Бумеранг всегда возвращается

Татьяна Самань
Держась за саночки, по заснеженной сельской дороге, медленно шла пожилая женщина,…сразу было видно,  дорога ей дается с трудом. Валентина часто останавливалась, чтобы немного отдохнуть.  Наконец, она добралась до дома Марьи,….взобравшись на высокое неочищенное от снега крыльцо, постучала в дверь. Не дождавшись ответа, зашла в квартиру,…сразу обратила внимание, что в доме очень холодно и темно. Никто ее не встречал,….скинув пальто, Валентина направилась в  маленькую комнату, которая принадлежала   ее подруге, в другой, побольше, жил сын Марии, Василий…..
- Марья ты дома!? – еще с прихожей громко крикнула Валя - в ответ тишина.
Войдя в темное помещение, она не сразу разглядела,  лежавшего на кровати человека, но зато учуяла неприятный  резкий запах аммиака, и еще чего то неприятного,….так обычно «пахнет» в домах, где есть тяжело больной человек. Валентина подошла к постели, и то, что она увидела поразило ее в самое сердце.
С кровати на нее смотрела сильно исхудавшая женщина с растрепанными волосами,… в ее взгляде была такая тоска и боль, что Валентина даже вздрогнула,…она еле признала в больной  свою подругу .
- Что с тобой случилось!? Почему не отвечала на мои звонки!? 
- Вася забрал телефон,…мне стало плохо еще две недели назад.
- А почему сын не вызвал фельдшера, почему ты до сих пор, не в больнице!?
Валентина наклонилась к Марии и, приподнимая  голову, убрала  ее седые редкие пряди с лица.
- Да ты вся горишь милая!!! –
- Сердце жмет и холодно мне очень, согрей пожалуйста чаю, - из глаз несчастной женщины  потекли слезы….
- Господи! Что же это творится!? Почему в доме такая холодина!? Где этот изверг,…твой сын!? – Валентина громко ругаясь, уже спешила на кухню включить электрический чайник.
Не найдя дома дров, она побрела на улицу,….хорошо хоть рядом с крыльцом под  ветхим навесом нашла, занесенные снегом поленья и  наложив их на руку понесла домой.
Кое как настругав щепок, растопила плиту,…чайник уже кипел. Валентина налила кипятку в большую чашку, сунув  туда пакетик с заваркой и две ложки сахара. На тарелку горкой положила любимые Марией картофельные калитки, которые  испекла  и принесла с собой, как гостинец.

Валя приподняла подушки  и помогла Марии сесть, поставив поднос с едой прямо на одеяло.  Несчастная грела холодные руки о горячую чашку и дула на чай,…. Чуть-чуть успокоившись, она стала пить чай, откусывая маленькими кусочками пирожок…..
- Ты наверно еще и голодная? В холодильнике смотрю «мышь повесилась», Васька то наверно опять пьет зараза эдакая!....Ох отольются ему твои слезы!!! – Валентина негодуя покачала головой и опять пошла за дровами, решив истопить круглую печку, которая обогревала обе комнаты, и прихожую.
Мария согревшись и наевшись, немного порозовела лицом,  но было видно, что румянец у нее нездоровый…
- Ах не взяла я с собой телефон, а то бы сейчас Галине Аркадьевне позвонила, у тебя температура,….  да и с сердцем видно дела плохи, -  Валентина Ивановна сильно беспокоилась за подругу, сокрушаясь  о своей забывчивости.  А еще ей не давал покоя запах, который исходил от несчастной  женщины….
- Может ты в туалет хочешь?....Давай  я  помогу тебе, - Валя стала стягивать  одеяло, которое та крепко прижимала к себе, видно понимая, что  подруга опять начнет возмущаться увиденным.
- Ой изверг, ой изверг …да чтоб ему худо стало! – причитала Валентина , вытаскивая из под больной  сырые пеленки и простынь. Подсунув  кое-как плоский тазик под зад сидящей на койке больной, она заставила ее помочиться, тут же  подмыв из ковшика.  Сняла всю одежду, обтерла влажной теплой тряпкой тело и помогла переодеться.
 Нашла клеенку и чистую простынь, с трудом перестелила постель,…(с помощью  самой больной) нарвала пеленок из старого пододеяльника, положив их рядом  с постелью.
Пока Валя наводила порядок, Мария молчала, а подруга все  ворчала на Ваську, радуясь, что «изверга» не было сейчас дома,…. она его сильно недолюбливала, зная как он относится к матери. Но то, что она увидела  СЕГОДНЯ,…. просто сразило наповал.
Обе женщины сильно устали,….Маша лежала в изнеможении и тяжело дышала,  да и Валентина давно так  не трудилась - в свои то 75 лет, ….ноги аж подкашивались,…артрит сильно мучал ее последние годы,  ходить без санок зимой, а летом без коляски уже не могла, боялась упасть.

