А. С. Пушкин в Прямухине. Часть II

Людмила Сидорова 3
Дополнительная глава к моей книге «Пушкин – Тайная любовь. – М., АСТ, 2017


4. «ХОТЕЛ УБЕДИТЬ ЕЕ ВЫЙТИ ЗА МЕНЯ»

Письменным отказом Александра Михайловича Бакунина от дома Пушкин очень расстроен. По летописям его жизни, он сам, без Вульфа выезжает из Михайловского на Псков 25-26 ноября и где-то на более чем 20 дней …пропадает! Теперь понятно, что проводит он это время в тверском городке Торжке – дожидается приезда туда из Прямухина А.М. Бакунина.
Рассказу о своем пребывании там Пушкин нашел место в линиях профиля своей любимой девушки Бакуниной в ПД 841, л. 24 об. (см. в коллаже)  – черновиках неоконченной повести «На углу маленькой площади». Собственно девичьих профилей там даже два – маленький и гораздо более крупный.
Маленький на листе вверху слева рассказывает: «Бакунина въ Торжке и въ Прямухине. Добрыя друзья забрали Екатерину изъ Торжка въ Прямухино. Когда я узналъ объ ея безумномъ поступке, я решилъ ехать и, как дуракъ,  дежурилъ у ея дома въ Торжке, чтобы просить руку ея у ея дядюшки Бакунина. Екатерина сама отказалась разговаривать со мной».
Большой профиль сообщает о том же самом более пространно: «Моя жена Екатерина Бакунина въ Торжке и въ Прямухине. 25 Декабря въ Торжке она пыталась повеситься на шнурке отъ корсета, но онъ оборвался. Добрыя друзья ея увезли ея изъ Торжка въ Прямухино, из-за чего я теперь не могу съ ней видеться и разговаривать, хотя и убедился въ томъ, что рана ея безопасна. После такой дури я обязанъ жениться на ней, уговорить ея обвенчаться со мной, чтобъ избавиться отъ интригъ, осужденiя близкихъ, собственной семьи и обструкцiи аристократическаго общества. Я хотелъ говорить съ ней. Я думалъ, что она выслушаетъ мое предложенiе съ пониманiемъ того, что я люблю ея и хочу ея спасти.
Въ Ноябре я уговорилъ Алексея Вульфа поехать къ Рождеству къ его родственнику Бакунину въ его именiе Прямухино возле Торжка. Я собирался къ 25 Декабря напомнить Екатерине Бакуниной о себе. Алексей написалъ дяде съ просьбой принять насъ, но дядя Бакунинъ отказалъ намъ из-за своихъ малолетнихъ дочерей. Я сразу все понялъ, однако все равно убежденiе, что надо ехать къ ней обязательно, не оставляло меня, и я решился отправиться самъ, безъ Вульфа, в Торжокъ къ его дяде Бакунину.
Я хотелъ къ 25 Декабря приехать къ нему просить у него руку его племянницы Екатерины Бакуниной. Я мечталъ, что когда я буду ея мужемъ, я смогу быть ей лучшимъ другомъ и темъ самымъ исправлю свою ошибку. Я буду защищать ея от ея коварныхъ жениховъ Волкова съ княземъ Уманскимъ. Я заслужу ея дружбу и признательность. Я буду любить ея, я окружу ея любовью и обожанiемъ. Я изменю ея представленiе обо мне как о безнадежномъ эгоисте и наглеце. Я разбужу ея чувственность, и она будетъ относиться ко мне какъ къ мужу ея. Я буду для нея самымъ нежнымъ любовникомъ.
Къ дяде Бакунину въ его Тверскую губернiю я отправился изъ Михайловскаго на Торжокъ и Прямухино 25 Ноября безъ Вульфа. Я решилъ въ Торжке нанести визитъ уважаемому ею дядюшке-Закону, чтобы вместо матери ея попросить у него руку Екатерины Бакуниной, которая болеетъ въ его именiи Прямухино на реке Осуге. Я думалъ, что я долженъ постараться сделать его своимъ сватомъ.
Я приехалъ къ нему въ домъ и познакомился съ нимъ. Я сказалъ ему, что хочу жениться на его племяннице и прошу помочь мне въ сватовстве передъ матерью ея, императорскимъ дворомъ и светскимъ обществомъ. Ея мать напрасно думаетъ, что если я младше ея возрастомъ, то не могу стать ея мужемъ. Она не знаетъ, что я давно уже мужъ ея и сталъ имъ еще въ лицее на последнямъ курсе.
Его именiе Прямухино находится въ 35 верстахъ, и Бакунинъ предложилъ поехать къ самой Екатерине, чтобы спросить ея мненiе. Я приехалъ изъ Торжка въ именiе Прямухино вместе съ ея дядюшкой Бакунинымъ, но Екатерина сама отказалась со мной разговаривать и даже не вышла изъ своей комнаты. Тогда я уехалъ съ надеждой, что ситуацiя завтра можетъ измениться. Наутро она сказала, что я младше ея брата Александра. Я решилъ, что рано ставить точку. Я думалъ, что уговорю ея венчаться со мной и буду мужемъ ея, но она была неумолима въ своемъ упрямстве. Два раза я ездилъ въ Прямухино къ ея дядюшке, чтобы объяснить ей, что я прошу ея руку не из-за того, что я ея люблю, а лишь чтобы спасти ея репутацiю. Если она не хочетъ жить со мной, то пусть живетъ сама. Къ 25 Маiя въ Царскомъ я буду просить ея руку у ея матери».
Рассказу о своем прямухинском вояже в декабре 1826 года Пушкин найдет место также в черновиках пятой главы романа в линиях рисунка собственной фигурки в зимней одежде при стихах:

Татьяна (русская душою,
Сама не зная, почему)
С ее холодною красою
Любила русскую зиму… (VI, 98) (1)

Этот рисунок появился в тетради ПД 835, л. 80 (см. в коллаже) именно здесь, потому что на тот момент это был единственный уцелевший после прочисток «опасных» декабристских мест «зимний» кусок романа, рождавшийся зимой 1825-1826 года.
Текст в линиях этого изображения такой: «Мать-Бакунина все еще не знаетъ, что я мужъ ея дочки. Я у…ъ ея 25 Маiя, потому моя царевна стала злюка и кусака. Она забыла меня. Я накину уздечку на эту упрямаю лошадку. Я ея люблю и буду мужемъ ея къ Iюню. Я на ихъ дачу приеду къ 25 Маiя. Я буду просить ея руку у матери ея въ Царскомъ Селе. Столь долгая разлука мне показала, что я люблю Екатерину по-настоящему. Я очарованъ ею съ пятнадцатаго, а люблю ея съ 17 года. Я люблю Екатерину еще съ лицея. Тогда же я и у…ъ ея, а мать ея напрасно думаетъ, что я не могу быть мужемъ ея дочке и ея зятемъ. Поскольку я еще съ лицея любилъ и люблю ея, то думаю, что въ конце концовъ я все равно буду ея мужемъ. Я думаю взять свою злюку, кусаку и капризу, какъ и 25 Маiя, когда я ея у…ъ, дружбой, сочувствiемъ къ ея авантюрамъ и уваженiемъ къ ея горю.
Я, какъ дуракъ, дежурилъ у дома ея дяди въ Торжке. Отъ ея дядюшки я узналъ, что ея рана не опасна для здоровья, чему я былъ очень радъ. Тамъ я и сказалъ ему, что хочу жениться на его племяннице Екатерине Бакуниной. Дядюшка ея убедилъ меня не сразу по приезде въ именiе просить руку ея, такъ какъ съ Маiя у нея идетъ трауръ по ея благодетельнице Елизавете Алексеевне. Я тогда сказалъ ему, что люблю Екатерину еще съ лицейскихъ временъ, но мать ея не хочетъ, чтобы я сталъ ея зятемъ. Я уже предлагалъ ей свою руку въ 1817 году. Поскольку я по-настоящему люблю ея, я прошу у него руку ея вместо ея матери.
Я къ 25 Декабря ездилъ къ Бакунину въ его именiе Прямухино. Я ездилъ в Прямухино къ ея любимому дядюшке Бакунину, но не говорилъ съ нею из-за ея упрямства. Моя злюка и кусака живетъ въ Прямухине как будто въ замке безъ входа и выхода. Я, какъ дуракъ, ездилъ въ Прямухино къ ней три раза. Из-за траура по Елисавете она такъ и не вышла изъ ея комнаты, и я не могъ говорить съ ней.
Я думалъ, что я уговорю эту злюку и упрямицу. Я былъ уверенъ, что смогу убедить ея въ своемъ желанiи ея спасти. Я такъ и сказалъ ея дядюшке. Она сказала, что не выйдетъ замужъ за меня, потому что я младше ея младшаго брата Александра. Эта разница въ возрасте для меня не важна, но она существуетъ въ воображенiи безглазой красавицы Екатерины Бакуниной. Ея мать и въ свои 45 выглядитъ на 37, но ея отношенiе къ браку со мной ея дочки отрицательное, несмотря на то, что я предлагалъ ей не бракъ, а простую бумажку для защиты отъ враговъ.
Когда, черезъ день, я приехалъ в Прямухино безъ приглашенiя, для моей красавицы неожиданно, она гуляла съ чернымъ котенкомъ въ рукахъ въ парке. Она сразу узнала меня и убежала въ домъ. Я приезжалъ в Прямухино, чтобы говорить съ ней самой, но она убежала отъ меня. Не дав кучеру замерзнуть, я уехалъ.
Время излечитъ меня отъ любви, и я забуду ея мученья. Зря я мнилъ, что я ея мужъ. Зря думалъ, что женюсь на ней. Зря мучался какъ любовникъ. Зря въ Царскамъ 25 Маiя у…ъ ея. Зря, дуракъ, у ея кровати радовался тому, что ея завоевалъ.
Я надеялся, что время вылечитъ ея гордынюшку и она скажетъ матери, что она уже замужемъ за мной. Я думалъ, что мать ея узнаетъ обо мне и заставитъ меня обвенчаться съ ея дочкой. Но она утаила, что я ея мужъ, и забыла обо мне и думать Ея мать не знаетъ, что я зять ея, и пытается выдавать дочку замужъ за разныхъ богатыхъ моральныхъ уродовъ.
Я решилъ, что буду къ 25 Маiя у нихъ въ доме въ Царскомъ просить руку у самой Екатерины. Я думалъ, что когда я буду ея женихомъ, я буду иметь право вызвать на дуэль убiйцу ея князя Уманскаго въ его именiи въ Умани».
На соседнем листе ПД 835, л. 79 об. (см. в коллаже), при профиле с бакенбардами и даже усами (для пущей взрослости в глазах Бакуниной?) разговор, по сути, о том же. Профиль Пушкина здесь серьезен, неулыбчив. Брови напряженно сведены на переносице. Губы сжаты.
Текст в линиях рисунка таков: «Я еду къ 25 Маiя къ матери Екатерины свататься. Я ея зять съ 25 Маiя. Я вместо ея матери ездилъ просить ея руку у ея дядюшки-Закона Бакунина въ его Прямухино. Я хотелъ убедить Екатерину выйти замужъ за меня хотя бы фиктивно ради спасенiя ея репутацiи въ свете. Но моя любимая сама не хотела говорить со мной о замужестве. Бакунинъ сказалъ, что у нея трауръ по ея благодетельнице-императрице и посоветовалъ поговорить съ ней позже. Я три раза ездилъ къ ней и уехалъ въ Москву безъ нея въ ужасномъ разочарованiи ея отказомъ. Как мужъ ея, я хотелъ ехать на Украину, въ Умань, и вызвать на дуэль ея убiйцу князя Уманскаго».

