в двух пятнадцатиэтажках). Вошла в квартиру и охнула: на полу в прихожей   в разодранном платье и с залитым кровью лицом лежала  ее соседка по квартире Айше. Женщина бросила пакеты и принялась приводить ее в чувство.  Принесла стакан воды, брызнула бедолаге в лицо несколько раз,  и та, наконец, открыла глаза, медленно села, привалившись  спиной к стене.
 
- Что, опять муж приходил? -  спросила с состраданием Галина.  Айше кивнула и заплакала. – Вот же,  гад! Давай в полицию на него заявление напишем.
- Нет, ну, что ты, Гала! Тогда и его, и меня из Питера выдворят. Ты же знаешь!
- Но ведь он тебя так убьет когда-нибудь. 
- Нет, просто сегодня у меня денег не было, вот,  он и разозлился.
- Э-э, а когда они есть-то? Только в день получки в руках и подержишь, - вздохнула Галина. – Ладно, вставай. Я тут свежих булочек купила, давай чаю попьем.
 
Она помогла Айше подняться и дойти до ванной. Потом поставила на плиту чайник и, ожидая пока он закипит,  стала смотреть в мокрое от дождя окно. Под низким серым небом бежали по тротуарам люди. С  высоты 10 этажа они казались ей снующими в капле воды микроорганизмами. Крепко заваренный чай с Галиным вареньем успокоил женщин и расположил к беседе.
 
- Зачем ты живешь с этим  человеком? – спросила Галина, вглядываясь в смуглое, по-восточному красивое лицо Айше.  Антрацитовые миндалевидные глаза соседки моментально наполнились слезами, она тихо ответила:
- Он мой первый мужчина. Отец не дал согласие на нашу свадьбу.  Мы уехали из Туркменистана сюда.  Али сказал, что в России уже давно живут, как в Европе,  – никого не волнует, зарегистрирован между мужчиной и женщиной брак или нет. Здесь, в Петербурге,  много работы для нас. С жильем только тяжело. Али   день и ночь таксует  и спит в машине. Устает он очень, поэтому такой нервный.

- А ты не устаешь  целый день  посуду в кафе мыть да грязь за посетителями убирать?
- Гала, я виновата перед ним:  скрыла, что беременна, а он не разрешает мне рожать, - Айше  спрятала в ладонях разбитое лицо.
Галина тяжело вздохнула, погладила соседку по голове:
- Бедная ты женщина! Не молоденькая уже, а деток так и нет что ли?
- Нет.  Али говорит:  нечего нищих плодить, - всхлипнула Айше. – А у тебя, Гала,   есть дети, муж?
Галина  утвердительно кивнула:
- Как не быть, есть. С мужем прожили 35 лет, двоих детей родили – дочку и сына. Да вот на старости лет сбежала я от него.
Айше приоткрыла от удивления рот и перестала плакать:

- Ой-бай!  Совсем что ли плохой человек? Бил тебя?
- Бывало, когда допивался до белой горячки,  и за нож хватался.  Да я ведь сама его себе в мужья выбрала. Из хорошей семьи  он, из учительской.  Всегда в костюме, при галстуке. Тоже на преподавателя выучился.  Отец у него рано умер, мать одна его поднимала. Властная была женщина. Меня, хоть я и получила высшее образование, считала недостойной сына, деревенщиной. С годами такое отношение и у  мужа ко мне сформировалось. Не знаю я, что такое эта любовь, но семью мне хотелось и детей. Они мне дались непросто.  Оказалось, что у мужа и у меня разные резус-факторы крови. И с дочкой,  и с сыночком в областной больнице  вылежала  почти что по 9 месяцев, дважды кесарево сечение перенесла. Пока росли, старалась  работой их не обременять, а сама крутилась как белка в колесе – на двух работах, да свой огород, да свиней держала. Дети росли в   90-е. Учителям  тогда не платили. Муж  месяцами не получал свою мизерную зарплату, вечерами сидел на кухне, проклинал власть и заливал злость водкой.  О подработке слышать не хотел.
 
