Эх-х... когда это было...

Сергей Сусоколов
Эх-х… когда это было…

Зависимость и предрасположенность к алкоголю и никотину у каждого человека индивидуальна и определена на генном уровне… (программа «Здоровье»)

Главный герой нашего повествования в 80-м году окончил Политехнический институт по специальности  инженер-строитель автомобильных дорог  и на кирпичиках воспоминаний о тех незабываемых временах его молодости  мы с Вами и примемся строить данные мемуары.
И так…

Успешно, в лёгкую отучившись четыре года в высшем учебном заведении региональной Столицы маленькой уездной Республики, по итогам оценок и баллов, Сережа Соколов встал перед выбором, изучил остаток списка, поразмыслил и ткнул пальцем в город Арзамас…, в то место на карте необъятного Советского Союза где ему и предстояло провести последующие полтора месяца летней производственной практики.

Получив в институтской кассе подъемные и командировочные средства, затолкав в сумку кой-какие носильные и личные  вещи, сунув туда-же мамин сухой паек – пол жареной курицы с палкой колбасного сыра, наш путешественник выправил билет и залез в плацкартный вагон поезда.

Ту-Ту-у…прокричал локомотив и приключения нашего героя начались.

- Ну чё студент…, куда едешь-то… - дошла очередь и до Сережи Соколова знакомиться с компанией попутчиков в своем крайнем плацкарте у туалета.
- Да-а…, на практику это хорошо, вина попьешь…, девок пощупаешь… - единогласно закивали головами и мечтательно закатили глаза трое новых друзей нашего студента.
- Ну…, за знакомство…, привыкай братан, будь проще и ближе к народу…, да не вертись, не суетись, жрачки хватит, угощайся… - и мужик у окна подал Сереже первые пол стакана дешевого портвейна «Агдам».

К счастью студент Соколов вовремя вспомнил напутствие мамочки Вали «будь осторожнее»…, крепко взял себя «в руки», этим вечером сумел не напиться халявным вином, в полночь был разбужен проводницей и в час ночи оказался под звездным небом стоящим на пустынном перроне города Арзамаса.

Первый автобус с вокзала в неизвестное будущее отбывал в 7-00 и оставшееся время наш студент в полудреме промучился в зале ожидания в компании каких-то теток с корзинами и потасканной привокзальной падшей женщины, которая хихикала и шутливо отбивалась от настойчивых ухаживаний незнакомого замызганного также нетрезвого кавалера.

*    *    *

ДРСУ-2 (дорожно-ремонтное строительное управление) располагалось на самой окраине городишка Арзамас и в 9-00 наш путешественник обтер ноги о решетку у входных распахнутых обшарпанных дверей и постучался в кабинет начальника.

На месте был лишь главный инженер, на удивление и к счастью оказавшимся милейшим, интиллигентнейшим пожилым человеком в сереньком поношенном костюме при галстуке.
Этот руководитель и занялся дальнейшей судьбой прибывшего студента.

- Да…, свалился ты как снег на голову…, где тебя разместить никак не соображу, общежитие у нас есть, но там все давно занято, да е не следует тебе с тамошними алкашами общаться. О…, придумал…, мы тебе в Актовом Зале на сцене раскладушку поставим, поживешь пока там, а потом чего-нибудь придумаем. Столовая через дорогу напротив…, всё под рукой. Щас в бригаду тебя оформим и завтра на работу…, дорожным рабочим 3-го разряда. А документы по практике мы тебе любые подпишем, не сомневайся… Ну пошли…

*    *    *

Первый день в незнакомом месте прошел незаметно и быстро.
Сергуня получил раскладушку, матрас, подушку, постельное бельишко, отгородился от Актового Зала плотными бордовыми бархатными шторами, в сторонку отодвинул тумбочку с огромным тяжеленным белым бюстом дедушки Ленина Владимира Ильича, включил погромче линейное радио, улегся поверх байкового одеяла и принялся обдумывать свое новое состояние жития.
И тут…

Незапертая дверь аварийного пожарного выхода из общего зала на машинный двор отворилась и на сцене действия и дальнейшей Соколовской судьбы объявился развеселый мужичек с огненно рыжей шевелюрой.

- Здорово…, ты что-ли студент, мне моя Зинка сказала, что студент на сцене поселился…, меня Ванькой зовут. Я тут за забором в бараке живу, я на бульдозере работаю, пошли на волю, вина за знакомство выпьем.
И…!

