Китай объединяет мировую академическую науку - 3

Записки Охотоведа
Альянс международных научных организаций проекта «Пояс и путь», именуемый сокращенно как «ANSO», объявляет о себе, то что эта организация всегда будет привержена масштабной цели достижения устойчивого развития посредством наращивания академического потенциала, обеспечения продуктивного научно-технического сотрудничества и осуществления эффективной коммуникациям в области науки и техники в трансграничном и транснациональном регионе «Пояс и путь.

ANSO фокусируется на серьезных, сложных научных задачах и пытается мобилизовать как государственный, так и частный сектор для совместного решения различных проблем развития http://anso2018.csp.escience.cn/dct/page/70002. Читая эти строки из пресс-релиза, сам я позже просматривая одну из презентаций, выделил для себя концепцию three pools или трех мировых опор, две из которых представляют собой стабилизационные ледово-снеговые массивы Арктики и Антарктики, третья расположена в высокогорной системе Гималаев и Тибете.

Презентация была наглядной и убеждала о своей научной доказательности массой графиков, обилием цифр расчётных параметров и моделей. Китайцы рассказывали каким образом происходящие в мире глобальные изменения климата на протяжении нескольких лет меняют физическую картину в мире.

Таянье ледников вызывает сели и оползни, размываются дороги, страдают поселки и города. Как ни удивительно то, что ни среди докладчиков, ни среди многих лиц, запечатленных на фото и видео, не видно отчаяния и уныния, везде господствует деловой настрой и готовность исправлять возникающие критические ситуации. Либо это всегдашний оптимизм китайцев, либо мудрость тибетцев, живущих с незапамятных времен в суровости природной среды. Скорее всего, и то, и другое!

Впрочем немаловажно сказать, что этот оптимистичный настрой вырос не на пустом месте,  правительство Китая обеспечивает, планирует и поддерживает вполне конкретные планы покорения природы, ориентируясь на неуклонное исполнение "китайской мечты" Председателя Си и свой менталитет существования "Срединной империи". Хорошо известно, что уже в течении более, чем полувека некогда пустынные в своем прямом физическом смысле, пустыни Внутренней Монголии и высокогорья Тибета планомерно и неуклонно осваиваются китайским государством.

Основная масса предстоящих перемен, причиной которых станет реализация проекта китайского шелкового пути запланирована именно в этих местах.

Хочу отметить, что в моей научной жизни последних лет были не раз наши совместные экспедиции последних лет по маленьким деревням и небольшим городкам Южной Сибири и юга Дальнего Востока. Не раз и не два у меня появлялось ощущение дежавю, закрадывалось чувство, что когда-то и как-то это же было.

Долго я не мог «привязать» к своему прошлому это ощущение, и наконец вспомнил. В одной из наших поездок, наблюдая как со-руководитель с китайской стороны старательно стучал по клавишам ноутбука, перенося в печатные строчки торопливые иероглифы из своей записной книжки.

А я как-то вспомнил, что почти  сорок лет назад читал в тесной комнатке прежнего Общества изучения Амуро-уссурийского края архивные записи дневников В.К. Арсеньева. Путешественник, натуралист, контрразведчик детально перечислял китайские поселения и промыслы в уссурийской тайге начала ХХ в.

Словно живые появлялись перед глазами выписанные рукой мастера картины жизни того времени, прослеживались строгая логика человека державы, который планировал как должна быть заселена вся пригодная территория населением России.
Я почти в реальности видел, как он записывал при свете костра, отмахиваясь от вездесущего гнуса, щурясь от дыма костра, делал свои заметки.

Тогда еще Россия прирастала Сибирью и Дальним Востоком, а ведь сейчас китайцы в своих экспедициях смотрят и пишут свое. Они охотнее всего встречаются и общаются, не жалея времени со своими соотечественниками, которые имеют бизнес, давно живут и работают в России. Именно от них, они узнают «спрессованный» опыт вживания в сибирскую и дальневосточную глубинку.

Китайцы никогда не забывают о своей родине, и готовы ей служить, где бы они не жили. Я это видел многократно, во всех регионах мира, и пребывая бок о бок с ними в экспедициях по территории Восточной Сибири, я не раз задавался вопросом, а не будет ли через 15-20 лет для нашей страны совершенно иной геополитической ситуации, той которой уже невозможно будет исправить и поменять?

Ведь сейчас мы сталкиваемся с откровенным пренебрежением властей и бизнеса к академической науке, ресурсы продолжают «течь рекой» в Китай при откровенном попустительстве власть предержащих страны...

Два дня заседаний ANSO пролетели быстро и незаметно. Большую часть времени наша делегация в полном составе провела на сессии окружающей среды и «зеленого» развития.

Китайский академический институт по изучению Тибетского плата был основной организацией, ответственный за это направление.  Сессия 2 «ANSO-DigitalBelt&Road», где обсуждались перспективы и проблемы создания «цифрового пояса» курировал Институт дистанционного зондирования и цифровой Земли, также Китайской академии наук.

Секция, рассматривающая способы и пути перехода к устойчивому развитию, эффективному управлению и инновациям была отдана Китайской академия наук и технологии развития. Секция «ANSO-Наука и образование» уверенно провел Университет КАН. Еще была секция по «Инфо-инфекционным заболеваниям и медицине» от Института Пастера в Шанхае, принадлежащий Китайской академии наук. Еще одна секция была направлена на проблемы и перспективы инноваций и развития, ведомой также Шанхайским научно-исследовательским институтом Китайской академии наук и Центром инновационного сотрудничества CAS  в Бангкоке.

Одно из заседаний я провел на секции № 7. «ANSO-Биоразнообразие и сохранение». За эту секцию отвечал пекинский Тропический ботанический сад также Китайской академии наук.

Здесь я попал в близкую мне среду «мозговых штурмов» широко практикуемых природоохранными неправительственными организациями. В группе по выработке стратегических целей по изучению и сохранению биоразнообразия в зоне осуществления мегапроекта реновации китайского шелкового пути мы достаточно быстро и предметно обсудили черновик резолюции, в которой были изложены весьма конкретные предложения.

Мной было пыла предложено, чтобы через два года, в 2020 г. когда в Китае состоится юбилейная 15-я Конференция Сторон Конвенции о биологическом разнообразии, был организован общемировой научный симпозиум по теме биоразнообразия и сохранения окружающей среды.

В предложения для исполнения были включены также позиции о необходимости наладить мониторинг состояния окружающей среды в трансграничных районах, меры по организации более эффективной сети ООПТ, обязательность осуществления согласованных действий по защите дикой природы, редких видов и их местообитаний.

На заключительном заседании, который вел Президент РАН академик А.М. Сергеев, было объявлено следующий форум ANSO состоится в Москве в 2020 году. И я думаю, что несомненно, китайцы извлекли из этого мероприятия максимум пользы и продолжат свой "срединный путь" к вершинам третьего тысячелетия.