Американец

Виктор Замятин
   Когда пишешь рассказ об американце, то правильно указать его цвет. Это был
белый американец по имени Джон. В 1947 году я сдавал ему "студебеккер", случайно уцелевший во время войны. На такой машине мой дядя Миша таскал Катюшу. Его убили
в мае 1945 года под Берлином. Убила банда разгромленных фашистов, вышедших из леса. Пуля попала в живот и через 4 часа он скончался. Похоронка пришла, но
подробностей в ней не было. Подробности гибели дяди Миши рассказал земляк,
воевавший с ним в одной батарее и вернувшийся вскоре в наше село под Красноярском.

   Американец осмотрел машину, проверил шанцевый инструмент, возимый лом и потребовал гаечные ключи. Я ответил ему, что ключи потерялись на войне. Но
американец требовал ключи, иначе грозил не принять машину. Пришлось отдать ему
ключи от моей полуторки.

   Американец сел в машину, заехал на пароход, загнал " студебеккер " под пресс,
пресс шлепнул, подошел кар и отволок лепешку в угол палубы.

   Тут я сказал Джону, что он может больше, чем я. Будь у него за спиной
20000000 погибших лучших людей( погибают всегда лучшие ), тысячи разрушенных городов и десятки тысяч сожженных деревень, я бы не смог потребовать у него один
килограмм металлолома. Американец ответил, что он может много больше, чем я,
потому, что уважает инструкцию.

   Я согласился.