Спустя три часа в доме наконец, то стало тепло, ….Валентина, уходя поцеловала подругу, и обе они расплакались, как будто расставались навсегда. Никто из них не догадывался, что так оно и будет….
Когда прощались, гостья услышала шум в прихожей.- Ну что, старая карга, еще не сдохла!? – в дверях показался пьяный мужчина с опухшим небритым лицом неопределенного возраста, - И ты тут тетя Валя,….что нажаловалась на тебя мамка!? Не верь ей она все врет!
- Я даже разговаривать с тобой бесстыжим не буду! Мать только уснула,  не кричи громко и не смей к ней ходить и беспокоить! – с гневом в голосе и грозя мужчине  кулаком, пожилая женщина уходила из дома. Уже на пороге она обернулась.
Василий не раздеваясь побрел на кухню. Брякая пустыми кастрюлями на плите, он стал ругаться матом, недовольный тем, что ему не наварили есть.
- Старые калоши,….опять жратвы нет никакой!!!
Качая головой и держась за сердце, Валентина Ивановна спустилась с крыльца, и пошла со двора, вслед ей бросался и злобно гавкал огромный тощий пес, отмахиваться от которого у гостьи уже не было сил.
На дороге к ней подошла Вера Игнатьева из соседнего дома.
- Никак к Петровне ходила!?  Что там она бедная,…лучше ей вроде стало, так Васька сказал  вчера!?... Али наврал ирод!?
- Что же ты соседку свою не проведаешь, врача нашего ей не вызвала?! - в сердцах вопросом на вопрос ответила Валентина Ивановна.
-  Не говори так Валя, ходила каждый день!  Марию Петровну кормила, да поила,…лекарство давала, что Галина Аркадьевна принесла,…приходила фельдшер неделю назад, тогда еще Петровна себя гораздо лучше чувствовала,  – все это Вера Андреевна говорила горячо и даже обиженно. – А два дня назад на Ваську – ирода  напоролась, …я его не только словами «обласкала»,  чем попало под руку отлупила!
- Так он же выгнал меня, сказал, чтоб больше  сюда не ходила,…. и припугнул,  баню мою спалить,…со мной вместе,  глаза у него при этом бешенные  были! Как тут не испугаешься! – Вера тяжело вздохнула….. -  А по утру  вчера,  я кошку любимую  нашла  с животом  вспоротым, ирод  - Васька Мухтара  своего на нее  науськал, бедная Мусенька смерть мученическую приняла от волкодава. – женщина  жалобно стала всхлипывать.

