Или спит, или вообще отсутствует

Михаил Гонопольский
Надо как-то и самому поругать потребительское общество. Его уже ленивый только не ругает, а я вот как-то зазевался…

Итак... Вот, помню, стареющие шестидесятники и их поклонники насмехались над внедряемым тогда советскому народу страхом перед Западом. С его, понимаете ли, разглагающимся потребительским обществом.
Передразнивая, пели: “Не ходите, дети, в школу, пейте, дети, кока-колу”.
Очень потешались над этим. Говорили: “Кока-кола - это же просто газированная вода, вот и все”.
Короче, протестовали всячески против демонизации Запада во всех его проявлениях.

А теперь ближе к правде.
На самом деле пресловутая “кока-кола” - оно хоть дело и простое, но простота эта лукава. Простота эта действительно покупала человека.
То есть, выпил ты эту самую “кока-колу”, - все, ты куплен.
Куплен феноменом широкого, свободного потребления. Или как мы тогда это называли, “нормальной человеческой жизни”.
 
Помню, в девяностом я впервые выпил в Москве, в аэропорту, стакан “Фанты”.
Это была сказка. Это был вкус другой, нездешней, жизни.
Спустя годы, я узнал, конечно, что содержание этой сказки, по большей части, - скучная химия. А тогда, после наших провинциальных “Дюшеса” и “Буратино” - это действительно был вкус новой жизни. Иного мира.

Человек - конструкция многослойная. Такая многослойная, что куда там торту “наполеон”...
Но в этой заметке нас интересует всего два общих уровня.
Первое - это уровень “человеческий”. То есть высшие проявления феномена “человек”.
И второе, - уровень... Ну, не будем говорить "животный", слишком уж грубо. Скажем лучше - нормального "живого существа".
Живого существа, которое хочет нормально есть-пить, размножаться, обставить свою норку, ну и так далее.
Все мы, конечно, стараемся держать в узде наше “живое существо”. А то дай волю его желаниям и замашкам... Но обеспечивать его надо, - а то ведь брыкаться начнет.

Так вот, мы видели тогда, что потребительское общество обеспечивало эту низовую, "животную", суть человека. Давало открыто и свободно то, что ей, животине, нужно:  пищу, свободную любовь, вещи для жизни и для дома.
А ты, - сколько бы ты не горбил на своем заводе в Верхониженске, всю жизнь был обречен доставать, добывать в очередях... 
А не пойти и просто купить.
 
И этим потребительское общество покупало человека. Покупало через нормальное, природное, “животное” удовольствие.
По принципу: сделай приятно чьей-то собачке - ты доставишь удовольствие ее хозяину.

А что давала советская сторона конфликта?
Она поставляла человеку какие-то невнятные лозунги единства, братства и совместного труда на благо чего-то там.
Они обращались совсем к чему-то другому в человеке. К другому уровню. Не к его животной основе.
Так вот, - следим! - обращение это не было подтверждено положительными эмоциями для его “животного”. А раз так, то это уже была заявка на проигрыш.
А лозунги эти, получается, были всего лишь “внеэкономическими методами принуждения”. Есть такой термин.
 
А где же был тот уровень, к которому теоретически был обращен их посыл? Уровень “человеческий”? То есть - "внутренний человек", готовый с радостью работать для общества, отдавать все силы на общее благо, будучи уверен в других, - где он был? У большинства людей или спал, или отсутствовал.
И поэтому они проиграли.

Но есть еще более интересная сторона дела.
Погружение в то, чем снабжает “животный” уровень человека потребительское общество, замыкает человека на интересах этого внутреннего “животного”.
И все, - я куплен.
Я уже живу в капсуле этих интересов. Другой, рядом со мной, - в своей капсуле.
 
Вот и отлично.
Теперь нами можно управлять. Периодически вбрасывая в кормушки, простите, - на рынок, - то же самое, но другого покроя, другой толщины, другой модификации...
То есть то, что способно снова и снова побуждать интерес. Чтоб не засыпало внутреннее "животное".
 
То есть, тот же самый внеэкономический метод принуждения.
Такой же как совковый, - но уже не лозунгами, а новыми гаджетами побуждаемый. Ничто не ново под луной.
Да и откуда взяться новому?
Ведь то единственное в нас, что может сделать нашу жизнь действительно новой, то есть - "внутренний человек", готовый с радостью работать для других, отдавать все силы на общее благо, у большинства или спит, или вообще отсутствует.

Ну вот, кажется, удалось и мне поругать потребительское общество.
Аж гора с плеч...