Вот таким примерно образом  и началась эта незабываемая на всю жизнь летняя производственная практика нашего студента Сережи Соколова.

*    *    *

Ванька по фамилии Зюзин оказался на удивление от природы веселым, юморным, никогда не унывающим рубаха-парнем, с 8-мью классами образования и беззаботным отношением к своей жизни и судьбе.
С того самого первого вечера знакомства и на последующие полтора месяца пребывания Сережи Соколова в данном месте, но новые соседи очень сдружились и весело и интересно, полезно провели последующие дни.

Но была у Ивана одна особенность.
И к слову будет сказано, данной чертой обладали в основном и все последующие Соколовские товарищи и друзья по бригаде.

Ванька Зюзин ко всем прочим развеселым чертам своего характера, также являлся любителем заложить за воротник, а если откровенно…, наш виртуоз-тракторист к своим 40-ка годам был закоренелым, неисправимым алкоголиком…, и даже просто – алкашом.
Но Ваня был не просто алканавтом – нет…, в сочетании со своей природной веселостью, открытой нараспашку простодырой русской душой и вечной нетрезвостью…, но наш механизатор в засаленной спецовке являлся душой любой компании и завсегда бывал прощен за свои прегрешения как друзьями…, но даже и начальством.

Вот с этаким друганом да баламутом и предстояло провести нашему герою полтора летних месяца своей беззаботной молодости.

*    *    *

Студенту Соколову завели трудовую книжку, присвоили специальность дорожного рабочего 3-го разряда, определили в бригаду мостостроителей, где ко всему прочему работал и Ванька Зюзин.
 
В зависимости от состояния здоровья и количества страждущих…, в 7-00 утра дежурная машина с будкой останавливалась у заветных ворот на окраине частного сектора и первые «бомбы краснухи» позванивая в матерчатых авоськах оказывались в кунге.
Оторвавшись от картежной свары крайний мужик три раза стучал в стенку и машина трогалась в путь километров за 30-ть к очередному строящемуся мосту.

Утром Сережа Соколов не пил принципиально.
К слову сказать…, с утра все лишь слегка поправляли здоровье…, в обед соображали самую малость, а уж на обратной дороге…

Студента Соколова спасало одно обстоятельство.
В особенность своего характера и мировоззрения, как-то само собой…, но наш Сережа повсюду очень быстро забывал свою старую подружку и обзаводился новой.
Вот и здесь, в незнакомом Арзамасе, живя на сцене Актового Зала, на раскладушку к студенту стала приходить девочка Женя, учащаяся кулинарного техникума и дочка крановщика Петрова, проживающего в бараке по соседству с Ванькой Зюзиным.

Одним словом – наш студент устроился очень даже не плохо…

*    *    *

С утра мастер Демаков был возбужден и деловит: - Мужики…, завтра мост сдаем, в обед комиссия приедет, щас асфальт привезут, быстро всё подметаем, трое ограждения докрашивать, а вы петли с плит срезать. Сёдня всё надо сделать. Завтра барана в котле будут варить, во-он там на бугре за елками, думаю и нам останется. Водка за мной.

Но к ужасу выяснилось что дальнее соединение моста с основной дорогой не было выполнено, ни щебня, ни цемента, ни кирпича в запасе не оказалось и в итоге, не долго думая мастер Демаков лично бульдозером в данное аварийное место натолкал побольше песка, кое-как утрамбовал гусеницами, а далее прибывшим асфальтом всё это попросту и закатали.
Всё получилось очень даже красиво, дорога закрыта, всё ровно и по проекту.
Главное завтра мост сдать, а потом и разберемся. (Конечно-же через неделю после открытия движения, в данном месте все провалилось и удивленные водители с матерными выражениями…, но ухитрялись проезжать по новенькому мосту).

На следующий день, ближе к обеду работяг спрятали в вагончиках, члены комиссии с умным видом походили по мосту, а затем дружно удалились и скрылись за елочками на бугре в стороне от дороги.

А к вечеру, как и предполагалось – мяса в котле оставалось предостаточно, водка у Демакова также была припасена и наш Сережа Соколов впервые в жизни принялся отмечать славное событие – сдачу в эксплуатацию автомобильного моста.

