Россия в войне с Наполеоном ч. 19

Николай Мринский
Август Осипович Дезарно или Август-Жозеф Десарно (фр. Auguste-Joseph Desarnod l'Ancien, 1788, Франция - 15 апреля 1840, Санкт-Петербург) - художник-баталист и гравёр, академик Императорской Академии художеств. На картине - ген. граф Уваров при Бородино во главе кавалерийского рейда в тыл войск Наполеона. Позади Уварова - командир Лейб-гвардии Казачьего полка ген. Василий Орлов-Денисов и командир Лейб-гвардии Уланского полка ген. Антон Чаликов в мундирах своих полков.

В полдень сильная партия донских казаков ген. А.А. Карпова 2-го, посланная командиром 2-го пехотного корпуса ген.-л-нтом К.Ф. Багговутом (он стал командующим левого фланга русской армии после смертельного ранения ген. Н.А. Тучкова 1-го) в разведку, обнаружила несколько колонн пехоты и скрытую в лесу артиллерию неприятеля. Движение казачьей партии противник принял за атаку и немедленно выдвинул свои орудия и послал стрелков, открывших огонь по казакам (7). В воспоминаниях Ф.Н. Глинки, участвовавшего в Бородинском сражении, так описывается этот бой: «Донцы и ополченцы скрыты в засаде. Они раскроют себя, ударив во фланг неприятелю, когда он слишком самонадеянный, начнёт обходить позицию слева. Уже запылало в отдалённости... Поляки приближаются, страшные батареи ревут перед ними. Вся окрестность обстреляна. Ядра снуют по воздуху; картечи вихрятся. Но вот стальная река штыков и сабель, вот радужная лента уланских значков склоняется вправо... Неприятель намерен обходить - и вдруг высокий лес ожил и завыл бурею: 7000 русских бород высыпало из засады. Со страшным криком, с самодельными пиками, с домашними топорами они кидаются на неприятеля как в чащу леса, и рубят людей, как дрова!» (8). На помощь маршалу И.А. Понятовскому Наполеон направил десятитысячный 8-й армейский корпус Великой армии под начальством дивизионного ген. Ж.А. Жюно. Под натиском превосходящих сил противника русские войска уступили французам дер. Утицу, а затем и Утицкий курган, но остановили продвижение польских улан, укрывшись в Большом Утицком лесу.

Вскоре казаки стали активно нападать на тылы и фланги противника, нанося ему ощутимый урон, расстраивая колонны, поражая и захватывая в плен солдат и офицеров. В результате активной и хорошо организованной обороны, благодаря мужеству и героизму солдат, офицеров и генералов русской армии корпус маршала Понятовского понёс большие потери, остановился и более не принимал решительных наступательных действий до конца сражения. Казаки ген. Карпова 2-го до глубокой ночи следили за действиями неприятеля и докладывали об этом ген. К.Ф. Багговуту. В этот день донские казаки активно включались в другие боевые операции русской армии. На правом фланге отдельные отряды полковников М.Г. Власова 3-го и С.Ф. Балабина, отправленные накануне для наблюдения за неприятелем, «постоянно его тревожили и поражали довольно». Казаки под началом войскового атамана Матвея Платова с восходом солнца выступили из лагерного расположения и последовали на левый фланг французской армии. Нападая на кавалерию и пехоту, уничтожали разведчиков, канониров и фуражиров, наблюдали за передвижением неприятельских войск вице-короля Италии, начальника 4-го армейского корпуса Великой армии Э.Р. Богарне. Вскоре казаки обнаружили броды через р. Колочу и ген. Платов отправил к главнокомандующему М.И. Кутузову принца Э. Гессен-Филиппштадского с просьбой разрешить казакам «совершить диверсию в тыл противника». Полковник К.Ф. Толь доложил ген. Кутузову предложение донского войскового атамана.

После изучения и оценки оперативной и стратегической обстановки в центре и на левом фланге, в критический момент сражения, после полудня, когда французы усилили натиск, и почти разрезали изрядно обескровленную Русскую армию, произошло нечто неожиданное. Тревога показалась на лицах французских генералов. Наполеон ускакал назад, что случилось? В армейском тылу, как у себя дома, хозяйничали казаки!.. Главком М.И. Кутузов в полдень отдал приказ о рейде конницы ген. от кавалерии М.И. Платова и ген.-адъютанта Ф.П. Уварова в тыл левого фланга, где стоял корпус Эжена Богарне. Это решение, как писал впоследствии участник Бородинской битвы выдающийся немецкий военный учёный и теоретик К. Клаузевиц, было принято между 8 и 9 часами утра. Сражение находилось ещё в первой стадии своего развития. Не было никакой возможности предвидеть в какой-либо мере его конечный исход. Донским казакам и кавалеристам Ф.П. Уварова надлежало переправиться через р. Войну - приток р. Колочи, выше Бородина в районе дер. Малой и, обойдя неприятельский кавкорпус с тыла, атаковать из его состава 84-й линейный полк и кавбригаду Орнано. Несмотря на сложный рельеф местности для рейдовых действий лёгкой конницы, ген. Уваров поручил графу Орлову-Денисову возглавить первую линию атаки 3-х кавполков (лейб-гвардии Казачий, лейб-гвардии Гусарский и Елисаветпольский гусарский) на пехоту неприятеля. Во второй линии атаки следовали лейб-гвардии Уланский, Нежинский драгунский и другие полки. 