 Валентина Ивановна молча выслушала соседку,…она была так уставши, что не знала, как одной  до дома дойти, однако судьба больной подруги волновала ее еще больше, чем свое состояние….
- Совсем слабая Мария , уж не встает с кровати,…. утром  вызову фельдшера, а ты тут помоги собрать ее  в больницу, нельзя  оставлять  мать с  таким сыном – извергом,…пока в могилу бедную   не загнал!
- Все сделаю Ивановна, а сейчас давай тебя провожу до дома, а то ты смотрю еле идешь,….не дай Бог упадешь , а на улице ни души, да и темнеет быстро.
Женщины тихонько «плелись» по пустынной улице села, горюя о несчастной судьбе Марии.      Дома Валентина сразу улеглась, даже  чай пить не стала, думала быстро уснет - так сильно умаялась. Но не тут- то было! Поясница стала сильно ныть, видно сорвала спину, когда Марию ворочала на койке. Пришлось встать, найти нужную мазь,….кое-как, куда достала рукой, натерла больное место.
Долго еще женщина лежала с открытыми глазами,…сон не шел, хоть и боль немного отпустила. Все Марья перед глазами стояла. Полезли в голову воспоминания из далекой молодости, как они с подружкой, двадцатилетние, на танцах в местном Клубе  с хлопцами приезжими познакомились. Сами то они с Марией местные, из ближнего села, родители в совхозе работали, а когда леспромхоз по соседству организовывать стали, так народ и повалил туда валом. Вербованных наехало из Белоруссии и Украины, ой как много! С семьями, да с малыми детьми.

Вот и Николай с Алексеем были как раз из новоселов. Маша да Валя гораздо раньше сюда попали, как только услышали, что в соседнем селе бригады собирают в лесу работать и девчат берут сучкорубами, они долго не думали, побежали в правление отпрашиваться – в совхозе оставаться не захотели,…работа в полеводстве их совсем не устраивала.
Председатель конечно отпускать подруг не  хотел, но никакие уговоры  не помогли, в их совхозе вовсе молодежи не осталось, все поразъехались, …пара  хлопцев на  всю деревню.
А девчонки то молоденькие, как раз, пора влюбляться настала, да замуж выходить, ….только не за кого. А вот в  леспромхозе,  и работы хватает и женихов полно!
Подружкам в общежитии комнату дали, зарплату платить начали такую, о какой в своем совхозе и не слыхали. Через полгода, осенью, познакомились с будущими мужьями, летом сразу две свадьбы сыграли…
Год в семейном бараке жили, а потом квартиры, хоть и однокомнатные, но свои собственные получили. Леспромхоз развивался, народу все прибывало, из приезжих создавали строительные бригады, много строили жилья и социальных объектов.
Поселок разрастался. Жизнь кипела, и хоть труд в лесу был тяжелым, молодежь не унывала. Клуб работал на всю катушку,..днем разные кружки для детей, а вечером то танцы, то кино показывали.

Хорошо жилось в то время на селе, умели молодые и работать ударно и отдыхать весело. Да только скоро у девушек  другие заботы и радости появились семейные,….забеременели они почти одновременно и уже через год после свадьбы родили сыновей! Позже у Валентины появились еще два сыночка, а любимая подруга стала мамой двух дочерей.
 Только вот у Маши, Алексей стал  частенько выпивать, в доме начались скандалы, семейная жизнь можно сказать, сразу не заладилась….
Видно потому и Василий вырос таким жестоким и бессердечным, глядя как ругается, а иной раз «руку поднимает» пьяный отец на маму. Алексей потом и погиб по пьяному делу еще совсем молодым,… сыну тогда  только 15 лет исполнилось, дочкам и того меньше было. Работать Марии пришлось за двоих, но детей она поднял. Во всем себе отказывала, а образование всем троим дала. Василий техникум лесного хозяйства закончил, Наташа и Иришка на учителей выучились.

Сейчас дочки с семьями живут в Питере, а вот сынок два раза женатый был, и в результате один остался,…женам видно не очень то нравился пьющий грубиян. Вот и вернулся Василий к матери, думала помощь будет ей на старости лет, а оказалось на «беду» вернулся. Пока леспромхоз работал, и он на бирже трудился,..но уже не мастером, а простым рабочим, а как совсем предприятие свою деятельность закончило в начале двух тысячных, так Вася остался безработным, как и многие жители поселка.

