Пусть летят бабочки и смеются дети

Марианна Ольшевская
 Эту миниатюру я включила в предисловие к книге "Убежать от смерти".
 
                Июнь 2018 г. Швеция.
 Я работаю в школе. Вернее, в разных школах - я замещаю. Диспетчер высылает заявки - и у меня всегда загружены все дни недели. Более десяти школ в нашем городе - в моем списке. Иногда я работаю на одном месте неделю, иногда - 2-3 дня.

 Запомнилось мне этой весной одно небольшое событие - "Отпустим бабочек на вою"
Вначале были личинки бабочек. Где нашли эти личинки - я не знаю. Лежали они  в большой цилиндрической коробке, сетка вокруг, а разместили коробку в одном из классов. Мне их за три дня до "выпуска на волю" показала одна чудесная девочка и сказала: ”Смотри! Мы их кормим! Они живые!  Вот эти две померли, жаль их, но  остальные - живые” 
 Кормили их водой с сахаром, прошло время - и как положено, личинки превратились в бабочек. Дети иногда подходили и смотрели на эти хрупкие создания, на нежные крылышки, расписанные узором. Мелочь вроде - но это важно: чувствовать живое существо, чувствовать природу, учавствовать даже в таком событии - отпустить бабочку на волю.
И вот наконец, в один теплый солнечный день, на перемене, когда все гуляли, бегали, кричали, качались на качелях, раздался звонок колокольчика.
Все встали в круг. Учительница прошла медленно, держа коробку, останавливаясь перед детьми.. Дети смотрели на бабочек в коробке.
После этого все пошли в другое место, к ограждению, туда, где в небо возносились темные пушистые кроны огромных сосен. Учительница с трудом влезла на большущий камень и торжественно открыла коробку.

 И все замерли. Стояла тишина. Полнейшая тишина. Только птицы щебетали громко и радостно. Стволы сосен уходили высоко в ярко-синее небо. Туда же все устремили свои взгляды: вверх, туда, где учительница держала коробку.
И вот вылетела первая бабочка. Крики радости! 
Все хором: "Одна!"
Вторая бабочка вылетела!... Опять крики радости, аплодисменты, смех...
Все хором: "Две!"
Третья полетела! - опять смех и хором: "Три!"
А потом бабочки не хотели вылетать. Коробку трясли...
Девчушки сзади меня шептали: "Неужели они умерли? Жалко" Наконец-то еще одна вылетела... Аплодисменты и крики...
И последнюю, пятую, учительница просто осторожно достала рукой и выпустила. И она тоже полетела. И все бабочки улетели!
 
 Это было трогательно. Дети притихли от чувства радости и чувства
доброты, и объединяли эти чудесные мгновения всех нас в одно целое. А ведь многие из этих детей плохо воспитаны, могут что-то грубое сказать, дисциплины в школах нет, да и учатся  многие, к сожалению, плохо. К тому же есть дети, которые имеют психические отклонения, есть дети агрессивные. И эти дети у нас в школе - вместе с другими, умными и прилежными. Одни - учатся, другие - "валяют дурака"...
Детей с диагнозом появляется все больше, к сожалению. Нередко это последствие отравления нашей окружающей среды ядовитыми веществами. Но у нас в Швеции дети с диагнозом окружены вниманием и учителей и товарищей, их никто не давит, не обижает, не кричит на них и не принуждает к чему-то. Здесь такая система. В ней есть свои плюсы и минусы. Один из плюсов: ребенок может выразить свою волю и желание заниматься тем, чем он хочет. Минусы: агрессивные дети могут шуметь и мешать другим заниматься.   

 Но в этот трогательный момент, когда бабочки вылетали на свободу, абсолютно все дети, независимо от их поведения, от национальности, от характера, от возраста, все-все-все затаили дыхание, смотрели в яркое голубое небо, где плыли легкие белые облака, и радовались, и аплодировали и были счастливы и добры.

 Когда мы вернулись в школу, наши дети рисовали солнце, небо, красивых бабочек, маму и папу, цветы и еще много всего доброго. Они рисовали то, что ценят и любят самые разные люди на нашей Планете. Ведь во многом мы, люди, похожи. Главное - быть людьми.

Так хочется, чтобы в чистом небе летали бабочки и птицы (но не бомбы), чтобы цвели цветы, и чтобы смеялись дети...
Всем смертям назло.
Всем смертям назло.