Прорывы вместо развития

Лернастан Айрапетов
По оценке Всемирного банка в прошедшем 2018г. ВВП России вырос всего на 1,6%. Это в два с лишним раза меньше общемирового роста. Вместо устойчивого развития, потенциал которого в России безграничен, мы занимаемся организацией «прорывов». Первый «прорыв», затеянный в мае 2012г., закончился  тем, что российский рубль подешевел в два раза, среднегодовой рост ВВП  в 2012-17гг. стал почти в 9 раз меньше среднемирового.

Что принесет нам второй прорыв, начатый в мае 2018 года? Есть основания полагать, что результаты и этого «прорыва» будут такими же печальными, как и первого. Вместо создания благоприятных условий для развития экономики государство накладывает на экономику и граждан дополнительную нагрузку, повышая налоги и акцизы. Экономика и без этого находится в угнетенном состоянии, а новые гири будут угнетать ее еще больше.

НДС увеличен на два процентных пункта, с 18 до 20%. Однако для стимулирования экономики НДС надо не повышать, а отменять. НДС – очень эффективный налог. Он сдерживает рост производства и предотвращает кризис перепроизводства.  Но современной  России кризис перепроизводства не грозит.  Напротив, мы мало что производим. И НДС – одна из причин такого положения. НДС – это удавка на шее экономики. Россия находится не на том этапе развития, когда можно применять, а тем более повышать НДС. Одна из целей прорывов — развитие экономики, увеличение объемов производства,  создание добавленной стоимости, а за создание этой стоимости наказываем рублем. Если это и есть экономическая политика государства, то это весьма противоречивая политика. Кроме того налог этот весьма криминогенный, большая часть экономических преступлений связана именно с НДС. Для исполнения бюджета должны быть сокращены его расходы: затраты на содержание государственного аппарата, военные расходы, так называемое не целевое использование бюджетных средств и т. д.; должна быть повышена собираемость налогов.    

Действующее сложное, запутанное, часто меняющееся налогообложение со сложной  отчетностью создает криминальную, коррупционную среду, наносит не только экономический, но и огромный нравственный вред стране. Чем больше государство пытается регулировать, тем хуже результат. Существующую налоговую систему невозможно реформировать. Необходимо создать новую простую, внятную, легко администрируемую систему налогообложения.

 Следует ввести социально ориентированный НДФЛ с прогрессивной шкалой налогообложения,  налог на предпринимательскую деятельность и социальные сборы.  Остальные налоги, в том числе и НДС, следует отменить. Необходимую дифференциацию  сделать в рамках  налога на предпринимательскую деятельность. Значение имеет лишь то, какая часть национального продукта попадает в государственный бюджет и то, как она там распределяется и расходуется. А каким путем она туда попадает, одним налогом или множеством, никакого значения не имеет.  Дополнительно следует регулировать внешнеэкономическую деятельность. При этом должен стимулироваться экспорт продукции с большой добавленной стоимостью.

В стране должно быть установлено справедливое, социально ориентированное прогрессивное налогообложение доходов физических лиц. Богатые должны платить больше, бедные – меньше, совсем бедные должны быть освобождены от налога. Доходы в 20 тыс. рублей в месяц и менее  НДФЛ не должны облагаться. Средний класс должен платить примерно столько же, сколько и сейчас при пропорциональном налогообложении;  богатые должны платить больше, а сверхбогатые –  еще больше. Доходы, превышающие 1,5 млн. рублей в месяц (18 млн. в год) должны облагаться налогом по ставке 45%.  И это справедливо. Это тем более справедливо для России, потому что олигархи наши имеют сверхвысокие доходы не потому, что они изобрели паровую машину или персональный компьютер. Сверхвысокие доходы олигархов связаны преимущественно с эксплуатацией природных ресурсов страны. Но природные богатства не принадлежат олигархам, природные богатства принадлежат даже не государству. Природные богатства являются достоянием народа, граждан страны, и они должны использоваться для создания высокого качества жизни всех граждан.

Для каждого вида экономической деятельности, указанного в ОКВЭД, можно установить свою ставку налога на предпринимательскую деятельность, экспортную и импортную пошлину. По выбору налогоплательщика налогооблагаемой базой могут быть доходы или доходы минус расходы. Оценочные расчеты показывают, что базовая ставка налога должна быть порядка 8%. Для сельского хозяйства, приоритетных отраслей: электронной промышленности, авиастроения, дорожного строительства и т. д. следует установить пониженные ставки, а для производства алкоголя, табака и т. д. (подакцизных товаров), добычу и переработку полезных ископаемых —  повышенные. В  случае использования налогооблагаемой базы доходы минус расходы для налога должен быть установлен повышающий коэффициент, оценочно 2,5. Для вновь созданных предприятий и для регионов со сложными условиями экономической деятельности, северных и приравниваемых к ним регионов, должны применяться коэффициенты, понижающие налоговые ставки.

