Дневник сумасшедшего 390

Владимир Светашев
10013

англ. – 1, лат. – 1, Ш. – 1, математ. – 1, Кант – 4, стихи – 1.
Сегодня, за долгое время, почувствовал искру страсти. При визите в офис, где должен был решить вопрос с изб.ком., встретил приятную симпатичную девушку, и, пока разбирался со своими делами, не мог избавиться от мысли, что она мне очень нравится. Мы были вдвоем и разговаривали минут 10-ть. Когда я вышел, настроение было на грани восторга, несмотря на то, что вопрос решить так и не удалось. Сперва был импульс – сочинить стихи для красотки из офиса, но потом я прогнал его прочь, как и мысли об этой девушке.
Стал изучать Канта по новой схеме. Вместо поверхностного чтения разбираю каждое предложение и продумываю вслед за автором все досконально. За 4-е часа разобрал пару страниц. Построил план и буду стараться ему следовать. Помимо конспектирования буду ежедневно описывать свое понимание проработанного материала. Сперва думал переводить еще и с латыни и даже нашел латинский вариант «Критики…», но, начав, понял, что сейчас такая задача мне не под силу.
Поэма Тургенева совершенно потеряла свой блеск, и теперь я думаю только о том, как бы доучить ее и забыть; в смысле – отложить в бесконечную память, предварительно заархивировав. Подумывал над выучиванием «Евгения Онегина».

1.
Приступаю к целенаправленному изучению «Критики чистого разума». Основная задача: разобраться самостоятельно в содержании, освоить терминологию и исследовать метафизический метод, предложенный Кантом.
Предположительное время для работы 2 года.
Заниматься планирую ежедневно минимум по часу, с возможными кратковременными перерывами.
Помимо чтения и тщательного разбора текста, предполагается пользование дополнительной литературой: комментариями, словарями и т.д.
Здесь буду вести ежедневный учет продвижения, разбирая попутно усвоенный материал.

(время занятий 4 часа)
(a 8) Предисловие к первому изданию.
Познание, опирающееся на опыт; познание выходящее за пределы опыта и не признающее его критерии. Поле битвы споров – метафизика.
Под метафизикой Кант понимал философию; термин произошел при систематизации трудов Аристотеля его учениками; после «физики» шли труды по философии, отсюда: «метафизика». Гегель сузил понятие «метафизика» до противоположности диалектики.
(b 16) Предисловие ко второму изданию.
Старая модель: познание должно сообразоваться с предметами.
Новая модель: предметы должны сообразоваться с познанием, т.к. только это дает возможность расширить наше знание о предметах a priori.
(b 17) Созерцание не согласуется со свойствами предметов, т.к. исключает возможность познать свойства a priori. Наоборот, предметы согласуются со способностью к созерцанию, что делает возможным априорное знание о них.
Чтобы из созерцаний получить знания, нужно их в форме представлений отнести к предмету, и определить это представление в понятии. Чтобы не возвращаться к старой модели, следует принять, что предметы, или опыт, что одно и то же, сообразуются в соответствии с понятием. Опыт есть вид познания, требующий участия рассудка, правила которого даны a priori. Эти правила должны быть выражены в априорных понятиях, с которыми все предметы опыта должны согласоваться и сообразоваться.
(b 18) Предметы мыслимые только разумом не даны в опыте, мы познаем в вещах только то, что вложено в них нами самими.
Рассмотрение предметов с двух сторон:
1. Как предметов чувств и рассудка – для опыта.
2. Как предметов, которые только мыслятся – предметы разума, стремящиеся за пределы опыта.
(b 19) С помощью нового способа мышления легко можно объяснить возможность априорных понятий до опыта как в первом случае, а также определить законы a priori, лежащие в основе природы в совокупности предметов опыта.
(b 20) Но, с помощью способности априорного познания нельзя выйти за пределы возможного опыта, следовательно, во втором случае, предметы остаются действительными, но познать их нельзя (вещь в себе).

Комментарий. Согласно старой модели я могу познавать только действительные вещи и не могу познать то, чего в опыте нет. С помощью новой – у меня появляется возможность познавать вещи и до возможного опыта. Например, я могу мысленно представить себе вещь, наделить ее определенными функциями, формой и т.д. После того как я ее представил, мне необходимо перенести представление на действительный предмет, который должен соответствовать моему представлению, т.е. данный предмет сообразуется с тем понятием, которое я о нем составил. Любая вещь возникает из понятия, и мы можем познать в ней только то, что мы сами в нее вложили.
Я могу познать, таким образом, возможные вещи в представлении, но не могу познать вещи, так, как они есть сами по себе – действительные вещи.

https://www.youtube.com/watch?v=vOuybbIRcKg&featu..

В начало: http://www.proza.ru/2017/09/08/1154
Продолжение: http://www.proza.ru/2019/01/22/1336