Вам не видать таких сражений!..
Носились знамена, как тени,
В дыму огонь блестел,
Звучал булат, картечь, визжала,
Рука бойцов колоть устала,
И ядрам пролетать мешала
Гора кровавых тел.
М.Ю. Лермонтов «Бородино».

28 эскадронов указанных полков, при 12 орудиях спустились в ров, затем поднявшись на противоположный высокий берег, под огнём вражеской артиллерии, провели стремительную атаку у с. Беззубово. Кавалерия итальянской бригады ген. Орнано была опрокинута и отброшена за р. Войну, два орудия достались казакам. В формулярных списках казаков-гвардейцев эта атака отмечена весьма лаконично: «26 под Бородином, на правом фланге в атаке противу конницы и пехоты, под картечными выстрелами...» Конники ген. Ф.П. Уварова, прорвавшись через плотину, начали преследование и дошли почти до Бородино. Паника была огромная, обозники, маркитантки стали разбегаться, по дорогам неслись бесхозные фуры и повозки... Когда Наполеону доложили, что князь Кутузов задействовал казаков, он немедленно отменил приказ о вводе в бой за Курганную высоту императорской гвардии. «Я не могу рисковать последним резервом за 3 тыс. км от Парижа», - заявил он. Опасаясь за тыловые коммуникации и свой левый фланг, Наполеон начал переброску более 5 тыс. гвардейских кавалеристов и свыше 10 тыс. чел. пехоты. Дезорганизация и хаос в тылу французской армии достигают критического значения. Даже в мирной обстановке не так просто совершать перемещения больших масс, а в данном случае имело место перемещение частей по полю, забитому войсками, над частью которых было утрачено управление. Войска маршировали то в одну, то в другую сторону, совершая ненужные переходы. Нарушилось движение всего тылового транспорта, снабжение артиллерии, санитарных служб и т. д.

2-й Западной армии сразу «сделалось легче дышать». Две последующие атаки русской гвардейской конницы уже были неприятельской пехотой отражены. Построившись в каре, она вела сильный ружейный огонь. К этому времени в центре и на левом фланге русской армии обстановка складывалась весьма напряжённо и критически. Противник, неся огромные потери, заметно потеснил корпус Н.А. Тучкова 1-го и пехотную дивизию П.П. Коновницына, захватил дер. Утицу и курган, артогнём почти полностью уничтожил батарею ген.-л-нта Н.Н. Раевского, захватил Багратионовы флеши. Положение русских войск усугублялось ещё и тем, что накануне Бородинского сражения ген. от кавалерии Л.Л. Беннигсен самовольно изменил расположение войск на левом фланге, поставив корпус Н.А. Тучкова 1-го фронтом к противнику. Этим действием был сорван запланированный М.И. Кутузовым важный маневр. Корпуса ген.-л-нтов К.Ф. Багговута и А.И. Остермана-Толстого были брошены на поддержку левого фланга и центра, резервы русской армии стали быстро таять. В штабе Кутузова с надеждой и нетерпением ожидали вестей от ген. Платова и Уварова. Атаман Платов находился правее кавкорпуса ген. Уварова. Его шесть с половиной полков (около 2700 всадников) перешли вброд ручей Войну севернее с. Бородино, рассыпались в неприятельском тылу и кинжальными ударами произвели такую тревогу, что бывшие там обозы в величайшем беспорядке обратились в бегство. Разбегались и прятались в зарослях кустарника, и перелеске стройные ряды колонн, артиллеристы и канониры, бросая зарядные ящики. Казаки, казалось, возникали ниоткуда.

Они вихрем проносились между расстроенными рядами неприятельской пехоты, стреляли из винтовок и пистолетов, врезались на полном скаку в боевое охранение обозов. Там, где не могли достать противника саблями, жалили его своими длинными пиками. Кроме того, донские казаки Матвея Платова сбили с позиций две баварские конные бригады и отогнали подоспевшую им на помощь кавалерию итальянского вице-короля. Э. Богарне чуть не попал в плен к казакам, под ним была убита лошадь, погиб один из его адъютантов. Он вынужден был приостановить перевод резервов 4-го французского армейского корпуса к дер. Захарьино и Бородино. Затем М.И. Платов скрыл свои полки в лесу и долгое время французы не могли определить, насколько реальна опасность, угрожающая их флангу. Опытный Платов в общем сделал, что мог, выиграл время и дал русской армии передышку, возможность подвести резервы и закрепиться на новых позициях. В 15 часов главнокомандующий М. Кутузов, руководивший с Горской батареи ходом всей битвы, приказал эскадронам Уварова и Платова отойти на исходные позиции. Казаки и кавалеристы, захватив с собой пленных и добычу, вернулись в расположение своих позиций, и французы не рискнули их преследовать. В итоге смелого и тактически грамотного манёвра князя Михаила Илларионовича, вовремя задействовавшего большую массу кавалерии, общим числом около 6 тыс. чел. при 12 конных орудиях, ряды французов были так расстроены, что они смогли возобновить свои атаки только через два часа. Разве это не является тем фактом, что конница Платова и Уварова всё же значительно повлияла на ход битвы.

Продолжение следует в части  20              http://www.proza.ru/2019/08/31/848