*    *    *

Так и зажил наш герой за бархатными шторами на сцене Актового Зала в компании В.И.Ленина и девочки Жени.

Летние дни пролетали один за другим…, иногда в этой суматохе зубы было некогда почистить.., а чтобы помыться…, или в баню сходить, бельишко поменять…, об этом Сережа даже и не думал.
И так сойдет.

Выходные дни в компании вездесущего Ваньки Зюзина конечно-же превращались просто в пьянку.
Особенно городишко Арзамас удивил нашего студента доступностью покупки водки и обилием (на каждом шагу) «разливаек», вино в которых подавали прямо в пивных кружках.
И организм студента Соколова постепенно стал обвыкать и все более редко исторгал из себя алкоголь во всех видах.

*    *    *

Участие в строительстве следующего моста через реку Серёжа (так река называется – «Серёжа», не поверите, но факт) наш герой принял с самого начала, с планировки берега и забивки свай под опоры.

Объект находился очень далеко и каждодневная дорога туда-сюда занимала около 2-х часов, поэтому и вина покупалось поболее.

Новый мост строил пожилой, опытный, хитрющий прораб Поликарпов, который был очень дружен с каждым работягой и отношения эти всячески поддерживал.
Поговаривали что потихоньку Поликарпыч построил дом и несколько гаражей, а это в те времена было удивительно и подозрительно.
Ну да ладно, мало-ли чего болтают.
Но одно обстоятельство с начала очень удивило Сережу Соколова, но затем он и думать об этом перестал.
Ближе к обеду бригада дружно залезала в родной грузовик с тентом и ехала в деревенскую столовую, где кормили настоящей домашней, сытной, вкуснейшей едой.
Эти борщи, щи, котлеты и прочие яства наш герой запомнил на всю жизнь, как и образы родных, ласковых грудастых бабушек поварих в простеньких белых передниках и самодельных колпаках на головах.
Но особенно навсегда укоренилось в его голове обязательное для всех приложение к обеду.
Каждый день за счет прораба Поликарпова…, но почему-то вовсе на халяву…, но в обязательном порядке перед рабочими стояли полные стаканы водки.
Полный стакан водки…!!! Бесплатно…!!! И его нужно было мужественно залпом, по мужицки выпить и не поморщиться…!!! Фу-у-у…!!! Блин…!!!
И за обед кажется не платили…

А уж на обратной дороге пили кто сколько хотел во всех придорожных сельских забегаловках и столовках.

Но мы наверное с Вами притомились слушать эти небылицы.
За полтора месяца много чего произошло и веселого, и не очень, поэтому сократим наше повествование.

Наш студент вдали от мамочкиных пирожков отведал настоящей жизни, похлебал самостоятельности, приобрел уверенность в принятии решений… и навсегда простился с новыми друзьями, поклялся в в вечной дружбе Ваньке Зюзину и обидел девочку Женю.
Сережа Соколов позднее не вернулся с мамой и не взял Евгению в жены, (на что та оказывается очень надеялась), а как последняя мелкая Сволочь скрылся и сбежал в неизвестном направлении.

*    *    *

Город Арзамас со своими мутными похлёбками из обрезков ни пойми чего в столовках-тошниловках и огромным древним Собором на главной площади города, своей свободной продажей «чекушек» водки и невиданной  дефицитной французской пудры «Ланкоме» с розой на коричневой квадратной крышке футляра, с добрейшими своими жителями, истинно русской душой и бытом людей из настоящей глубинки…, но этот славный город навсегда запомнился нашему герою только с положительной стороны.

А как вкусно и невообразимо хлебосольно кормили в милой домашней столовой в деревне на берегу речушки под названием Серёжа…

Зимой наш студент вновь на месяц приехал сюда-же на преддипломную практику, но главный инженер в сереньком костюме лишь похлопал его по плечу, подарил экземпляр проекта моста через реку «Сережа», подписал все документы, поставил синие печати и отправил путешественника до дому восвояси с глаз долой.

В последствии по данному проекту Соколов влегкую выправил себе дипломный проект и вышел в жизнь инженером – строителем автомобильных дорог, на коих далее никогда в своей жизни и не работавшим.

Эх – х…, когда это было…!!! Эх – х…, годочки наши… Ну да ладно… Может поживем ещё… чуток…

Всем привет…!!!!