Впасть в детство- это не всегда старческое помутнение рассудка. Бывает, что это явление просто мысленное возвращение в прошлое, в молодые годы, в детство с присущими тем временам радостям и ценностям, а также попытка актуализировать эти радости и ценности.
Вот я, например, устроил себе ретроспективный просмотр шедевров советского детского кино с гениальной музыкой Крылатова, Рыбникова, Зацепина и М. Дунаевского и несколько дней потом ходил сильно помолодевшим.
А сейчас просматриваю «трофейные» фильмы, виденные в последние годы войны и первые послевоенные. Большинство этих фильмов были американского и английского производства с американскими и английскими артистами, а назывались трофейными из высших идеологических соображений. На самом деле их демонстрация в СССР была чем-то вроде ленд-лиза из США и Великобритании.
Поскольку бОльшая часть моей жизни протекала под перестук морзянки, остановлюсь на английском фильме «Джорж из Динки-джаза», в котором она, морзянка, выступала основной интригой.
Фильм снимался в 1940 году. Англия воевала с гитлеровской Германией.
Норвегия ещё не была оккупирована и в Бергене, по данным английской разведки, находился шпионский центр нацистов, действующий под прикрытием « Динки- джаза». Шпионы добывали сведения о координатах английских кораблей, каким-то образом сообщали соответствующие данные немецким подводным лодкам и те успешно торпедировали англичан.
Для раскрытия шпионской сети в оркестр был внедрён английский музыкант-разведчик. Однако немцы быстро « вычислили» его и убили. Лондон посылает в Берген ему на замену другого разведчика, тоже музыканта. В результате транспортной неразберихи и суматохи этот «специалист» по пути в Берген теряется, а его чемодан оказывается у англичанина Джорджа, этакого живчика и виртуоза банджиста ( игрока на банджо).
Симпатичная администратор гостиницы, она же резидент английской разведки, принимает его за своего. Джордж объясняет, что он это не он, но соглашается работать на родную Англию и определяется в оркестр Динки-джаза.
В результате невероятных и смертельно опасных приключений Джорджу удаётся выяснить, что информация передаётся на подводные лодки зашифрованными сигналами азбуки Морзе, которые издают инструменты оркестра. Технические подробности в фильме не раскрывается, логика действий не просматривается, но фильм смотрится легко и с интересом благодаря динамичности сюжета.
Я благодарен фильму за первое знакомство с морзянкой, а советские люди за приобщение к хорошей джазовой музыке.