Все мои деньги от продажи мяса, овощей и цветов  я отправляла учившимся детям: сначала дочка поступила в Питере в институт, потом  сын поступил  в техникум. Я им комнату купила в коммунальной квартире, в общежитии-то  мест не было.  А  еще умудрилась купить машину, не новую, конечно, потрепанную, но вполне пригодную, чтобы ездить в лес и на болото – собирала для сдачи грибы и ягоды.  Муж продолжал пить и старался при этом побольней  унизить меня: наверное, невыносимо ему было смотреть, как я держусь на плаву в то время, когда он сдался жизни и тонет в ее волнах.
 
   А тут еще мама с головой дружить перестала, потеряла способность передвигаться.  Пять лет  я  разрывалась между мамой,  мужем и детьми. Когда она умерла, мне  чуть полегчало. Но тут грянула новая беда – сын увлекся  наркотиками.  Я уговорила мужа продать квартиру и переехать в старый дом  умершей  свекрови. Свою половину денег от продажи  я потратила на лечение сына. Машину тоже пришлось продать, чтобы вызволить ребенка из беды.
 Муж  свою часть денег пропил.  Жить с ним стало совсем невыносимо, но уйти от него мне было некуда. Тогда  я наняла двух плотников, они сделали маленькую пристройку к дому, в ней я прожила несколько лет. Но муж не давал мне покоя и тут  – пьяный ломился в дверь, скандалил. На работе за два года до пенсии я попала под сокращение. Никуда больше устроиться не смогла: пенсионеров никому не надо было. На нервной почве у меня начались проблемы со здоровьем. Перенесла две операции. А муж а - алкоголика никакая холера не брала. Продолжал пить  и скандалить.

 И однажды я решилась. Сбежала от него. Приехала  к дочери.  Она замужем, два года назад родила ребенка. Слава Богу, муж у нее хороший, богатый, квартира хорошая у них.
- Почему же ты здесь, Гала? Живешь с нами, гастарбайтерами,  вчетвером в одной комнате?  – искренне удивилась Айше.
Галина замялась, потом  сказала, виновато улыбнувшись:
- Так негде у них жить: в одной комнате дочка с мужем,  в другой – ребенок.  Они меня на выходные приглашают. Ты ведь знаешь, с субботы на воскресенье я у них ночую, за внучкой присматриваю, пока они  в театр ходят или в гости к друзьям.
- Зачем же ты так много работаешь? Ты ведь давно уже на пенсии.
- Надо сыну помочь с ипотекой.
- Ему жить негде?
- Он живет в квартире жены.
- И там тебе места нет?
- Нет, у них тоже двухкомнатная, и ребенок есть.  Его жена  не соглашается, чтобы  мы жили вместе.
- Ой-бай!  Гала, так это не я, а ты бедная женщина! – схватилась за голову Айше.
- Ну, что ты, милая! – улыбнулась  Галина. – У меня все хорошо. Я тут, бегая по этажам, похудела  и даже стала чувствовать себя моложе, словно мне не 65, а на 10 лет меньше. Поначалу  в этом огромном  городе я ощущала себя ничтожной   молекулой. Боялась, что наступят и не заметят, что раздавили. А теперь обвыклась. Нормально. Поживем еще!

Через  два месяца после этого разговора Айше, вернувшись с работы позже обычного,  нашла у себя на кровати  лист бумаги, на котором  второпях   было  коряво написано несколько строк: «Айше,   я уезжаю. Позвонила  бывшая соседка, сказала, что уже несколько дней муж  мой лежит  в доме один, руки и ноги у него от пьянства отказали, видно,  инсультом его шибануло.   Ходить за ним, кроме меня, некому:  родных у него не осталось. Надо ехать, не ждать же, пока он околеет: не по-христиански как-то это. Так что, прощай, подруга, будь счастлива, если сможешь! Твоя Гала».