Ч. 17 Торпедный кризис

Владимир Врубель
Предыдущая страница  http://www.proza.ru/2019/01/20/1167

Весной 1940 года гитлеровское командование планировало оккупацию Норвегии и Дании. Важную часть в этой операции отвели подводным лодкам: защиту транспортов и надводных кораблей.

Во время оккупации Норвегии подводные лодки помимо основной задачи выполняли и транспортные функции: перевозили оружие и боеприпасы. Три подводные лодки переоборудовали для перевозки каждой 130 тонн авиабомб и авиатоплива. Опасаясь британской авиации и кораблей, подводные лодки шли под водой.

Подводная лодка, стальная труба, напичканная механизмами и вооружением, с крошечным пространством для людей, после погрузки бомб становилась кошмаром: для подводников оставались  лишь узкие щели между контейнерами. Но то была ещё не вся радость.

В книге бывшего командующего подводными силами Карла Дёница говорится: «перевозка боеприпасов и топлива была достаточно опасной для самой подводной лодки, поэтому мы решили больше так не рисковать. Однажды, когда лодка следовала в погруженном состоянии, пары бензина просочились в помещения, что едва не привело к ее гибели».

Мне не удалось выяснить подробности этого случая на немецкой подлодке. Зато хорошо известно, что подобное произошло 23 июня 1942 года на советской подводной лодке М-32.

Подводная лодка доставила в Севастополь 8 тонн мин и винтовочных патронов, а также 6 тонн авиационного бензина.
 
В два часа пятнадцать минут ночи во время дифферентовки* в Стрелецкой бухте в 3-м отсеке подводной лодки произошёл взрыв паров бензина. О том, что затем происходило на подводной лодке, рассказал  на Прозе ру один из авторов, Герман Андреевич Ануфриев. http://www.proza.ru/2012/02/20/1446

Во время боевых действий немецких подводных лодок в тот период подводники столкнулись с многочисленными отказами торпед.

Дёниц привёл такие сведения: «Из 12 торпед с магнитными взрывателями, выпущенными «U-25», «U-48» и «U-51» 11 апреля, 6–8 взорвалось преждевременно, что составляет 50–66 % отказов. Торпеды с контактными взрывателями, выпущенные «U-47» 15 апреля по стоящим транспортам, не взорвались вообще».

Во время норвежской компании немцы потеряли четыре подводные лодки и выяснили, что воюют негодными торпедами. Создали комиссию, которая обнаружила конструктивные недостатки в торпедах, а также невыполнение требований документации при приёмке и испытаниях торпед.

Только в декабре 1942 года немцам удалось создать надёжный магнитный взрыватель для торпед и в том же году они сумели запустить в серийное производство акустическую торпеду, опередив в этом отношении союзников, а до того, как писал Дёниц, «эффективность наших торпед не была выше, чем во время Первой мировой войны».

Когда я читал книгу Дёница, то подумал, что он очень правильно написал: «Чтобы вооружиться знаниями на будущее, мы должны точно знать, какие ошибки совершили в прошлом, и иметь смелость их признавать».

Немецкий адмирал писал, что магнитный взрыватель торпед приняли на вооружение всего лишь после двух пусков. Это не удивляет. Я по собственному опыту знаю, что в советское время никогда не была полностью выполнена программа отработки ни одного «изделия», в разработке и изготовлении которых мне довелось принимать участие.

Вторая причина поставки негодных торпед, помимо неполной отработки и испытаний, заключалась в том, что весь процесс от проектирования до передачи в эксплуатацию находился в руках одной организации.

Прав был Дёниц, что военные не должны сами конструировать оружие, их дело предъявить промышленности свои требования и, добавлю, контролировать выполнение своих требований.

У нас эти требования излагались в тактико-техническом задании. Если упрощённо, то брался американский образец, и ставилась задача сделать советский вариант лучше. Однако в процессе согласования с промышленностью опускались на грешную землю и в конечном счёте получалось хуже.

Но мне не хочется сейчас углубляться в эту тему, иначе уйду в сторону от того, о чём пишу.

Немцы начали войну, располагая 57 подводными лодками. В течение первого года войны они построили ещё 28 лодок, но и столько же потеряли, оставшись на 1 сентября 1940 года всё с теми же 57 подводными лодками.

Можно себе представить, какой урон союзникам даже с таким количеством подводных лодок могли бы причинить немецкие подводники, имей они с самого начала безотказные торпеды.

Продолжение http://www.proza.ru/2019/01/23/946

*Что такое дифферентовка подводной лодки, доступно поясняется в статье https://flot.com/publications/books/shelf/conning/15.htm

На фотографии: сборка торпеды.