Почти все мужики в карьеры по добыче щебня пошли работать, в основном вахтовым методом, а этот лодырь один раз съездил, да видно по пьянке выгнали, а больше он и пытаться не стал работать,….понравилось дома сидеть на шее у матери. В лес по осени ходил, занимался сбором и сдачей ягод( деньги в основном пропивал), охотился с собакой иногда на дичь и зайца, но с каждым годом все больше пил, требуя у матери денег на спирт, которым торговали в поселке нелегально.
Собутыльников, подобных ему здесь хватало, со временем Василий совсем опустился и спился окончательно. Страшно представить, как тяжело было ладить матери с ним. Это была не жизнь, а Ад! По дому сын тоже последнее время ничем не помогал, все приходилось делать самой,….таскать дрова с сарая и воду из дальнего колодца, чистить зимой тропинки.
 Подорванное с молодости здоровье наложило свой отпечаток,…ноги и руки плохо работали, сердце стало болеть,….с трудом пожилая хозяйка справлялась с домашними делами. От лентяя матери помощи не было никакой, наоборот  он трепал ей нервы своими пьянками, постоянными придирками и требованиями денег на спиртное. Не было бедной женщине покоя дома, только и могла отдохнуть, когда сидела в гостях у Валентины, жалуясь ей на свою безрадостную старость. Дочери с внуками приезжали редко, сама пожилая женщина вообще их ни разу не решалась навестить в Санкт- Петербурге,…боялась большого города.
Мечтала уйти в Дом престарелых, да вот жалела сына. -  Пропадет ведь без меня бестолковый, пенсии то не заработал еще,…с голоду помрет, -  причитала  плача мать, находясь очередной раз в гостях у любимой подруги.
- Ой Марья, Марья! Он то тебя, ирод не жалеет, просто издевается! Отольются Ваське твои слезы, вот попомнишь мои слова! – любила повторять Валентина  заученные слова – Давно тебе говорю, переходи в мой дом жить,…вместе  нам легче будет!
- Что ты подруга! Васька не только мне, но и тебе тогда жизни не даст –  вздыхала горестно Мария Ивановна, - Умереть бы быстрее….
Так и текла жизнь Марии Петровны беспросветно и безрадостно.
Судьба Валентины Ивановны сложилась гораздо лучше. В любви и согласии дожили они с мужем Николаем до золотой свадьбы, (жаль умер три года назад от инсульта) воспитали троих сыновей красавцев! Двое -  Саша и Толя, устроились в районном центре жить, а старший, тоже  Николай, здесь в поселке остался работать, правда далековато от матери проживает, но не забывает навещать и помогает во всем.
Только с невесткой не очень повезло, не сложились отношения,…..уж больно нрав крутой у Татьяны, мужем крутит как хочет, Коля без нее и шага не сделает, «мягкий» нутром оказался  старшенький, как и батька его,…слова поперек не скажет!...Мать украдкой жалела сына, все ей казалось, что слишком строга к нему жена, ласкового слова от нее не слышала никогда. Правда хозяйкой она оказалась хорошей,....семья живет в достатке, дома и во дворе у нее  во всем порядок, этим фактом и успокаивала себя Валентина, да и Колька никогда не жаловался на Татьяну.
Вот и думает частенько Валя, что ее ждет в старости, а вдруг придется с невесткой неласковой век доживать,….дочерей то Бог не дал! Тут же сомнения  берут - вот у Марьи дочери есть, а «коротать вечера» приходится ей с извергом – сыночком (уж по другому и называть его не хочется – изверг и ЕСТЬ!) – Разве ж можно к матери, которая ласкала, да любила пуще жизни своей, так относится!? Словно фашист какой!!! – еле уснула Валентина в ту ночь, как пришла от подруги, плохие мысли да усталость нарушили сон.
Встала рано, с больной головой,…истопила плиту, позавтракала и хоть чувствовала себя очень плохо все равно пошла в местную больничку(которая находилась на другом краю поселка),…беспокоилась о подруге  сильно, понимая, что надо спешить.
Пришла рано, фельдшера ждала на улице, потом подробно объясняла сложившуюся ситуацию,  торопила доктора.
- Что же Мария Петровна мне ни разу не позвонила!?.... Когда я у нее была, она чувствовала себя бодрячком, придется прием отложить, раз такое дело! –  Галина Аркадьевна была сильно взволнована,….чувствовалось, винила себя тоже, что не проведала свою подопечную односельчанку  раньше, - Я ей дозвониться не могла,…вот как раз сегодня собиралась навестить…..
Фельдшер быстро собрала свой дежурный чемоданчик и, повесив на дверь объявление о том, что ушла на срочный вызов, Галина Аркадьевна заторопилась к больной женщине.
- Зайди Галя по пути к  Вере Исаковой, она поможет собрать Марью….а я уж домой поковыляю, совсем что-то мне плохо – чувствую, давление поднялось наверно….
- Не беспокойся, как отправлю твою Петровну в больницу в райцентр –  позвоню тебе! А сама Валя, как придешь домой, сразу ложись в постель, и выпей успокоительное, к ногам грелку, …..я навещу тебя позже, как все закончу – давала советы своей постоянной пациентке, закрывая ФАП, Галина Аркадьевна.               
- Буду ждать!  –  крикнула ей вдогонку Валентина, в надежде за дальнейшую судьбу Марии. Проводив взглядом фельдшера, она  тихонько побрела со своими саночками - выручалочками в обратный, не ближний для нее путь.
В этот же день Марию Петровну увезли в республиканскую больницу г. Петрозаводск, где она через неделю скончалась от воспаления легких. Осложнение дало  обездвиживание, обезвоживание организма, плюс неотапливаемая квартира, за последние два дня усугубили болезнь, с которой ослабленный организм уже не в состоянии был справиться….