5. «БУДУ ЖДАТЬ ЕЕ ДОМА»

Как отмечено в перечне пушкинских проездов через Торжок в местном музее дорожного быта, прибывший сюда из Пскова поэт двинулся дальше на Москву 18 декабря и прибыл на квартиру С.А. Соболевского на Собачьей площадке 19 декабря вечером. Из Торжка до Москвы по Петербургскому тракту всего сутки пути, но Пушкин на него потратил несколько больше. Значит, двинул туда другой дорогой: Торжок – Прямухино – Рясна – Ржев – Зубцов – Погорелое Городище – Москва. Итого, Пушкин ездил в Прямухино три дня подряд – 16, 17 и 18 декабря.
По прибытии Пушкина в Москву все его старые и новые знакомые в один голос отмечают, что его осенней эйфории уже как не бывало. Ее сменили меланхолия и тоска. К нему вернулось ссылочное ощущение безысходности и одиночества.
Мчался в Михайловское, как отписывает князю Вяземскому еще 9 ноября, со светлыми мыслями: «Деревня мне пришла как-то по сердцу. Есть какое-то поэтическое наслаждение возвратиться вольным в покинутую тюрьму. Ты знаешь, что я не корчу чувствительность, но встреча моей дворни, хамов и моей няни, – ей-богу, приятнее щекотит сердце, чем слава, наслаждения самолюбия, рассеянности и пр…» (XIII, 304)
Но в том же ноябре жалуется своему московскому приятелю В.П. Зубкову: «Злой рок преследует меня во всем том, чего мне хочется». (XIII, 289) Вероятно, это момент, когда Вульфу пришел отказ в гостеприимстве от его прямухинского дяди Бакунина.
Первого декабря Пушкин жалуется своему московскому приятелю Василию Зубкову уже из Пскова: «Дорогой Зубков, ты не получил письма от меня, – и вот этому объяснение: я хотел сам явиться к вам, как бомба, 1 дек., т. е. сегодня и потому выехал 5-6 дней тому назад из моей проклятой деревушки на перекладной, из-за отвратительных дорог». И привирает, маскирует свой неблизкий и по времени продолжительный тайный крюк в Торжок и Прямухино: «Псковские ямщики не нашли ничего лучшего, как опрокинуть меня; у меня помят бок, болит грудь, и я не могу дышать; от бешенства я играю и проигрываю. Довольно об этом; жду, чтобы мне стало хоть немного лучше, дабы пуститься дальше на почтовых». (XIII, 311) И даже присовокупляет к своим сетованиям на дорожные неудобства просьбу к Зубкову посодействовать в сватовстве к его свояченице Софье Пушкиной, хотя прекрасно знает, что у той давно есть жених, за которого она собирается вскоре выйти замуж.
В декабре, уже после разочаровавшего его Прямухина, из Москвы констатирует Н.М. Языкову «Я устал и болен». (XIII, 314) И в Петербурге потом, уже в 1827 году, как вспоминает Анна Керн, «чего-то ему недоставало. Он как будто не был так доволен собою и другими, как в Тригорском и Михайловском»… (1)