В целях привлечения работников в регионы со сложными климатическими условиями (Север и приравниваемые к нему районы) еще с советских времен к заработной плате устанавливаются повышающие коэффициенты и надбавки. В СССР эти меры давали неплохие результаты: люди стремились на Север, осваивали и развивали его. Сегодня эти коэффициенты и надбавки приводят к оттоку населения, разрушают экономику Севера и северные регионы в целом.

Как же получилось, что в СССР эти меры давали один результат, а сейчас — другой, прямо противоположный? Положение в стране изменилось, а подход остался прежний, советский. Дело в том, что выплата надбавок является обязанностью работодателя. В условиях советской государственной экономики работодателем было государство, оно устанавливало надбавки и оно же их выплачивало из государственного бюджета.

 Сегодня страна поделена на государственный и частный сектора. Когда государство выплачивает надбавки государственному сектору из своих средств, здесь все логично. А когда государство сегодня заставляет частный сектор выплачивать самому себе надбавки  из им же заработанных средств, оно разрушает частный сектор. Откуда возьмет частный сектор эти надбавки? Источник один — это высокая цена товаров, работ, услуг частного сектора. Поэтому на Севере все так дорого. Это делает производство на Севере неконкурентоспособным с регионами,  где государство свою «заботу» проявляет не так рьяно. На Север выгоднее завести товар, чем здесь его произвести, что мы и наблюдаем уже много лет.

На суровые климатические условия Севера наложилась еще суровая «забота» нашего неумелого государства. И это вызвало отток его населения. Если положение не изменится, на Севере останется один госсектор, остальное население его покинет. Чтобы для частного сектора создать на Севере хотя бы равные условия с госсектором, для него следует установить не повышающие коэффициенты к зарплате, а понижающие коэффициенты к налогам. Повышающие коэффициенты и надбавки к заработной плате должны быть обязательными для государственного сектора и рекомендательными для частного.

Частный работодатель сам установит заработную плату своим работникам, исходя из конкретной ситуации на рынке труда. Чтобы эта зарплата была высокой, у работодателя должна быть возможность ее выплачивать. Государство, устанавливая повышающие коэффициенты и надбавки к заработной плате (сегодня их следует упростить и заменить надбавкой одного вида), должно позаботиться и о возможности их выплаты за счет средств государства, а не перекладывать их на плечи частного сектора.

Советскую систему мы разрушили, но далеко от нее так и не ушли. Мы сохранили худшее из того, что в ней было, мы сохранили ее авторитарность, ее воинственность, приоритет государства перед гражданином. Как и в советское время, для нашей власти частник  (за исключением узкого круга приближенных) до сих пор остается классовым врагом. И если положение не изменится, мы так и будем метаться между «прорывами» и провалами.

Следует отменить предельные базы для начисления страховых взносов на пенсионное и социальное страхование.  Ограничивать надо не страховые взносы, а максимальный размер пенсии, и это — мера по установлению социальной справедливости в стране.  В социальном государстве децильный коэффициент не должен быть больше 10. Поэтому максимальная пенсия не должна превосходить минимальную в 10 раз, например, минимальная — 12 000 руб., максимальная —  120 000 руб.

 Не следует делить пенсионеров на работающих и не работающих. Пенсии зарабатываются многолетним предыдущим трудом, и они должны индексироваться и выплачиваться одинаковым образом для всех независимо ни от каких условий. Также повышенные пенсии, заработанные  на Севере,  должны  выплачиваться в полном объеме независимо от места проживания пенсионера. Недопустимо экономическими методами ограничивать право граждан на выбор места жительства.

 В соответствии с законом единства и борьбы противоположностей государство, защищая общество, защищая граждан, в то же время им противостоит. Не следует превращать государство в монстра, враждебного гражданам, который по надуманным поводам ограничивает их права и свободу. Функция противостояния не должна превосходить функцию защиты, должно быть разумное равновесие. Капитализм эффективен, но жесток и циничен, а установление социальной справедливости — обязанность современного государства.

Простое налогообложение требует и простых кратких отчетов. И это существенно снизит коррупционные риски и повысит собираемость налогов. Государство должно доверять гражданам, и тогда граждане будут доверять государству. Пора строить государство на доверии. Как в Сингапуре. Когда народ ежедневно и ежечасно на своем опыте и в условиях своей жизни видит, что собранные государством налоги не разворовываются и не транжирятся  чиновниками, а рационально расходуются во благо страны и народа, тогда уплата налогов становится элементом патриотизма, как в Сингапуре. А когда народ ежедневно и ежечасно на своем опыте и в условиях своей жизни видит, что собранные государством налоги  разворовываются и транжирятся вороватыми чиновниками, тогда каждый налогоплательщик старается найти лазейки, чтобы не платить налоги, как в России.

Стране нужна новая модель развития, глубокие комплексные политические, экономические, социальные реформы. Налоговая реформа — необходимый этап реформирования государства. Простое и внятное налогообложение с простой отчетностью будет способствовать созданию условий динамичного устойчивого развития страны без «прорывов» и без провалов.

             Новые Известия   15.01.19