Хоронили Марию Петровну Губенко всем поселком, приезжали дочери,…плакали у гроба, Василий был трезв и тоже выдавил «скупую мужскую слезу», в которую никто из присутствующих не верил. Весь поселок на похоронах молча осуждал сына, только душа покойной «летала» сверху и радовалась, что кончились наконец ее мучения…
Валентина Ивановна все никак не могла проститься с подругой на кладбище, сквозь рыдания она без конца твердила одни и те же слова – Прости, что не уберегли,….прости родная, прости!!! - ее еле, еле оторвали от гроба. На поминки она не пошла, потому, как смотреть на убийцу Ваську не могла.
Наташа с Ириной не дождались девятого дня (срочные дела звали их в обратную дорогу)  Проведать маму на кладбище поручили брату, только никто его там не видел,….он «помянул покойницу» дома со своими дружками на оставленные сестрами деньги.
А до «сороковин» Васька не дожил, через тридцать дней со дня прощания с матерью, он помер от инсульта,….нашли его дома в холодной квартире, лежащим на полу в собственных нечистотах. Вскрытие определило, что пролежал он недвижимый, но живой - дней пять…
В дом, кто-то заходил (видно собутыльники), ими, а может и самим хозяином пока был в состоянии, вынесены из комнат все более ценные вещи, которые можно было пропить. Василия возможно, нашли бы и гораздо позже, но уж слишком страшно выла его верная голодная собака на улице,….особенно ночью, соседи заподозрили «плохое»….
Хоронить брата приехала одна Наталья ( Ирина не смогла), проститься на кладбище пришли только два другана пьяницы. Никто не жалел молодого мужчину, так бесславно закончившего свою  короткую жизнь. А между собой односельчане шептались: « Вот и наказал Боженька Ваську за измывательство над матерью,….все ему возвернулось сполна!!!».

Эта грустная история жизненная….имена по понятным причинам изменены.