Бакунину, какой Пушкин ее видел в парке имения ее дядюшки Прямухино последний раз – гуляющей с черным котенком – он нарисует (как одну из своеобразных расшифровок, подсказок к своему донжуанскому списку) в альбоме своей московской приятельницы Елизаветы Николаевны Ушаковой (ПД 1723, л. 71, см. в коллаже) уже осенью 1829 года. На шее у Бакуниной – напоминающий о ее не столь давней тогда виселичной шнурочной петле традиционный в таких случаях для рисунков Пушкина символический черный шарф, а под ее изображением – шкатулка с драгоценностями его сердца, которую он в тот свой приезд пытался перед ней распахнуть.
Текст в рисунке ПД 1723, л. 71 такой: «Моя жена Екатерина Бакунина. За ее честь я готовъ драться на дуэли съ княземъ Уманскимъ. Я, как ея мужъ, поеду къ нему въ его Умань на Украине. Я ездилъ къ дядюшке ея Бакунину въ Прямухино. То, что Екатерина не ответила мне – не важно. Зато я узналъ хоть объ ея состоянiи здоровья. Я буду ждать ея выздоровленiя дома, въ Петербурге».
Хорошо узнаваем на пушкинском рисунке прямухинский фон зимнего профиля Бакуниной. В своей манере рисующий словами поэт в название «Прямухино» вместил и высокий берег речки Осуги, на котором стоит барский дом с двумя флигилями, и возведенную почти на одной линии с ним церковь, и находящуюся в некотором отдалении от нее колокольню… (План усадьбы и ее объекты, изображенные Пушкиным в ПД 1723, л. 71 – макет дома, церковь, колокольня, см. в коллаже)
Бакунин посоветовал Пушкину переговорить с Екатериной о замужестве по окончании ее траура. То есть, по сути, перевел стрелки в этом щекотливом, как оказалось, деле с себя – обратно на мать-Бакунину. С его дипломатичным советом Пушкин скрепя сердце вынужден согласиться. И он перепланирует свое сватовство к Екатерине на другую памятную им с нею обоим (причем юбилейную, десятилетнюю!) дату – 25 мая 1827 года.


С Н О С К И :
1 – Здесь и далее цитаты из произведений А.С. Пушкина приводятся по его Полному собранию сочинений в 16 томах — М., Л., АН СССР, 1937–1959. В скобках римской цифрой обозначается том, арабской – страница.
2 – Сысоев В.И. Анна Керн. Жизнь во имя любви. – М., «Молодая гвардия», 2010, с. 125

И Л Л Ю С Т Р А Ц И И :

Портрет Е.П. Бакуниной. П.Ф. Соколов, 1828 –
https://yandex.ru/images/search?text=ЕкатеринаПавл.Бакунина
ПД 841, л. 24 об. – Рабочие тетради А.С. Пушкина, т. VII, с. 68
ПД 835, л. 80 – Там же, т. IV, с. 289
ПД 835, л. 79 об. – Там же, т. IV, с. 288
ПД 1723, л. 71 – Альбом Елизаветы Николаевны Ушаковой. – https://nestoriana.wordpress.com/2012/12/10/ushak/
Макет барского дома и виды окрестностей усадьбы Прямухино – фото автора.